Завершение благоустройства Садового кольца в рамках программы «Моя улица» стало одним из знаковых событий 2017 г. Проведенная летом реконструкция северного (от станции метро «Маяковская» до пересечения с Яузой) и южного (от пересечения с Яузой до станции метро «Парк Культуры») участков магистрали способствовала снижению вакантности во 2-й половине года с 23,1% до 20,1% в северной части кольца и с 10,3% до 8,8% в южной. Показатель на участке, обновленном в 2016 г., изменился незначительно и составил 9,6%. В результате средняя по Садовому кольцу доля свободных помещений снизилась за прошедшее полугодие с 12,9% до 11,7%.
«По окончании ремонтных работ доступ ко многим помещениям нормализовался, сделав их вновь привлекательными для аренды. О возвращающемся спросе свидетельствует рост арендных ставок на обновленном этим летом северном участке Садового кольца: за 2-е полугодие ставки там увеличились на 18% и теперь составляют 65 тыс. руб. за кв. м в год, – комментирует Юлия Назарова, руководитель отдела стрит-ритейла компании JLL в Москве. – Северный участок Садового кольца является вторым по величине арендных ставок среди всех частей магистрали, однако доля свободных площадей на нем все еще является наибольшей. Тем не менее уже сейчас мы наблюдаем снижение уровня вакантности и ожидаем, что в дальнейшем этот тренд продолжится».
«Топ-3 самых заполненных улиц по итогам года выглядит следующим образом: Покровка (на ней пустует 2,9% помещений), Мясницкая (3,4%) и район Патриарших прудов (3,5%). В число наиболее дорогих улиц Москвы вошли Столешников переулок, Никольская улица, Кузнецкий Мост и улица Петровка, – перечисляет Оксана Копылова, руководитель направления аналитики торговой и складской недвижимости компании JLL. – Стабильно высокие арендные ставки в этих локациях подтверждают устойчивый спрос со стороны арендаторов. Как результат, в 4-м квартале 2017 г. на улице Петровке был отмечен рост средних ставок аренды, а в 3-м квартале ставки аренды выросли на Никольской».
На протяжении всего года в структуре спроса на рынке центрального стрит-ритейла лидировали кафе и рестораны. За 2017 год их суммарная доля составила 41% от общего объема заявок. На 2-е место вышли супермаркеты и продуктовые магазины (13%), на 3-м месте оказались fashion операторы с показателем в 12%, а представители сегмента «красота и здоровье» заняли 4-е место (11% от общего объема заявок).
Представители ресторанного сегмента также показали наибольший прирост среди арендаторов центрального стрит-ретейла за прошедший год: доля таких операторов теперь составляет 33%. Новые точки в центре столицы открыли такие бренды, как сеть бургерных BB & Burgers (новые точки на улицах Мясницкой, 1-й Тверской-Ямской, Маросейке), Burger Heroes (в Камергерском переулке и на Садовом кольце), израильская сеть кофеен Cofix (на Тверской и Пятницкой), а также выход на московский рынок петербургских сетей «Марчеллис» и Ketch Up Burger.
Кроме того, среди арендаторов центральных улиц увеличилось число представителей сегмента «красота и здоровье»: их доля выросла за год на 2 п.п., составив 13%. Уменьшение количества точек в стрит-ретейле было отмечено среди арендаторов сегмента банковских услуг и fashion. Последний, в свою очередь, покинул тройку лидеров, уступив свое место представителям сегмента «красота и здоровье».
Ротация арендаторов на основных торговых улицах Москвы снизилась в 4-м квартале по сравнению с предыдущим кварталом c 9% до 8%. В последние три месяца года на Садовом кольце продолжилось активное заполнение недоступных во время ремонта помещений: ротация на обновленном, северном участке достигла 16%, в то время как в целом по магистрали ее уровень составил 8%.