Внимание девелоперов обращено скорее к существующим объектам, чем строительству новых - идет реконцепция и расширение уже существующих торговых центров. Так, в регионах России основная доля нового строительства (почти 60%) пришлась на новые фазы уже существующих проектов.
Крупнейшим торговым центром в России, открытым в 2017 г., стал торговый центр «Вегас Кунцево» (GLA 119 467 кв. м) в Москве. Среди региональных объектов крупнейшим стало открытие второй очереди торгового центра Central Park (GLA 107 000 кв. м) в Курске. В ближайшие два года восстановления строительной активности не ожидается, в основном будут открываться небольшие торговые центры. Так, в 2018 г. новое строительство останется на уровне 2017 г. В Москве, например, наиболее вероятен сценарий, при котором будет введен в эксплуатацию только один крупный объект «Каширская Плаза» (GLA – 71000 кв. м) и несколько малоформатных ТЦ.
Рынок торговой недвижимости России прошел фазу активного роста и «набора веса». Строительство новых торговых объектов оказывает все меньше влияния на рынок в целом. Начиная с 2016 г. доля новых площадей, выводимых на рынок ежегодно, составляет менее 10% от существующего стока.
Девелоперские процессы сфокусированы на работе с существующими портфолио – мероприятия, направленные на повышения трафика покупателей, оптимизацию концепций, поиск новых форматов и подходов к ведению бизнеса.
«Эпоха суперрегиональных и региональных моллов прошла. Рост в этом формате будет теперь скорее органическим (за счет расширения существующих средних и крупных объектов), – комментирует Татьяна Дивина, старший директор отдела исследований Cushman & Wakefield. - Строительство районных и локальных торговых объектов представляется наиболее оптимальной стратегией в существующих условиях рынка – небольшие площади быстро заполняются арендаторами, ежедневные покупки устойчивы в кризисный период и не подвержены конкуренции со стороны растущих онлайн продаж. Подобный подход также доказывает свою успешность на западных рынках. Например, в США малые форматы торговых объектов – наиболее активно растущий сегмент в последние годы».
На конец 2017 г. средний размер существующего торгового центра составляет 36,8 тыс. кв. м, тогда как средний размер торгового объекта, планируемого к открытию в 2018 г., составляет всего 28,5 тыс. кв. м.
Ретейлеры, так же как и девелоперы, не отстают от современных реалий рынка, активно развивая мини-форматы («Мой Ашан», AB Daily, Детский мир, Leroy Merlin и др.).