Если в конце 2015 г. на первичном рынке было представлено 10 215 объектов данного формата, то по итогам 2016 г. их число сократилось до 9 025 лотов. При этом за аналогичный период на 14,9% выросло предложение квартир: с 27 270 в конце 2015 г. до 31 340 в конце 2016 г.
В результате удельный вес апартаментов в общем объеме предложения на рынке московских новостроек всех сегментов сократился за год с 27% до 22%. Между тем, напоминают в «Метриум Групп», в I кв. 2014 г. доля апартаментов на первичном рынке достигала 39% (пиковое значение за всю историю). Таким образом, за три года доля апартаментов в столице сократилась почти в два раза.
«Отрицательная динамика предложения на рынке апартаментов имеет сразу несколько причин, – говорит Анна Соколова, директор департамента консалтинга и управления проектами «Метриум Групп». – С одной стороны, сохраняется высокий спрос на данный формат жилья, который способствует снижению предложения по «естественным» причинам. Причем в 2016 г. апартаментами интересовались не только частные покупатели, но и институциональные инвесторы, которые приобретали значительные объемы лотов. С другой стороны, кризисные явления не могли не сказаться на сегменте: за прошедший год продажи были приостановлены в 14 проектах. Некоторые девелоперы взяли паузу для пересмотра концепции, другие столкнулись с проблемами финансирования, третьи – не смогли получить разрешительную документацию. Кроме того, часть комплексов приобрела статус квартир».
Тем не менее, эксперты «Метриум Групп» отмечают, что по количеству поступивших в продажу проектов 2016 год (26 комплексов) уступил только кризисному 2015-му (24), но сохранил паритет с относительно благополучным 2014 годом (26). Кроме того, апартаменты показали более существенный рост средней стоимости квадратного метра, чем квартиры: за 2016 год они подорожали на 9,2%, тогда как классический формат жилья потерял в цене 8,5%. Таким образом, интерес покупателей к формату апартаментов не ослабевает.