По оценкам Colliers International, объем ввода в регионах в 2018 г. составит 474,7 тыс. кв. м, что на 10,8% ниже показателя 2017 г. и почти на 40% меньше ввода, прогнозируемого в начале текущего года. Среди объектов, ввод которых перенесен на наследующий год, - например, «Европейский» в Новосибирске и Golden Park в Нижневартовске.
При этом на региональном рынке качественной торговой недвижимости наблюдается тренд увеличения доли крупных городов – с населением от 0,5 млн человек и миллионников – в совокупном объеме ввода. Это связано с тем, что девелоперы, начинавшие свои проекты уже во время кризиса, в условиях снижения покупательной способности и проблем с привлечением ретейлеров больше ориентируются на наиболее платежеспособные регионы страны, с развитой инфраструктурой и крупными предприятиями, нежели на города с низкой обеспеченностью торговыми площадями. Так, в I полугодии 2018 г. на такие города пришлось более 65% общего ввода, в то время как за аналогичный период 2014-2016 гг. их доля составляла в среднем 55%.
Помимо объектов, заявленных на 2018 г., в России сегодня на разной стадии реализации (от начала строительства до получения разрешения на ввод в эксплуатацию) находятся около 1,8 млн кв. м качественных торговых площадей и еще примерно 1,2 млн кв. м – совокупная площадь замороженных строек. Многие девелоперы не торопятся возобновлять строительство и вводить объекты ввиду увеличенных сроков окупаемости проектов, вызванных непростой экономической обстановкой, снижением доходов населения и товарооборотов ретейлеров.
Традиционно для большинства ретейлеров Москва и Санкт-Петербург являются приоритетными городами для открытия первых монобрендовых магазинов в стране. В I полугодии 2018 г. только 2 новых ретейлера из 16 выбрали региональные города в качестве точки входа на российский рынок. Турецкая сеть товаров для детей Panco открыла магазин в ТРЦ OZ Mall в Краснодаре, а голландский производитель Heineken открыл в Нижнем Новгороде первый собственный бутик разливного пива.
Международные бренды, уже присутствующие на рынке, в том числе такие гиганты, как Inditex и H&M, также ощутили негативное влияние от снижения объема ввода качественных торговых площадей, что привело к сокращению их экспансии в регионах, – они замедлили темпы развития и в 2018 г. открыли в несколько раз меньше новых магазинов, чем в 2016 г. и 2017 г. На этом фоне более активно развиваются российские ретейлеры. Помимо продовольственных сетей, которые традиционно являются лидерами по приросту торговых площадей, высокими темпами развиваются крупные fashion-ретейлеры, продавцы детских товаров, а также бытовой техники, среди которых Zolla, Familia, Concept Group, Melon Fashion Group, «Детский Мир», «М. Видео» и др.
При этом на региональном рынке качественной торговой недвижимости наблюдается тренд увеличения доли крупных городов – с населением от 0,5 млн человек и миллионников – в совокупном объеме ввода. Это связано с тем, что девелоперы, начинавшие свои проекты уже во время кризиса, в условиях снижения покупательной способности и проблем с привлечением ретейлеров больше ориентируются на наиболее платежеспособные регионы страны, с развитой инфраструктурой и крупными предприятиями, нежели на города с низкой обеспеченностью торговыми площадями. Так, в I полугодии 2018 г. на такие города пришлось более 65% общего ввода, в то время как за аналогичный период 2014-2016 гг. их доля составляла в среднем 55%.
Помимо объектов, заявленных на 2018 г., в России сегодня на разной стадии реализации (от начала строительства до получения разрешения на ввод в эксплуатацию) находятся около 1,8 млн кв. м качественных торговых площадей и еще примерно 1,2 млн кв. м – совокупная площадь замороженных строек. Многие девелоперы не торопятся возобновлять строительство и вводить объекты ввиду увеличенных сроков окупаемости проектов, вызванных непростой экономической обстановкой, снижением доходов населения и товарооборотов ретейлеров.
Традиционно для большинства ретейлеров Москва и Санкт-Петербург являются приоритетными городами для открытия первых монобрендовых магазинов в стране. В I полугодии 2018 г. только 2 новых ретейлера из 16 выбрали региональные города в качестве точки входа на российский рынок. Турецкая сеть товаров для детей Panco открыла магазин в ТРЦ OZ Mall в Краснодаре, а голландский производитель Heineken открыл в Нижнем Новгороде первый собственный бутик разливного пива.
Международные бренды, уже присутствующие на рынке, в том числе такие гиганты, как Inditex и H&M, также ощутили негативное влияние от снижения объема ввода качественных торговых площадей, что привело к сокращению их экспансии в регионах, – они замедлили темпы развития и в 2018 г. открыли в несколько раз меньше новых магазинов, чем в 2016 г. и 2017 г. На этом фоне более активно развиваются российские ретейлеры. Помимо продовольственных сетей, которые традиционно являются лидерами по приросту торговых площадей, высокими темпами развиваются крупные fashion-ретейлеры, продавцы детских товаров, а также бытовой техники, среди которых Zolla, Familia, Concept Group, Melon Fashion Group, «Детский Мир», «М. Видео» и др.