БЦ необходим качественный пул арендаторов стрит-ритейла

Компания Colliers International провела анализ торговой инфраструктуры в 27 бизнес-центрах класса А, расположенных в различных районах Москвы в пределах МКАД, в том числе в объектах ММДЦ «Москва-Сити». 
5923

Компания Colliers International провела анализ торговой инфраструктуры в 27 бизнес-центрах класса А, расположенных в различных районах Москвы в пределах МКАД, в том числе в объектах ММДЦ «Москва-Сити». Согласно проведенному исследованию, наибольшую долю в структуре арендаторов торговых галерей в БЦ занимают предприятия общественного питания (37%), сферы услуг (20%) и банки (9%).

Операторы общественного питания формируют основную долю спроса в структуре арендаторов торговых галерей в бизнес-центрах класса А - на них приходится 37% от общего количества арендаторов или 33% от общей площади арендованных помещений. В количественном выражении наименее представлены в сегменте общепита в БЦ форматы столовых, пекарен и фаст-фуда. Как правило, для одного БЦ является достаточным наличие одной-двух точек общепита данных категорий.

Второе месте в структуре арендаторов первых этажей БЦ занимают компании из сферы услуг, которые формируют пятую часть от общего числа арендаторов. В их число входят салоны красоты, дома быта, медицинские центры, турфирмы, языковые школы и т.д. Существенная доля арендаторов приходится на отделения банков (9%), причем отделения таких банков, как «Райффайзенбанк», «Росбанк» и «Россельхозбанк», представлены сразу в нескольких бизнес-центрах.

В среднем в московских бизнес-центрах класса А вакантно порядка 10% от общего количества торговых помещений, при этом самую низкую вакантность демонстрируют БЦ «Белая Площадь» и деловой квартал «Новоспасский».

Торговая инфраструктура ММДЦ «Москва-Сити» (без учета ТРЦ «Афимолл Сити»), в отличие от большинства исследуемых БЦ класса А, рассчитана исключительно на внутренний спрос работающих и проживающих в апартаментах на территории «Сити» людей. Больше трети арендаторов торговых галерей составляют предприятия общественного питания, несмотря на соседство с одним из крупнейших московских ТРЦ «Афимолл Сити», в котором представлена обширная ресторанная зона. Такое распределение связано с крайне высоким спросом на предприятия общепита со стороны сотрудников «Сити», особенно в период бизнес-ланчей. При этом данные точки в БЦ имеют ограничения по времени работы, в частности, закрыты для посетителей в выходные дни.

На долю предприятий сервиса и услуг приходится четверть от числа арендованных точек, что связано с транспортной изолированностью ММДЦ. Особая аудитория ММДЦ, включающая офисных работников и обеспеченных жителей апартаментов, привлекла в состав торговых галереей БЦ и арендаторов узкоспециализированной тематики, рассчитанной на премиальной спрос: в их числе, например, расположенные в БЦ «Город Столиц» магазин товаров для гольфа Golfeast, автомобильное тюнинг-ателье Zart, магазин селективной парфюмерии Parfume Palace.

Согласно исследованию Colliers, существенное влияние на состав торговой инфраструктуры в бизнес-центре оказывает его месторасположение.  Если БЦ отличается выгодной локацией (первая линия улицы, близость к метро, высокий пешеходный и автомобильный трафик), пул арендаторов торговой галереи может быть разнообразным и интересным, а вакантность торговой части проекта минимальна. Кроме того, качественный пул арендаторов торговой функции БЦ с уникальными операторами может самостоятельно генерировать внешний трафик в вечерние часы и в выходные дни. Например, подобным «якорем» может выступать гастрономическая зона с разнообразными ресторанами, в том числе видовыми, как в БЦ «Белая Площадь» или «Романов Двор», сетевой фитнес-центр в случае расположения бизнес-центра вблизи жилых домов или апартаментов, как World Class в бизнес-центрах «Ситидел» или «Город Столиц».

Если БЦ находится на удалении от оживленных районов, ритейл составляющая, в первую очередь, должна быть ориентирована на локальный спрос и ограничена необходимым минимумом с точки зрения точек питания и пула услуг.

Второй фактор, который оказывает влияние на ритейл-составляющую офисных проектов, - наличие рядом крупного торгового центра, который зачастую становится более привлекательным для большинства сетевых операторов, особенно сегмента fashion, общепита и продовольствия. Примерами таких торговых центров, расположенных вблизи БЦ класса А, являются «Метрополис» (БЦ «Метрополис»), «Кунцево Плаза» (БЦ «Кунцево Плаза»), «Атриум» (БЦ «Ситидел»). Исключением является ММДЦ «Москва-Сити», где ТРЦ «Афимолл Сити» не конкурирует, а дополняет имеющуюся торговую инфраструктуру офисных башен.

