«Новый» Китай: куда смещается производство?

Традиционно Китай считается одним из регионов мира, где сосредоточено большинство производственных мощностей европейских, американских и других компаний. В размещении производства в Китае всегда было огромное количество преимуществ – от очень дешевой рабочей силы до хорошего транспортного сообщения региона с другими странами.  Так было в течение последних 30 лет, однако сейчас специалисты говорят о смене ситуации на рынке, в частности, это касается рынка fashion товаров.
8504
Ретейлеры, работающие с иностранными поставщиками продукции, стремятся перенести производство своего товара в другие страны из Китая – это связано с множеством факторов, которые делают ведение бизнеса там выгоднее, чем в Китае.

В рамках Недели Российского Ритейла-2018 состоялось выступление компании Bureau Veritas в лице Джонатона Такрей, директора по развитию бизнеса региона EMEA, которое было посвящено именно этой тенденции в fashion ретейле. В своем выступлении Джонатон осветил последнюю информацию о том, как происходит перенос производства, с чем это связано, в какие страны и насколько это перспективно.

Изначально Китай был территорией, на которой располагались многие производственные кластеры совершенно разных категорий продукции. Традиционно вдоль береговой линии располагаются фабрики, производящие одежду, обувь, аксессуары, бытовую технику, товары для дома и другие потребительские товары, а внутри Китая находятся заводы по производству сырья, высокотехнологических товаров, тяжелой промышленности. Если объединить все эти территории, Китай становится масштабным регионом-производителем любых товаров и любого сырья, монополистом в поставках продукции в другие страны. 

Тем не менее сейчас происходит серьезный сдвиг, который изменил структуру работы тысяч компаний по всему миру. Все больше компаний предпочитают переносить производства из проверенного, но уже не столь выгодного для работы Китая в другие страны, которые уже через несколько лет могут стать «новым Китаем». Это связано с множеством факторов, которые в совокупности могут ознаменовать крах «дешевого» и удобного для ретейлеров китайского региона.

Почему поставки из Китая уже не так выгодны?

Для каждого ретейлера принципиально важен вопрос издержек, которые он понесет при работе с тем или иным поставщиком. В Китае затраты больше не могут оставаться низкими из-за значительно повысившегося среднего дохода – совокупный среднегодовой темп роста зарплаты с 2010 до 2016 г. составил 8,4%, и, согласно прогнозам, эта тенденция сохранится. Как следствие, население стремится к более высоким заработкам, не соглашается работать за копейки, а средний класс в стране растет. Все активнее продвигаются ценности, связанные с образованием, благодаря чему молодежь уже не стремится работать на фабриках – она хочет владеть и управлять фабриками.

Вместе с этим активно растут и транспортные расходы, которые при сотрудничестве с Европой и США играют значительную роль при выборе локации для производства. Согласно статистике, именно повышение расходов на взаимодействие с поставщиками является основной причиной смены региона для размещения производства. Экономическая ситуация в мире не становится стабильнее, ретейлеры не могут устанавливать более высокие цены на продаваемую продукцию, соответственно, единственный способ эффективно работать – это сфокусироваться на снижении затрат на товар и поставщиков.  

Существенное влияние на изменение ситуации на рынке оказывают не только уровень жизни, средняя зарплата и другие материальные факторы, но и государственное регулирование. В рамках пятилетнего плана, реализуемого правительством Китая, основной упор в производстве нужно сделать на сложные технологические товары, космическую отрасль, медицинскую, авиационную, энергосберегающую технику вместо легкой промышленности – одежды, обуви и других потребительских товаров, как было раньше. Идея состоит в том, чтобы превратить Китай в государство-поставщика дорогих, качественных индустриальных товаров, которые можно будет продавать по всему миру. Такая стратегия позволит Китаю избавиться от образа производителя дешевой продукции, выйти на рынок с новыми товарными категориями, а к 2049 г. стать ведущим индустриальным государством.

Куда выгодно производство из Китая?

