По сравнению с концом 2016 г. объем вакансии вырос на 5,2 п. п., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – на 4,4 п. п.
· Кутузовский проспект остается лидером по объему свободных помещений: сегодня более четверти площадей на нем (27%) предлагается в аренду. Вслед за изменениями правил парковки и уходом обеспеченных покупателей, улицу покинули премиальные бренды, а на их месте появились арендаторы из демократичного ценового сегмента. Сегодня интерес к проспекту ослабел даже у операторов общепита, которые являются основными драйверами спроса всего сегмента street retail. Так, в последнее время на Кутузовском закрылись рестораны Kutuzovskiy 5 (ранее «Zолотой»), легендарный рыбный ресторан Peshi (заведение переехало в центр города), демократичное заведение «Город. Socialcafe» и другие.
· Наименьшая доля вакантных площадей наблюдается на Комсомольском и Ленинском проспектах (10% и 12% соответственно). На указанных улицах работают много операторов мебели, магазинов тканей и интерьеров, а также продуктовых точек, что в совокупности поддерживает определенный баланс спроса и предложения. Остальные проспекты в силу различных причин – прерывистой жилой застройки (Ленинградский проспект и пр. Мира), наличия крупных торговых центров (Ленинградский проспект), отсутствия дублеров или возможности припарковаться - оказались менее привлекательными для арендаторов. Так, доля вакантных площадей на Ленинградском проспекте составляет 17%, а на проспекте Мира – 15%.
· На текущий момент общий объем вакансии в торговых помещениях пяти крупнейших магистралей города составляет более 41,3 тыс. кв. м, что в целом соответствует размерам крупного торгового центра.
· Собственники помещений продолжают занимать выжидательную позицию. Некоторые из них предпочитают в данный период не искать нового арендатора на заниженную ставку, а сохранить стоимость на прежнем уровне. Примечательно, что преобладающее количество пустующих помещений не имеет баннера о сдаче площадей в аренду, а многие из них даже не экспонируются на специализированных сайтах по сдаче в аренду недвижимости.
· По мнению аналитиков компании Knight Frank, проспекты столицы сейчас находятся в процессе формирования и постепенно утрачивают прежние функции и структуру. Некогда популярные торговые улицы с протяженными витринами помещений, рассчитанными на привлечение автомобилистов, превращаются в коридоры, схожие по профилю арендаторов с обычными улицами спальных районов Москвы. Как и в спальных районах, на проспектах города самыми популярными профилями арендаторов становятся «продукты», «товары для дома» и «услуги», а также растет доля различных операторов, которые в целом можно отнести к профилю «хобби».
· До конца текущего года специалисты компании Knight Frank не ожидают существенного изменения ситуации на торговых коридорах крупных магистралей. Уровень вакансии поменяется незначительно, а структура профилей арендаторов будет все сильнее напоминать улицы спальных районов.
Виктория Камлюк, директор направления стрит-ритейл компании Knight Frank, отметила: «Москва не перестает меняться. С запуском программы благоустройства столицы, а также в связи с изменениями объема и правил парковки в центре мы живем уже в новом городе. Какой будет новая реальность – мы увидим через пару лет, но и это не будет окончательным вариантом».