Виктор Козин, NAI Becar: «Собственники и арендаторы начинают слушать и слышать друг друга»

Департамент управления активами NAI Becar подготовил краткий обзор рынков Москвы за IIIквартал 2016 г. 

5680

Департамент управления активами NAI Becar подготовил краткий обзор рынков Москвы за III квартал 2016 г.

Согласно проведенному исследованию, объем инвестиций в московскую недвижимость в 3Q 2016 г. приблизился к показателю всего первого полугодия 2016 г. Несмотря на сложную ситуацию на рынке офисной недвижимости, классу А удалось зафиксировать снижение уровня вакансии. А вот в торговой недвижимости не все так гладко: арендные ставки падают, а вакансия при этом сильно растет.

Инвестиции

Общий объем инвестиций в недвижимость в 3Q 2016 г. составил 1 258 млн долл. (81 351 млн руб.), что сопоставимо с объемом вложений всего первого полугодия 2016 г., из них 82% приходится на коммерческую недвижимость, 18% - земельные участки, соответственно. Всего по итогам трех кварталов в недвижимость было инвестировано 192 737 млн руб. Данный показатель в рублях на 60% превышает результат аналогичного периода 2015 г.

По данным аналитиков NAI Becar, около 30% от общего числа сделок в офисном секторе пришлось на небольшие офисные здания площадью до 2 тыс. кв. м.

В 3Q 2016 г. состоялась единственная сделка с иностранным капиталом – приобретение немецкой компанией QueisserPharma офисного здания в центре Москвы площадью 711 кв.м.

Кроме того, за отчетный период наблюдался рост числа сделок приобретения офисных зданий с целью реконструкции под апартаменты (18% от общего числа сделок в 3Q 2016 г.).

В 4Q 2016 г. ожидается закрытие сделок на сумму порядка 770 млн долл. Общий прогнозируемый объем инвестиций в недвижимость Москвы в 2016 г. – 3 640 млрд долл. против прошлогодних 4 млрд долл.

Офисная недвижимость

В 3Q 2016 г. на рынок Москвы было выведено 171,9 тыс.кв. м GLA, что на 451% выше показателя предыдущего квартала. При этом всего за 3 квартала 2016 г. на рынок было введено 256 тыс.кв. м GLA. Как отмечают аналитики NAI Becar, данный показатель упал на 41% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Средняя ставка аренды в БЦ класса А за отчетный период составила 2 010 руб./кв.м/мес. (-1,1% по отношению ко 2Q 2016 г.), класса В+ - 1 420 руб./кв.м/мес. (0%), класса В – 1 060 руб./кв.м/мес. (-2,6%), класса С – 910 руб./кв.м/мес. (-2,2%).

Уровень вакансии при этом в классе А упал на 3,4% и составил 25,4%. В класса В+ вакансия зафиксировалась на уровне 16,8% (+5,0), в классе В – 10,8% (-0,9%), в классе С – 9,4% (-2,5%).

Наибольшая доля вводимых площадей вновь наблюдается в классе В+ (порядка 63%).

В классе же А за счет существенного снижения арендных ставок (на 13%) и сокращения объемов ввода удалось добиться снижения уровня вакансии (на 2,5 п.п) по сравнению с началом 2016 г.

Кроме того, снижением ставок в низкоклассном сегменте удалось приостановить рост уровня вакансии.

В 4Q 2016 г. ожидается ввод 280 тыс. кв. м GLA, преимущественно класса А, а как следствие – повышение уровня вакансии в этом классе из-за больших объемов ввода.

В классе В+ в условиях роста конкуренции аналитики прогнозируют снижение арендных ставок.

Торговая недвижимость

В 3Q 2016 г. в эксплуатацию было введено 283,2 тыс. кв.м. GLA(+144% по отношению ко 2Q 2016 г).

Речь идет прежде всего о вводе ТЦ «Рига Молл» (80,0 тыс. кв. м. GLA), ТЦ «Океания» (59,4 тыс. кв. м. GLA), ТЦ «Хорошо!» (53,0 тыс. кв. м. GLA), ТРЦ «Косино Парк» (39,0 тыс. кв. м), 2-я очередь ТЦ «Метрополис» (38,0 тыс. кв. м. GLA), ТЦ «Нора» (13,8 тыс. кв. м. GLA).

Всего за 3 квартала 2016 г. на рынок торговой недвижимости Москвы вышло 448,2 тыс. кв.м. GLA, что на 25% превышает показатели аналогичного периода прошлого года.

Уровень вакансии в торговых центрах Москвы в 3Q 2016 г. составил 12%, превысив на 7,9% показатель предыдущего квартала.

Средняя ставка аренды для торговой галереи в 3Q 2016 г. зафиксировалась на уровне 38,3 тыс. руб./кв. м/год (-5,5 % по отношению ко 2Q 2016 г.); для якорных арендаторов – 13,2 тыс. руб./кв. м/год (-5,6%)

До конца 2016 г. на рынок торговой недвижимости Москвы может выйти около 200 тыс. кв. м (GLA). По подсчетам аналитиков группы Becar, ввод порядка 150 тыс. кв. м GLA, расположенных преимущественно в Московской области, может перенестись на 2017-2018 гг.

Складская недвижимость

В 3Q 2016 г. в эксплуатацию было введено 178  тыс. кв.м. площадей. Данный результат на 1,5% превышает показатели 2Q 2016 г. Всего за 3 квартала 2016 г. на рынок было выведено 406 тыс. кв. м. площадей, что на 29% ниже результатов аналогичного периода прошлого года. Средняя ставка в складских комплексах класса А за отчетный период составила 4 169 руб./кв.м./год (+5,2% по отношению ко 2Q 2016 г.); в классе В – 3 570 руб./кв.м./год (0%).

В классе А вакантными на текущий момент остаются 16,3% площадей и 13% в классе В, соответственно.

До конца года ожидается  ввод  еще порядка 70-80 тыс. кв. м. (GBA) складской недвижимости. Кроме того, к концу года арендные ставки стабилизируются и достигнут уровня 1Q 2016, а уровень вакансии может показать незначительное  снижение на 1-2 п.п. в обоих классах.

Апартаменты

Объем предложения в 3Q 2016 г. составил 8 361 ап. в 99 комплексах, в том числе: апартаменты buy-to-live – 7 169 ап. в 85 комплексах; апартаменты buy-to-let – 1 192 ап. в 14 комплексах. Объем нового предложения - 1 069 ап. в 2 проектах («Only» и «Смольная 44»  - проекты формата buy-to-live), что на 6,3% ниже, чем в предыдущем квартале. На текущий момент 11% приходится на объекты комфорт-класса, 74% - на объекты бизнес-класса и 15% - на объекты элит-класса. 

Стоимость продажи одного квадратного метра в проектах комфорт-класса составила 146,6 тыс. руб. (на 9,4% ниже, чем во 2Q 2016 г.); в проектах бизнес-класса – 306,1 тыс. руб./кв. м (на 4,9% ниже, чем во 2Q 2016 г.); в проектах элит-класса – 410,1 тыс. руб./кв. м (на 14,0% ниже, чем во 2Q 2016 г.). Всего в 3Q 2016 г. было продано 400 юнитов, что на 4,7% ниже, чем во 2Q 2016.  

Наибольшее количество апартаментов с начала года выводится на рынок в формате buy-to-live (11 проектов или 93% от общего объема нового предложения). В 3Q 2016 г. продолжилась «скупка» апарт-комплексов АИЖК для развития арендного бизнеса (МФК «Лайнер», 295 апартаментов). 

В 4Q 2016 г. ожидается стабилизация цен продаж или их незначительный рост за счет повышения готовности проектов и замедления темпов вывода на рынок новых проектов. Спрос при этом может увеличиться на 3-5%.

Виктор Козин, вице-президент NAI Becar, комментирует: «Сейчас рынок коммерческой недвижимости проходит особый путь. Все его игроки вынуждены пересматривать правила игры и подстраиваться под них.  На первый план выходят такие понятия, как «оптимизация», «диверсификация», «новые стратегии», «пересмотр концепций». Сейчас уже не достаточно просто осуществлять обслуживание зданий и заниматься генерацией арендных потоков. Собственники и арендаторы начинают слушать и слышать друг друга, понимая, что от слаженной, консолидированной и активной работы напрямую зависит успех в будущем как одних участников процесса, так и других».

 

 

 

 



иГРОКИ РЫНКА

Becar Asset Management

Козин Виктор

Материалы по теме

Экспертный анализ

В Москве – самые дорогие премиальные офисы

Москва лидирует по уровню ставки аренды премиальных офисов в ЦВЕ, здесь также зафиксирована одна из высочайших ставок капитализации по региону.
23.06
Экспертный анализ

Какие торговые центры сегодня нужны Москве?

На VI Московском урбанистическом форуме эксперты обсуждали в том числе и оптимальные площади ТЦ, которые уместно вводить сегодня в столице. Некоторые считают, что строительство крупных ТЦ сейчас не рентабельно.
04.07

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04
Источник: SLAVA Concept
Экспертный анализ

Оформят возврат: почему качество клиентского опыта станет основным конкурентным преимуществом российских брендов

Качество клиентского опыта и локальная экспертиза станут самой важной компетенцией и основным конкурентным преимуществом российских игроков в случае возвращения в страну иностранных бизнесов. Однако с вызовом справятся далеко не все: сервис по-прежнему – слабое звено отечественных компаний, а изучать своего покупателя интересно единицам из них. С такими вводными мало кому помогут даже искусственные ограничения для «возвращенцев» и государственные программы поддержки, уверены собеседники CRE.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
18.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre