БЦ необходим качественный пул арендаторов стрит-ритейла

Компания Colliers International провела анализ торговой инфраструктуры в 27 бизнес-центрах класса А, расположенных в различных районах Москвы в пределах МКАД, в том числе в объектах ММДЦ «Москва-Сити». 
5984

Компания Colliers International провела анализ торговой инфраструктуры в 27 бизнес-центрах класса А, расположенных в различных районах Москвы в пределах МКАД, в том числе в объектах ММДЦ «Москва-Сити». Согласно проведенному исследованию, наибольшую долю в структуре арендаторов торговых галерей в БЦ занимают предприятия общественного питания (37%), сферы услуг (20%) и банки (9%).

Операторы общественного питания формируют основную долю спроса в структуре арендаторов торговых галерей в бизнес-центрах класса А - на них приходится 37% от общего количества арендаторов или 33% от общей площади арендованных помещений. В количественном выражении наименее представлены в сегменте общепита в БЦ форматы столовых, пекарен и фаст-фуда. Как правило, для одного БЦ является достаточным наличие одной-двух точек общепита данных категорий.

Второе месте в структуре арендаторов первых этажей БЦ занимают компании из сферы услуг, которые формируют пятую часть от общего числа арендаторов. В их число входят салоны красоты, дома быта, медицинские центры, турфирмы, языковые школы и т.д. Существенная доля арендаторов приходится на отделения банков (9%), причем отделения таких банков, как «Райффайзенбанк», «Росбанк» и «Россельхозбанк», представлены сразу в нескольких бизнес-центрах.

В среднем в московских бизнес-центрах класса А вакантно порядка 10% от общего количества торговых помещений, при этом самую низкую вакантность демонстрируют БЦ «Белая Площадь» и деловой квартал «Новоспасский».

Торговая инфраструктура ММДЦ «Москва-Сити» (без учета ТРЦ «Афимолл Сити»), в отличие от большинства исследуемых БЦ класса А, рассчитана исключительно на внутренний спрос работающих и проживающих в апартаментах на территории «Сити» людей. Больше трети арендаторов торговых галерей составляют предприятия общественного питания, несмотря на соседство с одним из крупнейших московских ТРЦ «Афимолл Сити», в котором представлена обширная ресторанная зона. Такое распределение связано с крайне высоким спросом на предприятия общепита со стороны сотрудников «Сити», особенно в период бизнес-ланчей. При этом данные точки в БЦ имеют ограничения по времени работы, в частности, закрыты для посетителей в выходные дни.

На долю предприятий сервиса и услуг приходится четверть от числа арендованных точек, что связано с транспортной изолированностью ММДЦ. Особая аудитория ММДЦ, включающая офисных работников и обеспеченных жителей апартаментов, привлекла в состав торговых галереей БЦ и арендаторов узкоспециализированной тематики, рассчитанной на премиальной спрос: в их числе, например, расположенные в БЦ «Город Столиц» магазин товаров для гольфа Golfeast, автомобильное тюнинг-ателье Zart, магазин селективной парфюмерии Parfume Palace.

Согласно исследованию Colliers, существенное влияние на состав торговой инфраструктуры в бизнес-центре оказывает его месторасположение.  Если БЦ отличается выгодной локацией (первая линия улицы, близость к метро, высокий пешеходный и автомобильный трафик), пул арендаторов торговой галереи может быть разнообразным и интересным, а вакантность торговой части проекта минимальна. Кроме того, качественный пул арендаторов торговой функции БЦ с уникальными операторами может самостоятельно генерировать внешний трафик в вечерние часы и в выходные дни. Например, подобным «якорем» может выступать гастрономическая зона с разнообразными ресторанами, в том числе видовыми, как в БЦ «Белая Площадь» или «Романов Двор», сетевой фитнес-центр в случае расположения бизнес-центра вблизи жилых домов или апартаментов, как World Class в бизнес-центрах «Ситидел» или «Город Столиц».

Если БЦ находится на удалении от оживленных районов, ритейл составляющая, в первую очередь, должна быть ориентирована на локальный спрос и ограничена необходимым минимумом с точки зрения точек питания и пула услуг.

Второй фактор, который оказывает влияние на ритейл-составляющую офисных проектов, - наличие рядом крупного торгового центра, который зачастую становится более привлекательным для большинства сетевых операторов, особенно сегмента fashion, общепита и продовольствия. Примерами таких торговых центров, расположенных вблизи БЦ класса А, являются «Метрополис» (БЦ «Метрополис»), «Кунцево Плаза» (БЦ «Кунцево Плаза»), «Атриум» (БЦ «Ситидел»). Исключением является ММДЦ «Москва-Сити», где ТРЦ «Афимолл Сити» не конкурирует, а дополняет имеющуюся торговую инфраструктуру офисных башен.

Вера Зименкова, региональный директор департаментов по работе с корпоративными клиентами и офисной недвижимости Colliers International, подчеркивает: «Качественная и разнообразная инфраструктура является неотъемлемой составляющей бизнес-центра класса А. В текущей экономической ситуации возрастающая конкуренция на рынке офисной недвижимости заставляет управляющие компании все больше внимания уделять, в том числе, функциональной составляющей бизнес-центров. Несмотря на то, что критерий наличия качественной торговой инфраструктуры не является определяющим при выборе компанией-арендатором бизнес-центра (в отличие, например, от его локации и ставки аренды), все же он играет не последнюю роль в условиях растущей конкуренции в офисном сегменте».

Екатерина Подлесных, руководитель направления стрит-ритейла по России Colliers International, отмечает: «В целом торговая инфраструктура бизнесов-центров имеет схожую структуру от проекта к проекту и основной целью ее реализации является удовлетворение ежедневного спроса арендаторов офисных площадей, то есть их максимально комфортное пребывание в БЦ. Как правило, наибольшую долю арендаторов бизнес-центров составляют предприятия общепита и сферы услуг, которые ориентированы, прежде всего, на внутренний спрос. При формировании состава торговой галереи стоит ориентироваться не только на расположение офиса, но и на находящиеся рядом торговые центры, чтобы данные объекты не конкурировали друг с другом».

 



иГРОКИ РЫНКА

IBC Real Estate

Подлесных Екатерина

Консалтинг и брокеридж

Nikoliers

CORE.XP

Зименкова Вера

Материалы по теме

Точка зрения

Как сократить вакансию в БЦ?

Игорь Кабатов, партнер, директор по развитию УК «ИТКОЛ»

20.09
Экспертный анализ

Сколько инвесторы готовы вложить в общественные пространства БЦ?

По данным международных консалтинговых компаний, за последние 3 года на московский рынок вышло всего 10% деловых комплексов с благоустроенными общественными территориями. Остальные 90% относятся к объектам со стандартной инфраструктурой. 
18.02

журнал CRE 2(447)

Март
Пакуют все: какие новые продукты выйдут на рынок коллективных инвестиций? Доходность депозитов в России всё ещё высока, конкуренция между управляющими ЗПИФ компаниями – всё жёстче. Удастся ли убедить «частников» в них вкладываться, и вообще изменить отношение к исторически непонятной и сложной для них commercial real estate? Высокие отношения: насколько вероятна так называемая деградация девелопмента?    За МКАДом жизнь есть: «великий офисный исход» за МКАД прогнозировался ещё двадца...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (24-30 марта)

Об упаковке квартир в ЗПИФы, новом ТЦ в Восточном Бирюлеве, офисах Аэрофлота и Лукойла, гибких проектах Aspace и AFI, крупной складской сделке в Татарстане, масштабном проекте в Анапе и новых офисах от А101, а также о том, что обсуждалось на Office & Development Brunch 2025 - в нашей традиционной подборке.
30.03
Источник: CRE
События

Office & Development Brunch 2025: "Конечникам" везде у нас дорога, инвесторам всегда у нас доход!

20 марта в Москве состоялась ежегодная встреча, посвященная офисному рынку. Ведущие девелоперы, консультанты и эксперты затронули общие тренды рынка, дали аналитику и порассуждали о портрете покупателя. Мы, журналисты, всегда любим говорить о новой реальности или нормальности, но дискуссия показала, что рынок действительно поменялся, и даже глубже, чем мы себе представляли. И в то же время есть маркеры, которые говорят о движении в обратную сторону - сторону аренды этажами и блоками (то, как всегда представляли профессиональный рынок). Причем это даже без учета возможного возвращения международных компаний. Просто в мелкую нарезку с высокими доходами уже поиграли, а клиенту теперь снова нужно, как было, только современнее, сервиснее и зеленее. Девелопмент, фокус на который казался определяющим (КРТ, МПТ и прочее), на самом деле тоже зависим от человека и от "Рынка" (именно так, с большой буквы и в несколько мистическом понимании), поэтому тезис "всё не будет как прежде уже никогда" конечно же имеет место быть, но ни отдельные проекты, ни компании, ни десятки девелоперов жилья для этого рынка уже не становятся определяющими.  
 
Полное видео ТУТ. Фотоотчет ЗДЕСЬ.
26.03
Источник: Union Brokers
Сделка

Union Brokers сдала склад в Татарстане

«Биек Тау» - складской парк в Татарстане – принял нового арендатора.
 
27.03
Источник: cre.ru
Проект

Южный порт прирастет офисами

Более 350 тыс. кв. м офисной недвижимости будет построено в Южном порту.
 
27.03
Источник: CRE
Аукцион

БЦ Pulkovo Sky готовы отдать за 4 млрд рублей

Торги по продаже бизнес-центра класса А площадью 50 тыс. кв. м пройдут 28 мая в форме голландского аукциона (на понижение). Начальная цена - 5,56 млрд, минимальная - 4,06 млрд рублей.
28.03
Источник: CRE
Проект

Hutton получил площадку под Light Industrial

Девелопер планирует построить промышленный технопарк на участке площадью 0,86га в Новокосине.
27.03
Источник: NF Group
Открытие

В Питере заработает мебельный шоурум

Летом 2025 г. в центре Санкт-Петербурга откроется мебельный шоурум Boca Room.
 
27.03

подпишись НА эксклюзивные новости cre