Вера Зименкова, региональный директор департаментов по работе с корпоративными клиентами и офисной недвижимости Colliers International, подчеркивает: «Качественная и разнообразная инфраструктура является неотъемлемой составляющей бизнес-центра класса А. В текущей экономической ситуации возрастающая конкуренция на рынке офисной недвижимости заставляет управляющие компании все больше внимания уделять, в том числе, функциональной составляющей бизнес-центров. Несмотря на то, что критерий наличия качественной торговой инфраструктуры не является определяющим при выборе компанией-арендатором бизнес-центра (в отличие, например, от его локации и ставки аренды), все же он играет не последнюю роль в условиях растущей конкуренции в офисном сегменте».

Екатерина Подлесных, руководитель направления стрит-ритейла по России Colliers International, отмечает: «В целом торговая инфраструктура бизнесов-центров имеет схожую структуру от проекта к проекту и основной целью ее реализации является удовлетворение ежедневного спроса арендаторов офисных площадей, то есть их максимально комфортное пребывание в БЦ. Как правило, наибольшую долю арендаторов бизнес-центров составляют предприятия общепита и сферы услуг, которые ориентированы, прежде всего, на внутренний спрос. При формировании состава торговой галереи стоит ориентироваться не только на расположение офиса, но и на находящиеся рядом торговые центры, чтобы данные объекты не конкурировали друг с другом».

 



иГРОКИ РЫНКА

IBC Real Estate

Подлесных Екатерина

Консалтинг и брокеридж

Nikoliers

CORE.XP

Зименкова Вера

Материалы по теме

Точка зрения

Как сократить вакансию в БЦ?

Игорь Кабатов, партнер, директор по развитию УК «ИТКОЛ»

20.09
Экспертный анализ

Сколько инвесторы готовы вложить в общественные пространства БЦ?

По данным международных консалтинговых компаний, за последние 3 года на московский рынок вышло всего 10% деловых комплексов с благоустроенными общественными территориями. Остальные 90% относятся к объектам со стандартной инфраструктурой. 
18.02

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №11 (445). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: MR Group
Экспертный анализ

Театральный роман: зачем игроки рынка недвижимости тратят миллионы на культуру

Сложности с поездками в другие страны и многократно подорожавшие путешествия по России вернули не просто массовый, но всенародный интерес к театрам, концертам, музеям, выставкам, фестивалям и пр. Такого ажиотажного спроса с продажами билетов за три-шесть месяцев вперёд не было более тридцати лет; купить же билеты с декабря по середину января в Москве и Петербурге «хоть куда-нибудь» оказалось практически невозможно. В театры, музеи и концертные залы пришла аудитория, которая не ходила никогда и, если бы не пандемия, а затем события 2022 года – вряд ли дошла, а партнёрско-спонсорский интерес к культурным событиям и проектам разной степени размаха у игроков рынка коммерческой и жилой недвижимости уже назван беспрецедентным. Бюджеты «на культуру» закладывают теперь практически все, включая небольшие бизнесы.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.01
Источник: cre.ru
Сделка

Возле «Белорусской» продали БЦ

БЦ в центре Москвы сменил владельца.
 
16.01
Источник: CRE
Сделка

«Времена года» меняют собственника

Премиальный торговый центр на Кутузовском проспекте перешел от структур RD Group к компании «Кэпитал менеджмент». Однако сделка, вероятнее всего, носит технический характер.
16.01
Источник: CRE
Игроки рынка

IBC Global представляет услугу "склады под ключ"

Компания теперь может осуществлять проектную деятельность, что позволит ей предоставлять услуги комплексного управления складами в Центральной Азии.
20.01
Источник: Пресс-служба ADG group
События

ADG порадовала семьи

Новогодние мероприятия в районных центрах «Место встречи» посетили 6,5 тыс. человек.
 
17.01
Источник: NF Group
Проект

NF Group и Nikoliers открывают продажи БЦ Light City

Офисный комплекс из четырех башен совокупной площадью более 170 тыс. кв. м строится в Большом Сити, вблизи от станций метро и МЦК «Шелепиха». 
20.01
Источник: Пресс-служба РКС Девелопмент
Проект

РКС Девелопмент начинает строить в Нахабино

ГК РКС Девелопмент запускает масштабный проект в Нахабино.

17.01

подпишись НА эксклюзивные новости cre