Одним из основных вариантов является Вьетнам. Он находится максимально близко к Китаю, что позволяет тратить минимум ресурсов на релокацию производства. Кроме того, правительство Вьетнама дружелюбно настроено по отношению к владельцам бизнеса - иностранцам, которые имеют те же права, что и вьетнамские предприниматели (это касается даже доступа к получению кредитов на развитие бизнеса).

Несмотря на большое количество преимуществ, перемещать производство во Вьетнам готовы далеко не все: из-за антикитайских настроений здесь нередко происходят забастовки рабочих, которые негативно относятся к иностранным фабрикам, из-за чего возникает много проблем с работой фабрик, задержками отгрузок и с приостановкой производства. Именно поэтому кто-то не решается работать с поставщиками из Вьетнама, однако для многих компаний невысокие затраты и дружественная государственная политика по отношению к иностранным предпринимателям оказываются важнее.

Юго-Восточная Азия богата на страны, потенциально подходящие для релокации производства из Китая, и одна из них – Индонезия. Неоспоримое преимущество, привлекающее владельцев компаний, – это слабая местная валюта, которая в 2017 г. упала на 13% по отношению к доллару, что позволяет тратить на производство меньше, чем это было бы возможно в других странах Азии. Популярность Индонезии как поставщика подкрепляется и государственной политикой, направленной на улучшение инфраструктуры, в частности на ремонт крупнейших портов в стране, что облегчит и удешевит отгрузки продукции в Европу и США.

Без рисков для компаний, работающих с Индонезией, тоже не обошлось, причем риски здесь действительно более чем непредсказуемые: этот регион знаменит частыми извержениями вулканов, которых в округе около 130, что может сильно задержать отгрузку и в целом доставить много проблем ретейлерам и поставщикам.

Производство одежды и обуви из Китая перетекает не только в перечисленные страны – это также и Таиланд, и Мьянма, и Филиппины, и другие страны Юго-Восточной Азии, а также Африки и даже Европы. Что касается Африки, перенос производства туда происходит по все тем же причинам – низкая стоимость рабочей силы, невысокие транспортные издержки, удобство работы, а также большое количество инвестиций, которое в свое время вкладывал Китай в производство в Африке. Именно поэтому такие страны как Танзания, Эфиопия, Кения и другие становятся не менее популярными новыми регионами-поставщиками наравне с Азией.

Отвечая на вопрос, какая страна в будущем заменит Китай, Джонатон Такрей отметил, что такого понятия, как «новый Китай», по факту не существует – на данный момент нет одной-единственной страны, которая могла бы полноценно заменить Китай и удовлетворить потребности компаний по всем параметрам. Производство переносится в разные страны в зависимости от типа производимой продукции, плюсов и минусов того или иного региона для каждой конкретной компании, притом что большинство стран будет стремиться к усилению собственного производства внутри страны. В результате мы получим более фрагментарную и разобщенную картину поставок в сфере fashion, осуществляемых из очень многих регионов мира.


Материалы по теме

Исследования рынка

Китайские инвесторы активизировались

Китайские инвесторы в 2016 г. вложили $26,5 млрд в рынки недвижимости по всему миру и стали лидерами азиатского инвестрынка в рамках международных сделок, говорится в исследовании международной компании Knight Frank - Active Capital The Report 2017.

05.07
Экспертный анализ

Китайцы завоевывают российский рынок недвижимости

По мнению специалистов Blackwood, влияние азиатских партнеров ощущается во всех сегментах рынка недвижимости и в первую очередь - в индустрии гостеприимства.

06.05
не указано

Американцы построят склады в Китае

Инвестиционная компания Equity International, штаб-квартира которой находится в Чикаго, завершила сделку по приобретению доли в $46 млн в китайской компании Shanghai Yupei.
15.12

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12
Источник: Panelao
Игроки рынка

Apleona меняет имя на Panelao

Ребрендинг связан с переходом под управление нового собственника "Делавар Инвестмент Компани". 
16.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre