Офисные интерьеры – итоги года от PRIDEX

Сохраняющиеся на рынке офисной недвижимости выгодные для клиентов условия покупки и аренды, а также наличие значительного объема предложений качественных помещений стали причинами снижения плотности рассадки сотрудников в новых офисах. 
8401

Еще в 2015 г. данный показатель составлял 8,71 кв. м на 1 человека, в 2016 г. он вырос до 9,34 кв. м, а в 2017 г. плотность рассадки составила 10,52 кв. м на 1 сотрудника.

Тенденцией, оказавшей наиболее значительное влияние на планировочные решения новых офисных интерьеров в 2017 г., стало продолжающееся сокращение доли рабочих зон в структуре распределения площадей внутри новых интерьеров. С 2015 г., когда большинство клиентов предпочитали наиболее экономичные решения, доля площадей, выделяемых под рабочие станции (open space и кабинеты), снизилась на 10% и достигла 61%.

Причиной такого положения дел являются выгодные арендные ставки, которые позволили компаниям максимально реализовывать свои пожелания при создании новых офисных интерьеров, сделав их более комфортными и представительскими за счет расширения общественных зон: переговорных и рецепций.

Несмотря на то, что доля open space в структуре распределения площадей офисных интерьеров продолжает уменьшаться, тенденция размещения подавляющего большинства сотрудников в открытых рабочих пространствах сохраняется. Об этом свидетельствуют данные распределения сотрудников, чьи рабочие места расположены в кабинетах и зонах open space, в новых офисах. В частности, в 2017 г. доля сотрудников в openspaceвыросла на 3,35% и достигла рекордно высокого уровня – 92,56%.

Вместе с тем, показатель средней площади рабочего места в open space сохранился на уровне 2016 г. В ходе исследования были отмечены лишь незначительные изменения в сторону уменьшения рабочих станций на 0,12 кв. м за год – причиной этого может являться специфика процесса подсчета площадей. Дело в том, что во многих проектах элементы рекреации (игровые или лаунж зоны) интегрированы в openspace, что делает затруднительным классификацию офисных помещений и их распределение на зоны для работы и отдыха.

Актуальной тенденцией планировки открытых рабочих зон стало увеличение количества разных по площади рабочих станций. За последний год ряд компаний, располагающих значительными коллективами с ярко выраженной иерархичностью, реализовывали в рамках своих офисных интерьеров несколько типов рабочих станций в openspace, различающихся в первую очередь по занимаемой площади. Некоторые компании выбирали планировочные решения, предусматривающие несколько типов рабочих мест в openspace, среди которых можно выделить особо престижные станции, расположенные в угловых частях современных офисных башен с панорамным остеклением. Как правило, они предназначаются для топ-менеджеров. Такие места обосабливаются мебельными группами, системами хранения, акустическими ширмами и пр. Отдельные рабочие места оборудуются персональным блоком управления системой кондиционирования. В результате как по площади, так и по технической «начинке» подобное рабочее место ничем не уступает классическому кабинету, единственным отличием которого является  наличие стен.

Такое решение позволило компаниям не отказываться от сложившейся организации коллектива, учитывая иерархичность при распределении рабочих мест, и одновременно оптимизировать затраты на обустройство офиса.

Кабинеты

Сокращение количества сотрудников, чьи рабочие места расположены в кабинетах, не сказалось на доле кабинетов в распределении площадей внутри офисных интерьеров. Наоборот, их доля немного увеличилась: с 10% в 2016 г. до 11% в 2017 г. В первую очередь данный факт связан с увеличением площади среднего кабинета. За два последних года данный показатель вырос на 3,24 кв. м и составил 20,58 кв. м, что является наиболее высоким показателем средней площади кабинета в новых офисных интерьерах начиная с 2011 г.

Сохранение доли кабинетов на уровне 1/10 площади усредненного офиса обусловлено в первую очередь выгодными условиями аренды помещений, а также резким снижением количества сотрудников, чьи рабочие места были расположены в кабинетах. Именно за счет этого компании получили возможность обустраивать большие кабинеты для сотрудников, которые в них действительно нуждаются. Также нужно отметить, что зачастую кабинет является многофункциональным помещением, которое играет роль одновременно и персонального рабочего места, и переговорной, и склада, и шоу-рума.

Общественные помещения

Примерно 1/5 площади современного офиса приходится на общественные зоны. Этот принцип планировки помещений остался неизменным с прошлого года, изменилось лишь распределение площадей между переговорными, рекреацией и зонами рецепции.

Благоприятные условия на рынке покупки и аренды офисной недвижимости позволили компаниям уделить особое внимание имиджевым решениям, что отразилось в первую очередь на увеличении доли помещений, выделяемых под размещение рецепций. 

Похожая логика наблюдается и в случае с переговорными. Если 2-3 года назад компании, обустраивающие офисы с открытыми планировочными решениями, стремились «нарезать» максимальное количество небольших по площади переговорных, то в 2017 г. рыночная ситуация дала возможность увеличить площадь средней переговорной комнаты, сделав ее более удобной и вместительной. Вместе с тем, в рамках некоторых проектов прослеживалась возможность использования переговорных в качестве кабинетов с помощью специальной системы бронирования.

Сокращение доли рекреации связано не только с уменьшением площадей, выделенных под эту зону, но и с ее интеграцией в рабочие зоны, в частности в openspace. В рамках масштабных рабочих зон разноформатные вспомогательные помещения сочетаются с рядами рабочих станций. Среди этих помещений присутствуют и объекты рекреации, площадь которых очень проблематично выделить.

Технические зоны

Повышенное внимание со стороны клиентов к использованию в офисных интерьерах современных IT-решений, автоматизирующих управление инженерными системами, вызвало увеличение площадей, предназначенных для размещения технических объектов, в частности, серверных. С 2015 г. доля подсобных помещений выросла на 3% и составила 10%.

