Когда доллар вернется в офисы Москвы? Прогнозы от Knight Frank

В 2017 г. на рынок офисов начнут возвращаться долларовые ставки аренды, в бизнес-центрах А класса доля долларовых контрактов может составить 20%, прогнозируют эксперты компании Knight Frank. 
6516

Сегодня в рублях подписано 90% помещений А класса и 100% офисов B класса. Для сравнения: до кризиса в А классе 100% договоров аренды заключались в долларах, в B классе – 50%.

В 2015 г. сделки по пересогласованию условий аренды составили 62% в общем объеме. В 2016 г. пересогласований стало меньше, примерно 48% от общего объема. Однако и эта цифра значительна и говорит о том, что валюта договора продолжает оставаться доминантой при ведении переговоров.  Арендодатель настаивает на долларах, часто аргументируя это своим валютным договором залога. Однако переход арендаторов офисных помещений Москвы к рублевой арендной ставке привел к тому, что индексация ставок, привязанная к индексу потребительских цен, увеличивает расходы на офисную аренду, как показывают финансовые модели компаний, за 5 лет на треть. Финансовые директора компаний разных отраслей выступают против резкого роста затрат, бизнес-направления не могут поручиться, что доходная часть бюджета будет расти такими же темпами, как и стоимость аренды. В свою очередь, штаб-квартиры западных компаний не согласуют такие рискованные сделки.

Мария Зимина, директор отдела корпоративных клиентов департамента офисной недвижимости, Knight Frank, отметила: «Сегодня арендаторы задумались, зачем им рублевая ставка, которая индексируется каждый год на 7%, если доллар ведет себя относительно стабильно, а CPI варьируется в пределах 1-3%. В свою очередь, собственники БЦ, видя стабильный курс доллара, скорее всего, уже в этом году снова предложат рассмотреть доллары во многих предлагаемых в аренду зданиях. Пока арендаторы офисов находятся в выгодной позиции. Однако грядущий дефицит предложения офисов класса А, скорее всего, изменит баланс игроков на рынке. С 2014 г. больших проектов практически не заявлено, все это время достраивались бизнес-центры, которые были начаты еще в 2010-2013 гг. В первую очередь нехватка офисов коснется крупных арендаторов, которым нужны блоки площадью 20 тыс. кв. м, их количество с 2014 г. сократилось на 40%: с 50 до 29 шт. В дальнейшем этот процесс по эффекту домино неизбежно затронет помещения меньшего размера - 5-7 тыс. кв. м и т.д.».

 



Материалы по теме

Экспертный анализ

Офисы Москвы: арендные ставки увеличиваются, но о полноценном росте говорить рано

По итогам III квартала 2016 г. на офисном рынке Москвы зафиксировано увеличение запрашиваемой усредненной ставки аренды во всех классах. 
25.10
Исследования рынка

Офисный рынок Москвы: поглощение, вакантность, ставки, перспективы

Аналитики компании ILM рассказали, что происходило на офисном рынке Москвы в 1 полугодии. 

03.08

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04
Источник: SLAVA Concept
Экспертный анализ

Оформят возврат: почему качество клиентского опыта станет основным конкурентным преимуществом российских брендов

Качество клиентского опыта и локальная экспертиза станут самой важной компетенцией и основным конкурентным преимуществом российских игроков в случае возвращения в страну иностранных бизнесов. Однако с вызовом справятся далеко не все: сервис по-прежнему – слабое звено отечественных компаний, а изучать своего покупателя интересно единицам из них. С такими вводными мало кому помогут даже искусственные ограничения для «возвращенцев» и государственные программы поддержки, уверены собеседники CRE.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
18.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre