Время «одной корзины» прошло

Михаил Шапошников, директор департамента стратегического консалтинга RealJet

5716

Пожалуй, впервые за двадцать лет девелоперы столкнулись с тем, что быть «узкими специалистами» не выйдет при всем желании, а от грамотной диверсификации бизнеса зависит присутствие на кризисном рынке в принципе.

Я всегда говорю нашим клиентам о том, что диверсификация нужна на любом этапе цикла, и вне зависимости от сегмента. Еще три года назад заявление «строю только офисы» говорило именно о том, что офисы получаются у вас особенно хорошо. Сейчас любые «только» будут означать лишь то, что вы не слишком сильны в прогнозах и минимизации рисков.

Для меня всегда были показательны в этом смысле банковские оценки для проектного финансирования; банкиры всегда вам скажут – в первую очередь, мы дадим денег на жилье, затем на апартаменты, потом – на торговый центр, склады, может быть, на гостиницу, и уже только потом – на офис. Девелоперы, знакомые с финансистами, эту «шкалу ценностей» усвоили давно, что вовсе не значит, что они перестали строить офисы. Просто, помимо офисов, они решили положить в корпоративный портфель что-то другое.

Еще  недавно, казалось бы, такая «безрисковая» торговая недвижимость в кризис также продемонстрировала, что чудес не бывает. Нет денег у покупателей – нет торговых центров. Да, в разных регионах зачастую складывается кардинально отличная ситуация: где-то совсем перестали обедать вне дома, а где-то напротив – это стало своеобразной отдушиной в крзисное время. Однако, и во-первых, и во-вторых, точно просел fashion и упал трафик. Девелоперы, привыкшие к тому, что «придут все и купят всё», разумеется, в панике: как вернуть людей? Что будет с моими кредитами? Как удержать арендаторов, которые перестали зарабатывать и вот-вот разбегутся?.. Итог мы видим последние три года в виде появления очень странных и, зачастую, мертворожденных проектов «для трафика». Это хорошо, что вы придумали ярмарку русских дизайнеров. Плохо, что ошиблись с брендами-участниками, маркетингом, временем проведения и совсем ничего на ней не заработали. Бесплатная шахматная школа в атриуме – тоже прекрасно, плохо, если вы не продумали сопутствующие сервисы, за которые клиенты будут охотно платить.

В условиях, когда мало у кого получается заработать на «просто магазине» или «просто офисе», многие игроки уходят в сегмент МФК. Но здесь тоже есть свои ловушки: как, например, не ошибиться с пулом арендаторов, кого «посадить» в комплекс, на 20% состоящий из апартаментов, на 50% - из офисов и только на 30 – из ритейла? А может быть, вам вообще не нужны арендаторы, и пришло время заняться той самой диверсификацией бизнеса, взяв франшизу универмага, кинотеатра, ресторанного проекта или фермерского супермаркета? Или не взять франшизу, но, как ГК «Ташир», начать работать над такими проектами самостоятельно? Да, это заставит здорово потратиться на начальном этапе, однако на выходе вы приобретаете не просто независимость от арендаторов, но работающие бизнесы, с которыми можете входить и в чужие проекты.

Показательно, что девелоперы наконец перестали пытаться попасть пальцем в небо и оценили профессиональный консалтинг. Причем к экспертизе прибегают не только firsttime или выходящие в новые регионы девелоперы, но игроки с опытом 10-15 лет. Конечно, сыграли роль прошлые кризисы, когда многие бизнесы, работавшие по принципу «я знаю лучше вас», разорились или потеряли ведущие позиции. Но мне кажется, дело не только в этом, но в том, что именно текущий кризис привел российский рынок коммерческой недвижимости к тому, о чем все мечтают уже много лет: каждый должен заниматься своим делом. Именно поэтому, например, мы всегда и везде подтверждаем рекомендации и прогнозы цифрами, как бы ни хотел заказчик услышать от нас иное.

