Москва догонит Петербург по насыщенности ТЦ

Согласно данным компании JLL, в 1-м полугодии в Москве было открыто три качественных торговых центра, совокупный объем арендуемых площадей которых составил 98,5 тыс. кв. м. В результате насыщенность торговыми площадями на рынке Москвы по итогам полугодия достигла значения 418 кв. м на 1 тыс. жителей. Для сравнения, в Санкт-Петербурге аналогичный показатель равен 422 кв. м.
3672

«До конца года в Москве заявлено еще 64,4 тыс. кв. м новых качественных торговых площадей, а в Санкт-Петербурге – 6,5 тыс. кв. м. Если состоится ввод всех анонсированных проектов, то показатели насыщенности в двух столицах сравняются, достигнув значения 423 кв. м на 1 тыс. жителей, – отмечает Оксана Копылова, руководитель направления аналитики торговой и складской недвижимости JLL. – Таким образом, Москва догонит Петербург по обеспеченности торговыми площадями впервые за последние восемь лет. Тем не менее оба города по-прежнему будут уступать по этому показателю ряду региональных миллионников: Самаре, Екатеринбургу, Ростову-на-Дону, Нижнему Новгороду и Воронежу».

В 1-м квартале в Москве был введен единственный торговый центр – «Миля» в Жулебине (19 тыс. кв. м), во 2-м квартале на рынок торговой недвижимости Москвы вышли два объекта – крупнейший проект года ТРЦ «Каширская Плаза» (71 тыс. кв. м) и ТЦ районного формата «Петровский» (8,5 тыс. кв. м). Для сравнения: за аналогичный период прошлого года в Москве не было введено ни одного торгового объекта.



Среди проектов, анонсированных к вводу до конца текущего года, - ТЦ в составе ТПУ «Рассказовка» (19 тыс. кв. м), «Арена плаза» (17 тыс. кв. м), «Галеон» (14 тыс. кв. м), «Ангара» (7 тыс. кв. м). Таким образом, годовой объем нового предложения составит 163 тыс. кв. м, что всего на 5% превысит результат прошлого года, ставший рекордно низким показателем за последние пять лет.
 
«В последние два года запуск новых торговых центров практически не отражается на динамике вакантности, поскольку объекты открываются с очень высоким уровнем заполняемости. Так, к примеру, в ТРЦ “Каширская Плаза” на момент открытия доля свободных площадей составляла менее 5%, – комментирует Екатерина Земская, руководитель департамента торговой недвижимости компании JLL. – В результате по итогам 2-го квартала доля свободных площадей на рынке торговых площадей Москвы достигла минимального значения за четыре года и составила 5,2%. Мы ожидаем сохранения низкого уровня показателя на отметке около 5% до конца года».

За прошедшее полугодие наиболее значительно уровень вакантности снизился в торговых центрах, запущенных в 2016-2017 гг., таких как «Рига Молл», «Vegas Кунцево» и «Бутово Молл».

Помимо количественного показателя, важен и качественный. Наряду с высокой заполняемостью на момент открытия, новые объекты имеют высокую долю ресторанных и развлекательных зон, которые создают кластер притяжения дополнительного трафика в ТЦ за счет вариативности и качества предложения. Например, в ТРЦ «Vegas Кунцево» эти операторы занимают 21% от GLA торгового центра, в ТРЦ «Каширская Плаза» – 35%. В строящихся проектах ADG group только кафе и рестораны будут составлять 15-20% арендопригодной площади (без учета площади кинотеатров). К сравнению, по данным JLL, в среднем по рынку ТЦ на сегменты общественного питания и развлечений приходится около 17% площадей.
 
Что касается открытия новых международных брендов, 1-е полугодие 2018 г. продемонстрировало отрицательную динамику по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Всего за январь-июнь на российский рынок вышло 16 иностранных игроков, что на 45% меньше показателя аналогичного периода прошлого года, когда на рынке появилось 29 новых брендов. Кроме того, в отличие от результатов 1-го полугодия 2017 г., большинство новых ретейлеров являются представителями среднего ценового сегмента, а количество дебютантов класса люкс и премиум уменьшилось с 18 до 7.

