В столице Татарстана отмечается снижение показателя обеспеченности жителей качественными торговыми площадями. Причина тому – рост уровня доходов населения и отсутствие запуска новых объектов.
В 2015 г. не было открыто ни одного нового ТЦ. Из анонсированных к вводу в течение ближайших двух лет семи объектов запущен лишь один – ТЦ «Порт». При этом совокупная площадь всех объектов составила бы примерно 150 тыс. кв. м. По мнению специалистов M1 Solutions, текущая экономическая ситуация резко сократила возможности для запуска новых объектов и максимального выхода новых ритейлеров на рынке торговой недвижимости Казани.
В условиях сложной экономики интерес к Казани в 90% случаях обеспечен крупными федеральными и международными ритейлерами, которые делают ставку на стратегическое развитие. Планируется открытие гипермаркета «Лента», Castorama говорит о строительстве объекта, также о планах строительства гипермаркета заявил и ритейлер «Эссен». Крупная сеть по продаже игрушек «Бегемот» заходит в дисконт-центр XL, а KFC планирует запускать рестораны, соответствующие стандартам халяля.
Хорошую маркетинговую политику и активную работу по привлечению арендаторов проводит МЕГА – открылись первый магазин DeFacto, «Корд», Orby, Baon, планируется запуск Armani Exchange. Специальная концепция МЕГИ «Вкусный бульвар», которая пока запущена в МЕГА Теплый стан в Москве, в дальнейшем появится и в других МЕГАх, а в Казани уже в ближайшее время. Фактически «Вкусный бульвар» – это объединение зоны общественного питания с развлекательной составляющей.
Среди ритейлеров активно сейчас проявляет себя и «Детский мир», который в рамках благотворительного проекта открыл пять детских игровых комнат в Казани.
Кризис сказывается на рынке региона – люди экономят, что приводит к снижению среднего чека – на 15-25% в зависимости от сегмента. Наиболее комфортно себя чувствуют продуктовые ритейлеры, одежные и обувные операторы эконом-сегмента, ритейлеры детских товаров, операторы, предоставляющие товары первой необходимости. Естественно, что арендаторы продолжают требовать от собственников снижения арендных ставок, которые упали на 10-20% в различных объектах.
Марат Манасян, генеральный директор компании M1 Solutions, отмечает: «К сожалению, часто практика необдуманного предоставления скидок и преференций приводит к ухудшению общего состояния торгового центра – снижению уровня оказания услуг, уходу арендаторов, снижению трафика посетителей. Повышение эффективности торговой галереи и привлекательности комплекса для посетителей – общая задача управляющей компании и пула арендаторов. Основной задачей должно быть удержание покупателя и полное соответствие его требованиям. Порой для достижения большего успеха нужно лишь провести анализ деятельности операторов и провести ротацию внутри объекта, а также чуть больше внимания уделить маркетингу. При этом для оценки объективной ситуации лучше привлекать сторонних профессионалов».