Офисные интерьеры – итоги года от PRIDEX

Сохраняющиеся на рынке офисной недвижимости выгодные для клиентов условия покупки и аренды, а также наличие значительного объема предложений качественных помещений стали причинами снижения плотности рассадки сотрудников в новых офисах. 
8373

Еще в 2015 г. данный показатель составлял 8,71 кв. м на 1 человека, в 2016 г. он вырос до 9,34 кв. м, а в 2017 г. плотность рассадки составила 10,52 кв. м на 1 сотрудника.

Тенденцией, оказавшей наиболее значительное влияние на планировочные решения новых офисных интерьеров в 2017 г., стало продолжающееся сокращение доли рабочих зон в структуре распределения площадей внутри новых интерьеров. С 2015 г., когда большинство клиентов предпочитали наиболее экономичные решения, доля площадей, выделяемых под рабочие станции (open space и кабинеты), снизилась на 10% и достигла 61%.

Причиной такого положения дел являются выгодные арендные ставки, которые позволили компаниям максимально реализовывать свои пожелания при создании новых офисных интерьеров, сделав их более комфортными и представительскими за счет расширения общественных зон: переговорных и рецепций.

Несмотря на то, что доля open space в структуре распределения площадей офисных интерьеров продолжает уменьшаться, тенденция размещения подавляющего большинства сотрудников в открытых рабочих пространствах сохраняется. Об этом свидетельствуют данные распределения сотрудников, чьи рабочие места расположены в кабинетах и зонах open space, в новых офисах. В частности, в 2017 г. доля сотрудников в openspaceвыросла на 3,35% и достигла рекордно высокого уровня – 92,56%.

Вместе с тем, показатель средней площади рабочего места в open space сохранился на уровне 2016 г. В ходе исследования были отмечены лишь незначительные изменения в сторону уменьшения рабочих станций на 0,12 кв. м за год – причиной этого может являться специфика процесса подсчета площадей. Дело в том, что во многих проектах элементы рекреации (игровые или лаунж зоны) интегрированы в openspace, что делает затруднительным классификацию офисных помещений и их распределение на зоны для работы и отдыха.

Актуальной тенденцией планировки открытых рабочих зон стало увеличение количества разных по площади рабочих станций. За последний год ряд компаний, располагающих значительными коллективами с ярко выраженной иерархичностью, реализовывали в рамках своих офисных интерьеров несколько типов рабочих станций в openspace, различающихся в первую очередь по занимаемой площади. Некоторые компании выбирали планировочные решения, предусматривающие несколько типов рабочих мест в openspace, среди которых можно выделить особо престижные станции, расположенные в угловых частях современных офисных башен с панорамным остеклением. Как правило, они предназначаются для топ-менеджеров. Такие места обосабливаются мебельными группами, системами хранения, акустическими ширмами и пр. Отдельные рабочие места оборудуются персональным блоком управления системой кондиционирования. В результате как по площади, так и по технической «начинке» подобное рабочее место ничем не уступает классическому кабинету, единственным отличием которого является  наличие стен.

Такое решение позволило компаниям не отказываться от сложившейся организации коллектива, учитывая иерархичность при распределении рабочих мест, и одновременно оптимизировать затраты на обустройство офиса.

Кабинеты

Сокращение количества сотрудников, чьи рабочие места расположены в кабинетах, не сказалось на доле кабинетов в распределении площадей внутри офисных интерьеров. Наоборот, их доля немного увеличилась: с 10% в 2016 г. до 11% в 2017 г. В первую очередь данный факт связан с увеличением площади среднего кабинета. За два последних года данный показатель вырос на 3,24 кв. м и составил 20,58 кв. м, что является наиболее высоким показателем средней площади кабинета в новых офисных интерьерах начиная с 2011 г.

Сохранение доли кабинетов на уровне 1/10 площади усредненного офиса обусловлено в первую очередь выгодными условиями аренды помещений, а также резким снижением количества сотрудников, чьи рабочие места были расположены в кабинетах. Именно за счет этого компании получили возможность обустраивать большие кабинеты для сотрудников, которые в них действительно нуждаются. Также нужно отметить, что зачастую кабинет является многофункциональным помещением, которое играет роль одновременно и персонального рабочего места, и переговорной, и склада, и шоу-рума.

Общественные помещения

Примерно 1/5 площади современного офиса приходится на общественные зоны. Этот принцип планировки помещений остался неизменным с прошлого года, изменилось лишь распределение площадей между переговорными, рекреацией и зонами рецепции.

Благоприятные условия на рынке покупки и аренды офисной недвижимости позволили компаниям уделить особое внимание имиджевым решениям, что отразилось в первую очередь на увеличении доли помещений, выделяемых под размещение рецепций. 

Похожая логика наблюдается и в случае с переговорными. Если 2-3 года назад компании, обустраивающие офисы с открытыми планировочными решениями, стремились «нарезать» максимальное количество небольших по площади переговорных, то в 2017 г. рыночная ситуация дала возможность увеличить площадь средней переговорной комнаты, сделав ее более удобной и вместительной. Вместе с тем, в рамках некоторых проектов прослеживалась возможность использования переговорных в качестве кабинетов с помощью специальной системы бронирования.

Сокращение доли рекреации связано не только с уменьшением площадей, выделенных под эту зону, но и с ее интеграцией в рабочие зоны, в частности в openspace. В рамках масштабных рабочих зон разноформатные вспомогательные помещения сочетаются с рядами рабочих станций. Среди этих помещений присутствуют и объекты рекреации, площадь которых очень проблематично выделить.

Технические зоны

Повышенное внимание со стороны клиентов к использованию в офисных интерьерах современных IT-решений, автоматизирующих управление инженерными системами, вызвало увеличение площадей, предназначенных для размещения технических объектов, в частности, серверных. С 2015 г. доля подсобных помещений выросла на 3% и составила 10%.

Неэффективные помещения

Изменение подходов к планировочным решениям новых офисов в сторону имиджевой составляющей обусловило изменения в сторону увеличения доли неэффективных помещений. С 2015 г. данный показатель вырос на 2%. В большинстве случаев данный рост является следствием небольших коридорных систем, которые являются неотъемлемой частью проекта при растущем количестве переговорных и прочих обособленных помещений.

Выводы

В сложившейся ситуации компании готовы инвестировать в качественные корпоративные интерьеры, увеличивая свои затраты на офис для создания комфортной и продуктивной среды. Вместе с тем, работодатели пересмотрели подход к планированию офисных помещений, значительно повысив требования к рациональному использованию занимаемых площадей и формированию эффективных коммуникаций между сотрудниками в новом офисе.

В 2017 г. обозначилась яркая тенденция, связанная с активным внедрением современных IT-решений в инфраструктуру офисных интерьеров. Развитие данных технологий еще окажет значительное влияние на подход клиентов к формированию планировок новых интерьеров.

Нельзя не отметить растущую долю многофункциональных помещений, назначение которых определить проблематично. Несмотря на то, что пока объектов с подобными зонами не много, существует высокая вероятность того, что уже в ближайшем будущем помещения, сочетающие в себе функционал рабочих станций, переговорных и рекреации, станут популярными.

 



Материалы по теме

Экспертный анализ

Время нестандартных решений: к чему приводит отсутствие свободных крупных офисов

Недостаток свободных помещений на рынке офисной недвижимости Санкт-Петербурга приводит к росту арендных ставок, считают аналитики компании JLL. 
24.11
Экспертный анализ

Вакантность на офисном рынке Москвы снизилась вдвое

По данным S.A. Ricci, средний уровень вакантности на офисном рынке столицы снизился до 14%, что в абсолютном выражении составляет около 2,2 млн кв. м. Наивысший уровень вакантности - 29% (4,2 млн. кв. м) - наблюдался на офисном рынке Москвы в 2014 г.