Неэффективные помещения

Изменение подходов к планировочным решениям новых офисов в сторону имиджевой составляющей обусловило изменения в сторону увеличения доли неэффективных помещений. С 2015 г. данный показатель вырос на 2%. В большинстве случаев данный рост является следствием небольших коридорных систем, которые являются неотъемлемой частью проекта при растущем количестве переговорных и прочих обособленных помещений.

Выводы

В сложившейся ситуации компании готовы инвестировать в качественные корпоративные интерьеры, увеличивая свои затраты на офис для создания комфортной и продуктивной среды. Вместе с тем, работодатели пересмотрели подход к планированию офисных помещений, значительно повысив требования к рациональному использованию занимаемых площадей и формированию эффективных коммуникаций между сотрудниками в новом офисе.

В 2017 г. обозначилась яркая тенденция, связанная с активным внедрением современных IT-решений в инфраструктуру офисных интерьеров. Развитие данных технологий еще окажет значительное влияние на подход клиентов к формированию планировок новых интерьеров.

Нельзя не отметить растущую долю многофункциональных помещений, назначение которых определить проблематично. Несмотря на то, что пока объектов с подобными зонами не много, существует высокая вероятность того, что уже в ближайшем будущем помещения, сочетающие в себе функционал рабочих станций, переговорных и рекреации, станут популярными.

 



Материалы по теме

Экспертный анализ

Время нестандартных решений: к чему приводит отсутствие свободных крупных офисов

Недостаток свободных помещений на рынке офисной недвижимости Санкт-Петербурга приводит к росту арендных ставок, считают аналитики компании JLL. 
24.11
Экспертный анализ

Вакантность на офисном рынке Москвы снизилась вдвое

По данным S.A. Ricci, средний уровень вакантности на офисном рынке столицы снизился до 14%, что в абсолютном выражении составляет около 2,2 млн кв. м. Наивысший уровень вакантности - 29% (4,2 млн. кв. м) - наблюдался на офисном рынке Москвы в 2014 г.

22.11
Экспертный анализ

В центре Москвы проблематично арендовать офис

Согласно отчету JLL, офисный рынок Центрального делового района (ЦДР) содержит в себе скрытый дисбаланс, который проявляется в дефиците предложения крупных офисных блоков. Это добавляет уверенности собственникам качественных бизнес-центров, что в дальнейшем приведет к росту ставок аренды.

14.11

журнал CRE 7(441)

Июль
Вышел из печати CRE №7 (441) Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Читайте в номере: АКТУАЛЬНО Ушли в коммерцию: перейдут ли инвесторы из жилой недвижимости в коммерческую? Эксперты журнала ожидают возвращения интереса к коммерческой недвижимости у игроков рынка, однако подчеркивают, что процесс этот не будет слишком активным. ТЕМА НОМЕРА Это моя поляна: как укрупнение сегмента девелопмента влияет на отрасль и отдельные ее направления. УПРАВЛЕНИЕ ...

Популярное

Источник: Kanzler
Экспертный анализ

Кодовое слово: как менялся дресс-код на рынке недвижимости

Лето-2024 стало одним из самых жарких в истории наблюдений, и семь из десяти компаний Москвы и Подмосковья, по данным SuperJob, смягчили дресс-код. При этом, многие сотрудники российских бизнесов поддерживают соблюдение стандартов даже летом: 36% опрошенных «Авито» считают, что носить прозрачную одежду на работе категорически нельзя, 31% против ношения маек, кроп-топов и «вещей с оголённой талией», 29% — шорт, но только на мужчинах. Ещё 26% не радуют тапочки или сланцы коллег, 22% респондентов-женщин – глубокие декольте, и только 31% респондентов не раздражает ничего. Ведущие эксперты российского рынка недвижимости, ритейла, логистики и индустрии гостеприимства вспомнили для CRE, как менялся дресс-код в отрасли за тридцать лет, и поделились, что можно, а что нельзя в их офисах и вне офисов (но в рабочее время) сегодня.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
22.07
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (15-21 июля)

Готовящаяся сделка Radius Group и Ozon, новый крупный склад под Уфой, новости Accent Capital, O1 Properties и У Aspace, блины в красноярской «Планете», крупные складские сделки в Петербурге и Москве, ход работ в Stone Ленинский, а также новая статья из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке. 
21.07
Источник: SOK
Экспертный анализ

Наденьте это немедленно

38% сотрудников российских компаний всегда придерживаются правил дресс-кода, хотя он их и раздражает. 35% нарушали их, но очень редко, а 40% считают важным соблюдение дресс-кода в офисах в принципе. CRE продолжает серию летних публикаций о том, как менялся дресс-код на рынке недвижимости, в ритейле, логистике, индустрии гостеприимства и смежных сегментах.

Продолжение. Начало - здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
23.07
Источник: cre.ru
Проект

«Гранель» построит склад для Ozon

Ozon займет склад, который построит «Гранель» в Новой Москве.
 
22.07
Источник: Пресс-служба Business Club
Игроки рынка

Business Club построит премиальный БЦ на Ходынке

Business Club презентовал бизнес-центр нового формата.

24.07
Источник: Pridex
Открытие

Штаб-квартира «Уральской Стали» переехала на Пресню

Головной офис одного из лидеров металлургического рынка площадью 4 тыс. кв. м реализован компанией Pridex на территории бывшего лакокрасочного завода братьев Мамонтовых.
23.07
Источник: CRE
Открытие

YoBody Fitness пришел на ЗИЛ

Фитнес займет свыше 1 900 кв. м в ТРЦ ЗУМ. 
22.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre