Зачем дробить крупные помещения? О высоком спросе на аренду малых площадей

Светлана Лапшина, генеральный директор агентства недвижимости «Биг Риэлти»

11938

Российский рынок коммерческой недвижимости переживает кризисные времена, количество арендаторов падает, цены на годовую аренду офисов и помещений снижаются. Кризисная тенденция на рынке коммерческой недвижимости сегодня прослеживается такая, что в условиях рекордных объемов пустующих площадей во всех сегментах коммерческой недвижимости многие арендодатели задумываются, на что делать ставку при поиске арендаторов.

Если говорить о коммерческой недвижимости класса А, то аренда крупного офиса данного класса доступна далеко не каждой компании. Связано это с тем, что помещение для офиса этой категории чаще всего располагается в самом центре Москвы. Как правило, помещения офисов оборудованы инженерными коммуникациями и системами жизнеобеспечения. Площадь сделок по аренде офисной недвижимости значительно снизилась, и на рынке не было заключено таких крупных договоров аренды, как ранее.

Поэтому сегодня в условиях кризиса существует тенденция разделения крупных помещений на маленькие блоки: такие помещения очень хорошо пользуются спросом со стороны арендаторов небольших офисов, складов, салонов красоты или мини-кофеен. Собственники, которые последовали запросу рынка и сделали нарезку в своих помещениях, смогли повысить ликвидность объектов и ускорить процесс их реализации.

Сейчас существует месячная арендная ставка, по которой гарантированно звонят арендаторы – это, например, 50 кв. м для салона красоты за 60-80 тыс. руб., 70 кв. м - салон аренды готового бизнеса с парковкой и трафиком – 150-180 тыс. руб., офис на 10 кв. м – 15-25 тыс. руб., 60 кв. м – 65-85 тыс. руб., 125 кв. м коммерческой недвижимости под клинику – 180-220 тыс. руб. Вследствие этого появилась другая тенденция – снижение ставок арендной платы ниже рыночной стоимости, то есть так называемая базисная ставка, к которой потом добавляются суммы за уборку, коммуналку или юридический адрес, паркинг. Да, арендодателям приходится зарабатывать на продаже дополнительных услуг, но базис цены следует соблюдать и площади делить.

Такое нововведение стало пользоваться высоким спросом за счет проявления интереса небольших фирм к определенным площадям, ценам и территориальности. Сегодня этот сегмент особенно пользуется спросом в связи с государственной поддержкой малого бизнеса. Многие сектора предпринимателей решили самостоятельно организовывать развитие своих компаний. Это и коворкинг внутри компаний, так называемая точечная субаренда рабочих мест.

Неожиданным оказался интерес к небольшим помещениям в самых лучших и дорогих деловых центрах класса А. Их снимают индивидуальные предприниматели, в том числе начинающие, для которых престиж и место играют первостепенную роль, например, адвокаты, юристы, финансовые консультанты, брокеры, дизайнеры и другие специалисты высокого уровня. В А классе сложнее всего удержать арендатора, поскольку он - платежеспособный, и за таким арендатором «охотится» большинство арендодателей. 



иГРОКИ РЫНКА

Биг Риэлти

Лапшина Светлана

Юридическая поддержка

Биг Риэлти

Материалы по теме

Точка зрения

Арендатор на «минус миллион»

Анастасия Малкова, коммерческий директор компании Stone Hedge

 

19.10
Точка зрения

Как введение платных парковок изменило предпочтения арендаторов?

Марина Кононенко, директор по маркетингу ГК «ИТКОЛ» 

17.10
Точка зрения

О популяризации гибких офисных решений

Ирина Баева, управляющий директор компании Regus в России

28.08

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04
Источник: SLAVA Concept
Экспертный анализ

Оформят возврат: почему качество клиентского опыта станет основным конкурентным преимуществом российских брендов

Качество клиентского опыта и локальная экспертиза станут самой важной компетенцией и основным конкурентным преимуществом российских игроков в случае возвращения в страну иностранных бизнесов. Однако с вызовом справятся далеко не все: сервис по-прежнему – слабое звено отечественных компаний, а изучать своего покупателя интересно единицам из них. С такими вводными мало кому помогут даже искусственные ограничения для «возвращенцев» и государственные программы поддержки, уверены собеседники CRE.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
18.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre