Офисы: теория поколений

Михаил Турецкий, генеральный директор компании ProExpert

8681

«Беби-бумеры», X и Y, сегодня активно работают в офисах разных компаний, а в конце этого десятилетия в офисы выйдут новые специалисты поколения Z. Теория поколений, выдвинутая в 1991 г. двумя американскими исследователями Уильямом Штраусом и Нейлом Хоувом, сегодня на практике отрабатывается в бизнес-структурах, ее активно юзают эйчары и собственники, как при подборе персонала, так и при выборе и строительстве нового офиса. Компании, которые ценят своих сотрудников, стремятся сделать офисное пространство максимально комфортным для сотрудников разных возрастных групп, учитывая социальные ценности и ориентиры.

О поколениях

«Беби-бумеры» (1943-1963 гг. рождения) занимают руководящие должности, либо постепенно уходят на пенсию и освобождают рабочие места. Эти сотрудники ориентированы на рабочий процесс, ценят командную работу и личное пространство и с трепетом относятся к «видимым» достижениям.

Сотрудники поколения X (1963-1983 гг. рождения) выбирают более индивидуальный подход к бизнес-процессам, готовы работать самостоятельно. Им важно четкое закрепление рабочих мест, но они одинаково готовы работать как в офисах с коридорно-кабинетной планировкой, так и в open-space.

Представители поколения Y (1983-2000 гг. рождения) противоположно отличаются от предыдущих групп: они мультизадачны, мобильны, технологичны. Если компания постоянно не внедряет какие-то новинки, не совершенствует офис, они начинают мониторить hh и узнавать у коллег по рынку о новых вакансиях.

Какими будут сотрудники поколения Z (родившиеся после 2000 г.), определенно сказать сложно, но, например, доктор Майкл О’Нил, ведущий стратегический консультант в HAWORTH, в статье журнала Metropolis говорит о том, что дети этого поколения ценят предсказуемость и порядок. Кроме того, они постоянно находятся в окружении различных гаджетов и девайсов, легко отвлекаются и переходят в режим многозадачности.

Рабочие зоны для поколений

Создание комфортной среды для всех сотрудников компаний – сложная и интересная задача, с которой уже столкнулись собственники компаний. И основой для этого служит психология сотрудников.

Современный рынок офисной недвижимости стал формировать новые тренды. Собственники компаний чаще начали обращаться к услуге fit-out, создавая офисные пространства компании по дизайн-проекту или в корпоративной стилистике. Кроме того, стремление к разумной оптимизации офисных пространств привело к популяризации идеологии аgile – строительство современного комфортного и «гибкого» офиса, концепция которого отражает специализацию, корпоративный стиль, принципы компании, а условия, созданные для сотрудников, позволяют увеличить эффективность работы команды.

«Бэби-бумеры», как правило, сегодня занимают руководящие или управленческие должности. Комфортное офисное пространство для представителей этого поколения устроено по тенденциям прошлого века. Такие сотрудники отдают предпочтения кабинетам с хорошими видовыми характеристиками, удобной мебелью и возможностью разместить все свои дипломы, сертификаты и награды на стенах, полках. Карьерный рост для «бэби-бумеров» напрямую завязан с коллективной работой, коллективными результатами, поэтому им важно иметь переговорные кабинеты для обсуждения проектов и процессов, часто кабинеты руководителя включают в себя переговорную зону.

«Иксы» готовы меняться вместе с изменениями рынка и условий. X-сотрудники могут комфортно работать в кабинетах, опен-спейсе, им важно быть частью корпоративной культуры. «Иксы» привыкли к фиксированным местам и разграничению приватных и общих зон.  Часто представители этого поколения за успех считают работу в крупной компании с известным именем, где могут пройти по карьерной лестнице, начиная с низших ступеней до управления. И корпоративные изменения, в том числе офисного пространства, принимают как должное.

Y – поколение, которым нужно все и сразу: высокая должность и большая зарплата. За это они и готовы работать, не покладая рук. «Игреки» – это первое поколение, представители которого при выборе офиса начали особые требования предъявлять к офисному пространству: дизайн, технологичность, комфорт, при этом они предпочитают «демократичный» подход к рабочим зонам. «Игрекам» неважно закрепление за ними определенного рабочего места, эффективность работы не будет зависеть от нахождения в офисе. Кроме того, если компания не внедряет инновации и не стремится к автоматизации и оптимизации бизнес-процессов, то это послужит отрицательным фактором для сотрудника при выборе места работы. Представители Y – поколение, выросшее на играх на приставке, компьютерных играх, поэтому для них создание зон подобного формата – самый перспективный вариант для отдыха.