22.11
Экспертный анализ

В центре Москвы проблематично арендовать офис

Согласно отчету JLL, офисный рынок Центрального делового района (ЦДР) содержит в себе скрытый дисбаланс, который проявляется в дефиците предложения крупных офисных блоков. Это добавляет уверенности собственникам качественных бизнес-центров, что в дальнейшем приведет к росту ставок аренды.

14.11

журнал CRE 5 (439)

Май
Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Вышел из печати CRE № 5 (439).   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ОТ ПОБЕДЫ К ПОБЕДЕ Фоторепортаж с церемонии премии   Тема номера ИНОГДА ОНИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ? «Лихие 90-ые» нам не грозят   Мнение СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ РАЗВИТИЯ СКЛАДСКОГО РЫНКА Генеральный директор «Raven Russia» Игорь Богородов делится своим видением ситуации   Офисы В ЗОНУ КОМФОРТА Будущее офисного рынка – за сервисом   Индустрия го...

Популярное

Источник: CRE
Игроки рынка

«Леруа Мерлен» - теперь «Лемана ПРО»

Под этим брендом компания продолжит работу в России.
18.06
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (10-16 июня)

ЦОД для ведущего маркетплейса, попытки продать ТРЦ Mari и Orlikov Plaza, новый формат для «Дикси», первые сделки в «РТС «Автозаводская», сделки в Дмитровском, «Вентуре» и Space 1 Меркурий, готовность БЦ «Фили Центр» - в нашей традиционной подборке за неделю.
16.06
Источник: CRE
Экспертный анализ

Нам года не беда: как живут торговые центры старше двадцати лет

По данным Nikoliers, из всего современного предложения торговых центров России сто восемнадцать объектов были открыты ранее 2004 года. Однако привлекательными и для арендаторов, и для покупателей из них остаются единицы. На большинство «возрастных» моллов намного существеннее, чем остальной рынок торговой недвижимости, повлияли пандемия коронавируса, уход иностранных игроков, растущее давление e-commerce, инфляция и изменение покупательского поведения. Ведущие российские эксперты вспоминают для CRE времена, когда для привлечения трафика не нужно было делать ничего, обсуждают, как в разные годы изменялись управление, позиционирование, пул арендаторов, место под солнцем на бизнес-картах, отношение к клиентскому опыту, и прогнозируют, кто сохранит место в топе гранд-объектов, а кто – продолжит работать по принципу «спасибо, что живой».

Текст: Максим Барабаш. Журнал CRE Retail
17.06
Источник: Глория Джинс
Игроки рынка

Максим Басов - новый генеральный директор Глория Джинс

Лилия Булатова возглавила блок создания и развития продукта ритейлера.
17.06
Источник: CORE.XP
Проект

CORE.XP реализовала «Столешники Хаус»

Площадь здания составляет 7 000 кв. м, а его резидентами стали именитые рестораторы. Команда CORE.XP изначально была автором коммерческой концепции проекта, разработанной в 2017 году, после чего приступила к реализации с началом строительных работ.
17.06
Источник: Nextons
Экспертный анализ

«Ильфы» и Петровы: как уход иностранных фирм перекроил юридическую карту России

Два года назад из России ушли практически все иностранные юридические фирмы, некоторые из которых открывали московские и ленинградские представительства ещё во времена позднего СССР. В режиме онлайн изменялась не только юридическая карта, когда-то чётко сегментированная «ильфами» и «рульфами», но и клиентские портфели и бизнес-климат: с уходом транснациональных игроков начался самый масштабный с девяностых передел активов с рекордными инвестициями в недвижимость, парад дауннейминга и даунбрендинга, а конкуренция в условиях сжатия рынка, санкционного давления и с появлением «ньюльфов» стала ещё более жёсткой.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE.
19.06
Источник: Магнит
Игроки рынка

«Магнит Маркет» планирует нарастить московскую сеть ПВЗ до 1000 точек

Сейчас в столице работают 300 ПВЗ сети. При этом об официальном начале работы ритейлер объявляет только сейчас, до этого проект работал в тестовом режиме.
17.06

подпишись НА эксклюзивные новости cre