По этой же причине в рамках диверсификации бизнеса в кризис вряд ли посоветуем те самые «странные» проекты вроде шахматной школы в атриуме в чистом виде, но честно расскажем девелоперу обо всех рисках такого шага. Замечательно, если у заказчика есть средства на океанариум или просто огромный аквариум – это сегодня беспроигрышный вариант, но не менее качественный трафик можно создать с помощью, например, недорогих и профессиональных квеструмов или центров коммуникации. Или франчайзи-консалтинг, которым сейчас занимаются многие девелоперы, в результате получающие прекрасные fashion-галереи, состоящие исключительно из франчайзи - никто не назовет это больше «шанхаем», «ярмаркой ИП» и «непрофессиональным ритейлом». Скажу больше: потенциальные арендаторы сегодня как никогда ценят концепцию «одного окна», когда можно получить у вас «все и немного больше». Кроме того, если девелопер занимается смежными бизнесами на постоянной основе, для арендатора это еще и возможность получить скидку за счет девелоперских объемов, скажем, на отделке.

Нас часто спрашивают: а как же быть с теми торговыми центрами, где априори «все плохо» и кажется, что безнадежно? Рецептов здесь может быть три: реконцепция, реновация и диверсификация. Да, начинать нужно, конечно, с коммерческого аудита, под микроскопом рассмотрев всех старых и новых арендаторов, может быть, сменить «якорь», а, может быть, создать в рамках диверсификации новый «якорь» уже самостоятельно. Многие, кстати, недооценивают изменения «малой кровью» - например, частичное изменение интерьеров, даже фасада, а эти шаги, как ни странно, могут помочь существенно увеличить трафик. Поставьте другую мебель в зоне фудкорта – и вы увидите иную модель поведения клиентов. Привезите в атриум мягкие диваны и купите кофейные автоматы – и, как минимум, в холодное время года получите беспрецедентно лояльных посетителей, которые будут готовы приходить к вам как к себе домой.

Да, никто не отменял эха падения доходов, которое будет слышно как минимум весь 2017-й год. Однако в 2018-м мы все-таки вернемся к привычному рынку. К привычному, да не совсем: во-первых, российская коммерческая недвижимость придет к европейским значениям доходности на уровне 7-8%, и уже никто не будет в ужасе вздыхать от этих цифр; во-вторых, уже ни у кого больше не получится «строить только офисы». Да, чтобы иметь возможность держаться на плаву в любые периоды в России, бизнес нужно диверсифицировать – складывать все «в одну корзину» крайне рискованно.

 



иГРОКИ РЫНКА

RealJet

Шапошников Михаил

Консалтинг и брокеридж

RealJet

Материалы по теме

KnowHow

Семь правил успешного редевелопмента

В последние годы внимание застройщиков часто обращается к реконструкции и редевелопменту промышленных территорий или отдельных объектов этого назначения. Существующие промышленные зоны либо перепрофилируются под другие промышленные сегменты, либо превращаются в деловые, профессиональные кластеры или кварталы со смешанной функцией. О том, каким образом успешно провести редевелопмент объекта, расскажет генеральный директор компании «СЕВЕРИН ПРОЕКТ» Александр Балабин. 

19.05

Московский рынок привлекателен для девелопмента

По результатам исследования «Новые тенденции на европейском рынке недвижимости, 2014 г.», проведенного Urban Land Institute (ULI) и компанией PwC, Москва уверенно заняла четвертое место с точки зрения привлекательности для девелопмента, но не смогла удержаться в десятке городов-лидеров с точки зрения перспектив для существующих инвестиций. Однако небольшое перемещение с 9 на 13 место может быть неправильно воспринято.

31.01

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (9-15 декабря)

Первый арендатор в новом проекте Instone Development, ключевые назначения в IPG.Estate и Remain, новый регион для Azimut Hotels, продажа БЦ в «Московском шелке» и Art Plaza, а также ТЦ «Ярославский вернисаж», и новый материал из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю. 
15.12
Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre