Именно эти объекты сформировали половину поглощения торговых площадей в Москве в начале года.
«Хотя ретейлеры сохраняют фокус на уже работающих ТЦ со сформированным покупательским потоком, логично, что наибольшую динамику заполняемости демонстрируют именно новые проекты, – комментирует Екатерина Земская, руководитель департамента торговой недвижимости компании JLL. – В 2014-2015 гг. типичный уровень свободных площадей на момент открытия ТЦ составлял 25-30%; и только через два года объекты стабилизировались, и показатель вакантности уменьшался в два раза. Торговые центры 2016-2017 гг. при аналогичной доле свободных площадей на момент открытия демонстрировали более быстрые темпы заполняемости: объем свободных площадей в них сократился вдвое за один год. Таким образом, снижение ввода проявляется не только в низкой доле свободных площадей, но и в сокращении сроков экспозиции качественных новых проектов».
В 1-м квартале 2018 г. в Москве введено 19 тыс. кв. м: был открыт всего один качественный торговый центр «Миля» в Жулебине. Стоит отметить, что в течение первых трех месяцев 2016-2017 гг. торговые центры в столице не вводились.
Динамика вывода на рынок новых площадей продолжает оставаться низкой в том числе из-за доминирования в структуре нового предложения торговых центров небольшого формата (до 20 тыс. кв. м). Всего на 2018 год заявлено 173 тыс. кв. м торговых площадей, что лишь на 12% больше результата 2017 г. При этом 41% объема ожидаемого ввода сформирован одним объектом – ТРЦ «Каширская Плаза» (71 тыс. кв. м). Также в числе анонсированных проектов – ТЦ в составе ТПУ «Рассказовка» (19 тыс. кв. м), 2-я очередь МФК «Смоленский пассаж» (18 тыс. кв. м), «Арена плаза» (17 тыс. кв. м), «Галеон» (14 тыс. кв. м). Кроме того, на текущий год заявлено открытие первого ТЦ сети районных торговых центров компании ADG group – на месте бывшего кинотеатра «Ангара» (7 тыс. кв. м).
В 2019 г. объем нового строительства может увеличиться до 486 тыс. кв. м. Среди крупнейших проектов следующего года – ТРЦ «Саларис» и ТЦ «Остров мечты». Около половины (47%) в заявленном объеме ввода занимают проекты ADG group; компания планирует завершить реконструкцию большинства советских кинотеатров именно в будущем году.
Российский рынок продолжает привлекать новые зарубежные бренды, которые предпочитают открывать свои первые магазины в успешных торговых центрах для минимизации рисков. Всего за 1-й квартал 2018 г. на российский рынок вышло 11 иностранных игроков, что сопоставимо с соответствующим периодом предыдущего года, когда на рынке появилось 10 новых брендов. Большинство новых игроков являются fashion-ретейлерами (73%).
Среди наиболее ярких и известных открытий начала года можно назвать первые бутики премиальных брендов Karl Lagerfeld и Coach компании BNS Group.