До конца года с учетом прогнозируемого активного заполнения новых ТРЦ и высокой доли подписанных договоров аренды, а также переноса открытия части проектов с 2018 на 2019 гг., уровень вакантности торговых площадей может снизиться еще на 1,5 п.п. до 6%, что станет минимальным показателем за последние 4 года.
Новые современные торговые центры в большинстве своем становятся привлекательными площадками для открытия новыми брендами своих первых магазинов на российском рынке, уступая лишь торговым центрам в «премиальных» локациях – так, например, порядка 25% от общего количества новых международных брендов были открыты в 10 крупнейших ТРЦ Москвы, построенных за последние 5 лет.
В I полугодии 2018 г. на российский рынок вышли 16 новых международных брендов, 13 из которых открыли свои первые монобрендовые магазины в торговых центрах городов Московского региона – Москве и Серпухове (для сравнения, в I полугодии 2017 г. на московский рынок вышло 22 международных бренда). Среди ключевых открытий стоит отметить флагман бренда Coach, магазин женской линии Karl Lagerfeld, первый гипермаркет зоотоваров Dino Zoo, первый магазин детской линейки Geox Kids. Абсолютное большинство (60%) новых игроков на московском рынке составляют европейские бренды среднего ценового сегмента. Стоит отметить, что пока в текущем году мы не наблюдаем активности со стороны новых азиатских брендов, которая была характерна для 2016?2017 гг., – за первое полугодие отмечено единственное открытие магазина нового корейского бренда косметики Skinfood, и до конца года мы не ожидаем громких премьер из Азии. С точки зрения профилей структура всех новых игроков остается стабильной. На первом месте – fashion (8 шт.), далее парфюмерия и косметика (3 шт.) и товары для детей (3 шт.).
В целом торговые центры, открывшиеся в I полугодии 2018 г., демонстрируют хорошую стартовую заполняемость торговых площадей, которая составляет от 70% до 90% по подписанным договорам. В условиях сократившегося объема ввода и единичных качественных проектов, торговые центры даже с невысокой стартовой заполняемостью будут активно наполняться арендаторами, что в свою очередь положительно отразится на сокращении доли вакантных площадей на столичном рынке.
Ключевыми открытиями первой половины 2018 г. стали районный ТРЦ «Миля» (GLA 19 160 кв. м), открывшийся в I квартале, а также открывшиеся во II квартале районный ТРЦ «Петровский» (GLA 8 500 кв. м) и региональный ТРЦ «Каширская Плаза» (GLA 70 800 кв. м), ставший вторым торговым объектом в столице, построенным на месте снесенного ТЦ. Общий объем торговых площадей, введенный в I полугодии 2018 г., составил почти половину (45%) от прогнозируемого объема ввода по итогам всего 2018 г. При этом, по нашим оценкам, в Москве и Московской области в настоящее время на различной стадии строительства находится более 1,3 млн кв. м качественных торговых площадей, 72% из которых приходится на Москву и города-спутники.
Новые современные торговые центры в большинстве своем становятся привлекательными площадками для открытия новыми брендами своих первых магазинов на российском рынке, уступая лишь торговым центрам в «премиальных» локациях – так, например, порядка 25% от общего количества новых международных брендов были открыты в 10 крупнейших ТРЦ Москвы, построенных за последние 5 лет.
В I полугодии 2018 г. на российский рынок вышли 16 новых международных брендов, 13 из которых открыли свои первые монобрендовые магазины в торговых центрах городов Московского региона – Москве и Серпухове (для сравнения, в I полугодии 2017 г. на московский рынок вышло 22 международных бренда). Среди ключевых открытий стоит отметить флагман бренда Coach, магазин женской линии Karl Lagerfeld, первый гипермаркет зоотоваров Dino Zoo, первый магазин детской линейки Geox Kids. Абсолютное большинство (60%) новых игроков на московском рынке составляют европейские бренды среднего ценового сегмента. Стоит отметить, что пока в текущем году мы не наблюдаем активности со стороны новых азиатских брендов, которая была характерна для 2016?2017 гг., – за первое полугодие отмечено единственное открытие магазина нового корейского бренда косметики Skinfood, и до конца года мы не ожидаем громких премьер из Азии. С точки зрения профилей структура всех новых игроков остается стабильной. На первом месте – fashion (8 шт.), далее парфюмерия и косметика (3 шт.) и товары для детей (3 шт.).
В целом торговые центры, открывшиеся в I полугодии 2018 г., демонстрируют хорошую стартовую заполняемость торговых площадей, которая составляет от 70% до 90% по подписанным договорам. В условиях сократившегося объема ввода и единичных качественных проектов, торговые центры даже с невысокой стартовой заполняемостью будут активно наполняться арендаторами, что в свою очередь положительно отразится на сокращении доли вакантных площадей на столичном рынке.
Ключевыми открытиями первой половины 2018 г. стали районный ТРЦ «Миля» (GLA 19 160 кв. м), открывшийся в I квартале, а также открывшиеся во II квартале районный ТРЦ «Петровский» (GLA 8 500 кв. м) и региональный ТРЦ «Каширская Плаза» (GLA 70 800 кв. м), ставший вторым торговым объектом в столице, построенным на месте снесенного ТЦ. Общий объем торговых площадей, введенный в I полугодии 2018 г., составил почти половину (45%) от прогнозируемого объема ввода по итогам всего 2018 г. При этом, по нашим оценкам, в Москве и Московской области в настоящее время на различной стадии строительства находится более 1,3 млн кв. м качественных торговых площадей, 72% из которых приходится на Москву и города-спутники.
Анна Никандрова, партнер компании Colliers International: «Столичный рынок торговой недвижимости продолжает идти по пути сдержанного прироста торговых площадей на фоне качественного улучшения уже существующих объектов. До конца 2018 г. в Московском регионе ожидается ввод еще пяти торговых центров, совокупной арендопригодной площадью более 121 тыс. кв. м. Однако открытие некоторых из них может быть перенесено на 2019 г. Таким образом, прогнозируемый объем ввода качественных торговых площадей по итогам 2018 г. оценивается в 220 тыс. кв. м, что сопоставимо с показателем предыдущего года, но остается одним из самых низких значений за весь период развития рынка профессиональной торговой недвижимости столицы».