За период с 2010 г. по I полугодие 2017 г. средняя площадь арендованных помещений в абсолютном значении сократилась на 55,7% и составила 1 532 кв. м.
· Изменился и профиль клиентов офисной недвижимости: 10 лет назад основными арендаторами офисов были финансовые компании, на долю которых приходилось 30% площадей. По итогам I полугодия 2017 года их доля сократилась более чем в два раза – до 14%.
· Нефтяные и газовые компании, напротив, усилили свое присутствие: в 2007 г. на них приходилось 3% площадей в арендованных офисах, в дальнейшие годы их доля росла и доходила до 14%. В 2015 г. нефтегазовые предприятия занимали уже 24% площадей, а в 2016 и I полугодии 2017 г. – по 12%.
· Также увеличили свою долю в общем объеме сделок по аренде офисных площадей фармацевтические компании и предприятия потребительского сектора: с 2007 г. по I полугодие 2017 г. их доля выросла на 9 п. п. и составила 19%.
· На 6 п. п. за последние семь лет выросла доля предприятий B2B сектора (консалтинговые, юридические и страховые компании), в I полугодии 2016 г. в общем объеме арендуемых площадей она составила 16%.
Константин Лосюков, директор департамента офисной недвижимости компании Knight Frank, отметил: «Компании оптимизируют свои расходы на содержание офисов, и в последние несколько лет мы видим тенденцию сокращения площади арендуемых площадей. В частности, по итогам I полугодия 2017 г. доля сделок с офисными блоками до 500 кв. м составила 40%, увеличившись на 9%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Профиль арендаторов также показывает, какие отрасли в стране оказались наиболее устойчивыми в кризис, к ним, в первую очередь, относятся нефтегазовый сектор и потребительский рынок. Сократили свою активность на офисном рынке банки и медиакомпании».