Основная часть офисных сотрудников сегодня – это Xи Y, у которых противоположное отношение к организации рабочих процессов и разные взгляды на организацию рабочих пространств. Например, X любят учиться, читать и получать новые знания. Y тоже любят учиться, но не готовы поглощать теорию, им важнее профессиональная практика. Хотя представители обоих поколений ценят наличие обучающих программ в компаниях, обучающие кабинеты для них – символ заинтересованности в сотрудниках и их профессиональном росте.

В конце этого десятилетия в офисы придут представители поколения Z. Уже сейчас прогнозируемо, что у них будут совершенно иное отношение к рабочему пространству, нежели чем у «игреков» и «иксов». Представителям поколения Zнужно будет четкое планирование рабочих пространств, закрепление за ними рабочей зоны и определение функционала мест общего пользования. При этом рабочие зоны для нового поколения максимально важно располагать, минимизируя отвлекающие факторы, которые могут сбивать с работы молодых сотрудников.

В итоге к 2020 г. в офисах будут работать представители 3-4 совершенно разных поколений, и синергия их работы во многом будет зависеть от комфорта рабочего пространства для каждой из групп сотрудников.

Agile как пространство для синергии поколений

Создание разнопланового и современного офиса уже сегодня – достаточно трудная задача, которая решается максимальным изучением психологии сотрудников, их предпочтений и требований.

В настоящих условиях аgile является наиболее перспективным форматом организации офисных пространств. Гибкое пространство в идеале должно сочетать в себе несколько типов зон, которые будут отвечать требованиям всех сотрудников. Важно наличие зон с закрепленными рабочими местами для сотрудников, которые основную часть времени проводят в офисе; а также создание мобильных зон для сотрудников, которые часть времени проводят в поездках или частично работают на аутсорсинге. В последнем варианте перспективен формат хот-деск, который предполагает свободные рабочие места, которые может занять любой сотрудник компании, личные вещи располагаются в личных тумбочках, расположенных в общем хранилище. Хот-деск – перспективный формат для рынка офисов, который кроме комфортного создания пространства предполагает и оптимизацию офисных площадей: при грамотном планировании и налаживании бизнес-процессов компании возможно сократить до 40% объем арендуемых площадей. В данном случае важно учитывать график отпусков, командировок, штат сотрудников на аутсорсинге.

Третий тип зон офисного пространства предполагает создание условий для коллективной (проектной или командной) работы: телефонные кабины для индивидуального общения сотрудников, например, с клиентом, переговорные комнаты, обучающие классы, оборудованные техническим оборудованием.

Четвертый тип – это неформальные зоны: комнаты для отдыха сотрудников, релакс-пространства, кофе-поинты, кухни. Набор и направленность неформальных зон может быть самым разнообразным: спортивные залы или площадки, библиотеки, небольшие кинотеатры, игровые и музыкальные комнаты и т.д. Полет фантазии в данном случае, как правило, ограничивается только бюджетом.

Agile — формат, который при грамотном внедрении может не только повысить эффективность бизнес-процессов, но и оптимизировать бюджет, сократив объем арендуемых компанией площадей. Кроме того, подобный формат реорганизации офиса может стать отличным способом сплочения команды, при котором сотрудники начинают чаще взаимодействовать друг с другом, решать рабочие вопросы. 



Материалы по теме

Экспертный анализ

Кому нужны виртуальные офисы?

Ряд российских и зарубежных бизнес-центров, помимо сдачи офисов в аренду, предлагают сопутствующую услугу - виртуальный офис. В Москве порядка 60 бизнес-центров предоставляют такую услугу, в Санкт-Петербурге их около 30. По прогнозам Regus, число виртуальных офисов растет на 20% ежегодно.

15.12
Исследования рынка

Офисные интерьеры – итоги года от PRIDEX

Сохраняющиеся на рынке офисной недвижимости выгодные для клиентов условия покупки и аренды, а также наличие значительного объема предложений качественных помещений стали причинами снижения плотности рассадки сотрудников в новых офисах. 
11.12
Экспертный анализ

Офисная мебель – выбираем российское?..

Во II полугодии 2017 г. в двух столицах планируется к вводу в эксплуатацию 500 тыс.кв. м офисных площадей – этот показатель в 3,3 раза больше, чем в I полугодии (данные NAI Becar). С учетом средней вакансии 15,9% в Москве и 9,7% в Петербурге дополнительный спрос на офисную мебель может составить до 5 млрд руб. 

12.10

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (9-15 декабря)

Первый арендатор в новом проекте Instone Development, ключевые назначения в IPG.Estate и Remain, новый регион для Azimut Hotels, продажа БЦ в «Московском шелке» и Art Plaza, а также ТЦ «Ярославский вернисаж», и новый материал из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю. 
15.12
Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre