На 4-й квартал заявлен запуск торговых центров «Видное парк» (45 тыс. кв. м), «Миля» (21 тыс. кв. м), «Петровский» (8,5 тыс. кв. м), а также торгового объекта площадью 12 тыс. кв. м в составе МФК «Фили град». Таким образом, годовой объем ввода составит около 200 тыс. кв. м и станет рекордно низким за последние четыре года, сократившись на 62% по сравнению с 2016 годом. Среди проектов, которые были анонсированы к вводу до конца этого года, но перенесены на 2018-й, – «Арена плаза» (20 тыс. кв. м) и «Галеон» (14 тыс. кв. м).
Доля свободных площадей в качественных торговых центрах Москвы уменьшилась с 6,4% во 2-м квартале до 6% в 3-м квартале, что на 2,5 п.п. ниже уровня 3-го квартала 2016 г.
Структура вакантности в срезе по торговым центрам осталась практически неизменной с начала года. Эту картину не изменил даже выход нового суперрегионального объекта – «Vegas Кунцево» – вследствие высокого уровня его заполненности (85% к моменту открытия).
«На московском рынке появляются первые признаки дефицита качественных торговых площадей. В условиях рекордно низкого объема нового строительства, большинство профессиональных операторов вынуждены развивать свои сети в уже действующих торговых центрах. При этом стоит отметить, что сейчас ситуация в корне отличается от картины двухлетней давности. Если в 2014-2015 годах, в период активного ввода в условиях сложной экономической ситуации, торговые центры открывались заполненными на уровне 40-50% GLA, сейчас нового качественного предложения на рынке недостаточно для поддержания спроса со стороны ритейлеров. В итоге в торговых центрах, запланированных к открытию в следующем году, например, в проекте ТРЦ “ЭНКА ТЦ” на Каширском шоссе, заполняемость уже превышает 80% GLA», – комментирует Екатерина Земская, региональный директор и руководитель департамента торговых площадей компании JLL.
С учетом ограниченного ввода, вакантность ожидаемо продолжит снижаться, и к концу года может достичь минимального уровня с начала 2015 г. – 5,7%, прогнозируют аналитики JLL. Доля свободных площадей в праймовых торговых центрах, характеризующихся высокими показателями посещаемости и конверсии, держится на уровне, близком к нулю, уже более года.
«В 3-м квартале 2017 г. на российском рынке появилось шесть новых брендов; пять из них открыли первый магазин в Москве, один – казахский Mimioriki – в Самаре. Половина новых операторов представляют премиальный и люксовый сегменты: состоялось открытие двух бутиков одежды премиального уровня Barracuda и Hanro в ГУМе), а также итальянского бутика детской одежды класса “люкс” Il Gufo в “Петровском Пассаже”», - перечисляет Оксана Копылова, руководитель аналитики торговой и складской недвижимости компании JLL. В целом уровень активности международных ритейлеров в первые три квартала сопоставим с аналогичным периодом 2016 г., когда на рынке появилось 37 новых брендов против 31 в этом году.
В то же время шесть зарубежных брендов покинули российский рынок в 3-м квартале: Debenhams, Mamas&Papas, LeEco, C&A, Mexx, Accessorize. Решения компаний о закрытии своих последних монобрендовых магазинов в России в первую очередь связаны с изменением их корпоративной стратегии на рынке либо с оптимизацией портфеля брендов и диверсификацией бизнеса.
Арендные ставки в торговых центрах Москвы в 3-м квартале 2017 г. не изменились: максимальная ставка аренды для помещений площадью 100 кв. м на первом этаже торговой галереи остается на уровне 195 тыс. руб. за кв. м в год, средняя в торговой галерее – 74 тыс. руб. за кв. м в год.