Российский рынок коммерческой недвижимости переживает кризисные времена, количество арендаторов падает, цены на годовую аренду офисов и помещений снижаются. Кризисная тенденция на рынке коммерческой недвижимости сегодня прослеживается такая, что в условиях рекордных объемов пустующих площадей во всех сегментах коммерческой недвижимости многие арендодатели задумываются, на что делать ставку при поиске арендаторов.
Если говорить о коммерческой недвижимости класса А, то аренда крупного офиса данного класса доступна далеко не каждой компании. Связано это с тем, что помещение для офиса этой категории чаще всего располагается в самом центре Москвы. Как правило, помещения офисов оборудованы инженерными коммуникациями и системами жизнеобеспечения. Площадь сделок по аренде офисной недвижимости значительно снизилась, и на рынке не было заключено таких крупных договоров аренды, как ранее.
Поэтому сегодня в условиях кризиса существует тенденция разделения крупных помещений на маленькие блоки: такие помещения очень хорошо пользуются спросом со стороны арендаторов небольших офисов, складов, салонов красоты или мини-кофеен. Собственники, которые последовали запросу рынка и сделали нарезку в своих помещениях, смогли повысить ликвидность объектов и ускорить процесс их реализации.
Сейчас существует месячная арендная ставка, по которой гарантированно звонят арендаторы – это, например, 50 кв. м для салона красоты за 60-80 тыс. руб., 70 кв. м - салон аренды готового бизнеса с парковкой и трафиком – 150-180 тыс. руб., офис на 10 кв. м – 15-25 тыс. руб., 60 кв. м – 65-85 тыс. руб., 125 кв. м коммерческой недвижимости под клинику – 180-220 тыс. руб. Вследствие этого появилась другая тенденция – снижение ставок арендной платы ниже рыночной стоимости, то есть так называемая базисная ставка, к которой потом добавляются суммы за уборку, коммуналку или юридический адрес, паркинг. Да, арендодателям приходится зарабатывать на продаже дополнительных услуг, но базис цены следует соблюдать и площади делить.
Такое нововведение стало пользоваться высоким спросом за счет проявления интереса небольших фирм к определенным площадям, ценам и территориальности. Сегодня этот сегмент особенно пользуется спросом в связи с государственной поддержкой малого бизнеса. Многие сектора предпринимателей решили самостоятельно организовывать развитие своих компаний. Это и коворкинг внутри компаний, так называемая точечная субаренда рабочих мест.
Неожиданным оказался интерес к небольшим помещениям в самых лучших и дорогих деловых центрах класса А. Их снимают индивидуальные предприниматели, в том числе начинающие, для которых престиж и место играют первостепенную роль, например, адвокаты, юристы, финансовые консультанты, брокеры, дизайнеры и другие специалисты высокого уровня. В А классе сложнее всего удержать арендатора, поскольку он - платежеспособный, и за таким арендатором «охотится» большинство арендодателей.