Легко увидеть небо со дна: антирекорд объема ввода офисов в Петербурге

В 2017 г. в качественных бизнес-центрах Санкт-Петербурга было введено 117 тыс. кв. м. Это является минимальным значением за всю историю рынка офисной недвижимости города, свидетельствуют данные компании JLL. Предыдущий антирекорд наблюдался в 2010 г., когда было введено 126 тыс. кв. м.

6503

«Низкий объем строительства является естественным следствием экономического спада. Вслед за сокращением спроса и арендных ставок, а также ростом стоимости финансирования девелоперы в 2014-2015 гг. приостановили реализацию проектов, которые находились на раннем этапе. Сейчас же рынок находится в стадии восстановления, поэтому мы ожидаем роста объема ввода офисных комплексов, – комментирует Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге. – Из ожидаемых в 2018 г. 210 тыс. кв. м новых офисных площадей большая часть – две трети – придется на “Лахта Центр”, который будет занят структурами компании “Газпром”. В 2019 г. объем нового спекулятивного строительства вернется к среднегодовым значениям и составит около 180-200 тыс. кв. м».

В 4-м квартале были введены три бизнес-центра совокупной площадью 40,7 тыс. кв. м, в том числе один объект класса А – «Сенатор на Чапаева», 2-я очередь (13,4 тыс. кв. м), и два здания класса В – «Граффити» (14,0 тыс. кв. м) и БЦ на Чкаловском, 50 (13,3 тыс. кв. м).

К моменту открытия «Граффити» был полностью, а два других комплекса частично сданы в аренду. Это определило лидирующее положение Калининского и Петроградского районов по показателю чистого поглощения офисных площадей в 4-м квартале 2017 г., которое в целом по городу достигло 53,2 тыс. кв. м.

За 2017 год объем чистого поглощения составил 161 тыс. кв. м, что на 45% ниже показателя прошлого года и на 20% уступает среднегодовым значениям. Лидером по поглощению офисов за год впервые стал Выборгский район за счет заполнения «Мезон Плаза» и ввода Renaissance Business Park, полностью арендованного структурами «Газпрома». Кроме того, стоит отметить высокий объем поглощения на Васильевском острове вследствие улучшения его транспортной доступности после открытия ЗСД. В предыдущие четыре года наибольший объем поглощения наблюдался в Московском районе, который уступил другим субрынкам в связи с недостаточным объемом свободных площадей.

Наибольший спрос в 2017 г. наблюдался со стороны компаний IT-сектора. На них пришелся 41% от объема закрытых в прошедшем году сделок. Это максимальная доля IT-компаний в структуре сделок за все предыдущие годы.

«В Петербурге развиваются как филиалы крупных международных компаний, расширяющие свою деятельность, так и растущие локальные игроки, – отмечает Регина Волошенко, руководитель отдела по работе с владельцами офисных помещений компании JLL в Санкт-Петербурге. – Северную столицу не зря называют в том числе и IT-столицей России, ведь зачастую офисы компаний этого сектора в Петербурге крупнее, чем в Москве. Однако спрос сдерживается отсутствием доступных для аренды или покупки крупных блоков». По итогам 2017 г. доля свободных офисов в среднем по рынку составила 7,5%, уменьшившись на 0,5 п.п. за 4-й квартал и на 1,9 п.п. за год в целом.

В классе А доля свободных площадей в последнем квартале увеличилась за счет ввода на 1 п.п., до 6,1%, тем самым вернувшись к значению конца 2016 г. В классе В наблюдалось снижение на тот же 1 п.п. по итогам 4-го квартала и на 2,5 п.п. в целом за год до 8,2%.

Динамика арендных ставок в октябре-декабре определялась изменениями вакантности. В классе А средневзвешенная запрашиваемая ставка аренды за 4-й квартал не изменилась и составила 1 691 руб. за кв. м в месяц, в классе В – увеличилась на 0,5%, до 1 189 руб. за кв. м в месяц (включая НДС и эксплуатационные расходы). «По итогам года рост составил 5,7% в классе А и 4,6% в классе В. Мы ожидаем дальнейшего увеличения арендных ставок на фоне восстановления спроса и невысокого объема спекулятивного ввода в 2018 г. – до 1 750 руб. в классе А и до 1 250 руб. за кв. м в месяц в классе В», – добавляет Владислав Фадеев.

 



иГРОКИ РЫНКА

IBC Real Estate

Фадеев Владислав

Консалтинг и брокеридж

IBC Real Estate

Материалы по теме

Точка зрения

Офисы: теория поколений

Михаил Турецкий, генеральный директор компании ProExpert

16.01
Исследования рынка

В каких городах строят больше офисов?

Компания Colliers International проанализировала региональный рынок офисной недвижимости.
13.12
Экспертный анализ

Офисный редевелопмент «серого пояса» Петербурга

Специалисты компании IPG.Estate отмечают, что на сегодняшний день порядка 400 га «серого пояса» Петербурга прошли процесс редевелопмента, из них 45% площадей были переформатированы под коммерческие функции, в том числе под административно-производственное назначение.

20.10

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04
Источник: SLAVA Concept
Экспертный анализ

Оформят возврат: почему качество клиентского опыта станет основным конкурентным преимуществом российских брендов

Качество клиентского опыта и локальная экспертиза станут самой важной компетенцией и основным конкурентным преимуществом российских игроков в случае возвращения в страну иностранных бизнесов. Однако с вызовом справятся далеко не все: сервис по-прежнему – слабое звено отечественных компаний, а изучать своего покупателя интересно единицам из них. С такими вводными мало кому помогут даже искусственные ограничения для «возвращенцев» и государственные программы поддержки, уверены собеседники CRE.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
18.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre