В I полугодии 2016 г. вакантность в сегменте стрит-ритейла в Москве составила 10%. При этом доля улиц с вакантностью более 15% в общей структуре предложения внутри Садового кольца составляет 22%.
Вакантность на центральных торговых коридорах Москвы в сравнении с первым кварталом 2016 г. осталась на том же уровне и составила 10%. При этом на Бульварном кольце вакантность зафиксирована на уровне 16%, на Садовом кольце – 9%, на основных центральных улицах – 10%, на пешеходных улицах – 9%, на Патриарших прудах – 5%. На таких торговых магистральных улицах, как Дмитровское шоссе, Ленинский, Ленинградский и Кутузовский проспекты вакантность составила 9%, следует из отчета международной консалтинговой компании Colliers International.
Доля улиц с вакантностью более 15% в общей структуре предложения внутри Садового кольца составляет 22%. Среди наиболее пустых улиц – Земляной вал (19%), Остоженка (24%), Столешников переулок (29%), Большая Лубянка (41%). В целом внутри Садового кольца на 40% улиц доля свободных площадей составляет менее 5%.
№ |
Наиболее заполненные улицы |
Вакантность |
|
Маросейка |
0% |
|
Цветной бул. |
2% |
|
Зубовский Бульвар |
2% |
|
Никитский бульвар |
3% |
|
Большая Бронная |
3% |
|
Арбат |
3% |
|
Страстной бульвар |
3% |
|
Мясницкая улица |
4% |
|
Третьяковский проезд |
4% |
|
Камергерский переулок |
4% |
Примечательно то, что и годом ранее, по итогам II квартала 2015 г. ряд перечисленных улиц демонстрировали схожие уровни вакансии. Высокая доля свободных площадей сохранялась на Большой Лубянке, Остоженке, Никольской улице. А такие коридоры как Никитский бульвар, Покровка, Большая Полянка демонстрируют снижение вакансии по сравнению с прошлым летом.
Рост вакантности в I полугодии 2016 г. был зафиксирован на следующих торговых коридорах – Столешников переулок (с 25% до 29%), Тверская улица (с 8% до 11%), улица Петровка (с 15% до 18%), Никольская (с 17% до 18%). При этом на Арбате доля свободных площадей сократилась в два раза – с 7% до 3%.
В конце I полугодия 2016 г. сегмент стрит-ритейла испытывал на себе влияние за счет реализации городской программы «Моя улица» – реконструкция привела к частичному снижению покупательского трафика и ротации арендаторов на центральных торговых коридорах. Изменения и новый формат улиц по-разному отражается на уровне вакансии на реконструированных пешеходных магистралях. Например, с Никольской улицы за последний год съехало несколько fashion-арендаторов, что увеличило долю свободных площадей с 13% до 20%. В то же время на Пятницкой улице, пережившей реконструкцию одной из первых, за прошедший год доля вакантных площадей уменьшилась с 15% до 7%.
Во II квартале 2016 г. на центральных торговых коридорах Москвы наблюдались разнонаправленные тенденции по корректировке ставок аренды. Рублевые ставки аренды по предлагаемым помещениям снизились на таких улицах как, например, Столешников переулок, Мясницкая, Арбат, а повысились на улицах Тверская, Петровка и Новый Арбат. Наблюдаемое снижение обусловлено, в первую очередь, долгим экспонированием предлагаемых помещений и в целом не является общерыночной тенденцией. Кроме того, в связи с процессом благоустройства улиц некоторые собственники помещений вынуждены были временно снижать арендные ставки на торговые помещения, а часть арендаторов и вовсе решила закрыть свои заведения на время ремонта. Так, в настоящее время стоимость аренды в Столешниковом переулке составляет 100–250 тыс. рублей за кв. м в год, на Тверской улице – 50–155 тыс. рублей, на Кузнецком мосту – 50–195 тыс. рублей, на Мясницкой улице – 46–96 тыс. рублей, на Никольской улице – 55–125 тыс. рублей, на Арбате – 51–120 тыс. рублей.
Екатерина Подлесных, руководитель департамента стрит-ритейл по России Colliers International: «Самыми активными игроками рынка street-retail остаются операторы общественного питания. В I полугодии 2016 г. на центральных торговых коридорах Москвы увеличилось число кафе, баров и ресторанов, что, в том числе, было обусловлено развитием и инициативностью несетевых игроков, предлагающих заведения с новыми форматами и авторскими концепциями. Также мы наблюдаем активность со стороны продуктовых сетей, которые после периода экспансии в 2014-2015 годах перешли к процессу оптимизации арендных расходов на существующие помещения. В результате чего на рынке происходит ротация занимаемых сетями помещений в случаях, когда собственники остаются негибкими при обсуждении коммерческих условий».