Тем не менее до конца 2018 г. планируется выход на российский рынок ряда крупных международных брендов. Ожидается открытие магазина шведского fashion-ретейлера COS в ТРЦ «АФИМОЛЛ Сити», парка развлечений DreamPlay от студии DreamWorks – в ТЦ «Авиапарк», а CJ CGV (пятый в мире кинооператор из Южной Кореи) подписал соглашение с ADG group о размещении кинотеатров в сети районных торговых центров компании. Кроме того, на этот год анонсированы открытия французского парфюмерно-косметического бренда Sephora и американской сети фастфуда Panda Express.

Среди дебютов 1-го полугодия стоит отметить возвращение на российский рынок премиального бренда сумок и аксессуаров Coach и немецкого fashion-бренда Orsay, а также можно выделить крупнейший гипермаркет товаров и услуг для домашних животных Dino Zoo чешской компании Placek Pet Products. За тот же период российский рынок покинули два международных бренда: финский K-Rauta и немецкий Media Markt.
 
 


иГРОКИ РЫНКА

JLL

Копылова Оксана

JLL

Земская Екатерина

Консалтинг и брокеридж

JLL

Материалы по теме

Экспертный анализ

Уровень вакантности в московских ТЦ: полет нормальный

По итогам I полугодия 2018 г. уровень вакантных площадей в профессиональных ТРЦ Москвы составил 7,5%, что ниже аналогичного показателя «год-к-году» на 2,5 п.п.
06.08
Исследования рынка

Как пересекаются бренды в ТЦ Москвы

В 12 крупнейших торговых центрах Москвы («Авиапарк», «Золотой Вавилон Ростокино», «Метрополис», «Мега Белая Дача», «Европейский», «Афимолл Сити», Columbus, Vegas Крокус Сити, «Мега Химки», «Мега Теплый Стан», «Атриум», «Океания») пересечение по числу брендов колеблется от 8% до 22% в зависимости от площади объекта.
04.06
Экспертный анализ

1-й квартал - в Москве ввели всего один ТЦ

По данным компании JLL, в целом по рынку торговой недвижимости Москвы доля свободных площадей снизилась с 6,2% до 6,0% за 1-й квартал 2018 г. В то же время в торговых центрах, запущенных в 2016-2017 гг., показатель сократился более значительно – с 14% до 12,6%.
23.04

журнал CRE 16 (394)

Сентябрь 2
Новый номер CRE №394 (сентябрь 2) вышел в свет. Выпуск журнала осуществлен при поддержке: БЦ «Северная Башня» http://n-tower.ru/   City&Malls PFM www.cmpfm.ru   Raven Russia www.rrpa.ru   RD Management www.rdms.ru В номере: Актуально ДЕФИЦИТ. СПЕКУЛЯНТЫ НЕ У ДЕЛ Спрос на склады превышает даже будущее предложение     Тема номера ЗА ЗВЕЗДОЙ КОЧЕВОЙ Рынок подстраивается под сотрудников нового типа   Тренды ГИБКАЯ КУХНЯ Фуд-холлы и гастромаркеты осваи...

Популярное

Управление недвижимостью

Knight Frank PM взяла к себе «Мозаику»

Knight Frank PM взяла в управление торгово-развлекательный центр «Мозаика» площадью 134 000 кв. м.

17.09
Технологии будущего

Самый большой цифровой двойник в России появится у «Ростех-Сити»

На пресс-завтраке, посвященном цифровому будущему коммерческих объектов недвижимости, девелопер ASTERUS и проектная компания GENPRO рассказали про самый крупный цифровой двойник в России, который появится у «Ростех-Сити» - бизнес-парка класса А.
17.09
Открытие

Capital Group открыла коворкинг для студентов НИУ МГСУ

Коворкинг, реализованный силами направления #BusinessClub, занял более 300 кв. м в строительном университете.
17.09
Назначения

Новое назначение в Accent Capital

Директором департамента торговой недвижимости назначена Светлана Кузьмина.
20.09
Аукцион

«Траст» расстается с «Интеко»

Банк непрофильных активов «Траст» выставил на открытый аукцион компанию «Интеко». Начальная цена актива — 37,4 млрд рублей.
17.09
Открытие

В Мытищах достроен Decathlon

Партнерский проект SRV и Decathlon площадью почти 3 500 кв. м успешно завершён в Мытищах. 
17.09
Сделка

В «ВТБ Арена парке» появится гибкий офис на 16 тыс. кв. м

На Ленинградском проспекте откроется один из крупнейших офисов Москвы площадью 16 000 кв. м, пишут Ведомости.
17.09

подпишись НА эксклюзивные новости cre