Сергей Рябокобылко, управляющий партнер, генеральный директор Cushman & Wakefield: «Жизнь московской агломерации сильно изменилась. Москва обрела настоящий туристический и исторический центр, деловая активность переместилась ближе к Третьему транспортному кольцу, стрит-ретейл постепенно все сильнее теснит крупноформатную торговлю, а Новая Москва начала интегрироваться в структуру мегаполиса. Чемпионат мира тоже стал трансформирующим фактором. Огромный туристический поток не только протестировал инфраструктуру гостеприимства, но и научил город зарабатывать на туристах. Такая трансформация уже сегодня приводит к формированию точек опережающего развития и кластеризации бизнеса и городских активностей. Если основным трендом этого десятилетия являлся редевелопмент и вовлечение в современный коммерческий и общественный оборот промышленных территорий, то в следующее десятилетие на повестке дня будет стоять переосмысление зданий ранней коммерческой застройки 1990-х и начала 2000-х гг. Все большую роль играет качественное управление объектами. Такие сложные и современные форматы, как фудхоллы или гибкие рабочие пространства, требуют креативного подхода и новых решений, в том числе в технологической сфере».
Денис Соколов, партнер, руководитель департамента исследований и аналитики Cushman & Wakefield: «Темпы роста экономики снижаются. Среднегодовые темпы роста в следующую пятилетку составят лишь 1,24% в год. Инфляция ожидается на уровне 4%. Несмотря на то, что негативный экономический и политический фон уже «заложен» в этот прогноз, сохраняются высокие риски негативного влияния кризисных ситуаций на развивающихся рынках (девальвация в Турции и Аргентине, бюджетный кризис в Бразилии).
Для Москвы ближайшие 5 лет будут проходить через структурные изменения после 20 лет экстенсивного развития. Темпы миграции в московскую агломерацию снизятся, и в следующую пятилетку мы увидим как джентрификацию отдельных районов, так и геттизацию.
В следующие 5 лет в московской агломерации мы ожидаем ввод в эксплуатацию 2 млн кв. м офисов, при этом лишь 30% будет построено внутри ТТК. Это означает, что для того, чтобы занять эти площади, необходимо создать более 200 тыс. рабочих мест для белых воротничков.
Замедление темпов развития столичного региона создает окно возможностей для региональных агломераций в конкуренции за таланты, творческий потенциал и деловую активность. Среди наиболее перспективных городов можно выделить Самару, Нижний Новгород, Пермь, Ростов-на-Дону, Воронеж».
Диана Мирзоян, партнер, департамент земельных отношений Cushman & Wakefield: «В рамках федеральной программы развития агломераций РФ, за последние пять лет площадь Москвы увеличилась в 2,5 раза. Это увеличение произошло путем присоединения новых территорий, сосредоточенных на Юге и Юго-Западе Московской области - Новой Москвы. С присоединением новых территорий было построено не только 8 млн кв. м жилья, но и 70 км новых дорог, 2 станции метро и свыше 50 социальных объектов. Также реконструированы 8 муниципальных и 5 парков регионального значения. К 2035 г. население Новой Москвы вырастет до 1,5 млн человек, и поэтому правительство ставит перед собой задачу довести количество рабочих мест до миллиона. За пять лет на территории Новой Москвы были реализованы крупнейшие инвестиционные проекты: офисный парк Comcity, бизнес-парк «К-2», комплекс «Новомосковский», «Фуд Сити», первая очередь административно-делового и учебного центра G10, административно-деловой центр в Коммунарке и ряд других крупных объектов.
В строительном комплексе города ведется работа как над проектами реконструкции МКАД, так и над проектами использования городских земельных участков, попадающих в зону притяжения МКАД. Планируется ввести 10 млн кв. м недвижимости, скорее всего, на внебюджетные средства. Соответствующая градостроительная документация будет разработана до конца года. Стоит отметить, что застройка территорий, прилегающих к МКАД, ведется комплексно. Около половины от указанного объема застройки придется на жилье, а остальное – коммерческая недвижимость. До 2035 г. в Новой Москве появится развитая транспортная инфраструктура, которая свяжет ее со старой Москвой. Будет построено почти 30 новых станций метро, введены 25 ТПУ и более 60 развязок и путепроводов.
В связи с этим спрос на земельные участки на Юге Московской области - по Симферопольскому, Варшавскому и Каширскому шоссе - будет только увеличиваться. Также традиционно значительная часть предложения рынка придется на Запад - Новорижское, Киевское и Минское шоссе. Офисная недвижимость будет преимущественно располагаться в западном и северо-западном направлениях, склады и производство - в северном и южном, торговые объекты - на пересечении МКАД и федеральных трасс. Кроме того, завершение строительства ЦКАД даст дальнейший импульс развитию жилой и коммерческой недвижимости по всем направлениям.
Программой развития столичной агломерации также предусмотрена комплексная реновация старых промышленных зон Москвы, площадь которых составляет около 18,8 тыс. га - 17% территории старой Москвы. Определяющими факторами по реконструкции той или иной промышленной зоны станут близость к МЦК и радиальным направлениям железных дорог Москвы, а также близость к перспективным транспортно-пересадочным узлам (ТПУ) на станциях метро, МЦК и радиальных ж/д направлениях. Реорганизация промзон будет выгодна как инвесторам, так и городу. Для инвесторов - это возможность реализовать масштабные проекты, которые было невозможно осуществить в условиях сложившейся застройки. В Москве уже разработаны нормы проектирования, и застройщик, начиная проект, понимает совместные точки роста для города и бизнеса. Это облегчает и реализацию проекта в целом, и работу с так называемыми социальными обременениями. Застройщик может просчитать параметры проекта еще до того, как зайдет на площадку. Но и город выигрывает от подобных проектов – реорганизуются заброшенные территории, формируется новая современная городская среда с необходимой инфраструктурой.
Московская агломерация по-прежнему остается привлекательной для иностранных инвестиций. Здесь проживает порядка 30 млн человек, Москва имеет точки выхода на рынок России и стран СНГ с населением около 200 млн человек. Открыт доступ к качественным трудовым ресурсам, научному и образовательному потенциалу. Наиболее привлекательны инвестиции в сфере строительства коммерческих и социальных объектов в Москве, таких как технопарки, парки отдыха и развлечений, другие общественные пространства.
На данный момент Москва входит в тройку крупнейших агломераций мира и занимает второе место после Нью-Йорка в международном рейтинге 20 крупнейших подобных образований. По мнению мэра С. Собянина, московская агломерация является «гораздо большим драйвером развития, чем нефть и газ, потому что именно здесь создается будущее нашей страны и ее экономики».
Денис Соколов, партнер, руководитель департамента исследований и аналитики Cushman & Wakefield: «Темпы роста экономики снижаются. Среднегодовые темпы роста в следующую пятилетку составят лишь 1,24% в год. Инфляция ожидается на уровне 4%. Несмотря на то, что негативный экономический и политический фон уже «заложен» в этот прогноз, сохраняются высокие риски негативного влияния кризисных ситуаций на развивающихся рынках (девальвация в Турции и Аргентине, бюджетный кризис в Бразилии).
Для Москвы ближайшие 5 лет будут проходить через структурные изменения после 20 лет экстенсивного развития. Темпы миграции в московскую агломерацию снизятся, и в следующую пятилетку мы увидим как джентрификацию отдельных районов, так и геттизацию.
В следующие 5 лет в московской агломерации мы ожидаем ввод в эксплуатацию 2 млн кв. м офисов, при этом лишь 30% будет построено внутри ТТК. Это означает, что для того, чтобы занять эти площади, необходимо создать более 200 тыс. рабочих мест для белых воротничков.
Замедление темпов развития столичного региона создает окно возможностей для региональных агломераций в конкуренции за таланты, творческий потенциал и деловую активность. Среди наиболее перспективных городов можно выделить Самару, Нижний Новгород, Пермь, Ростов-на-Дону, Воронеж».
Диана Мирзоян, партнер, департамент земельных отношений Cushman & Wakefield: «В рамках федеральной программы развития агломераций РФ, за последние пять лет площадь Москвы увеличилась в 2,5 раза. Это увеличение произошло путем присоединения новых территорий, сосредоточенных на Юге и Юго-Западе Московской области - Новой Москвы. С присоединением новых территорий было построено не только 8 млн кв. м жилья, но и 70 км новых дорог, 2 станции метро и свыше 50 социальных объектов. Также реконструированы 8 муниципальных и 5 парков регионального значения. К 2035 г. население Новой Москвы вырастет до 1,5 млн человек, и поэтому правительство ставит перед собой задачу довести количество рабочих мест до миллиона. За пять лет на территории Новой Москвы были реализованы крупнейшие инвестиционные проекты: офисный парк Comcity, бизнес-парк «К-2», комплекс «Новомосковский», «Фуд Сити», первая очередь административно-делового и учебного центра G10, административно-деловой центр в Коммунарке и ряд других крупных объектов.
В строительном комплексе города ведется работа как над проектами реконструкции МКАД, так и над проектами использования городских земельных участков, попадающих в зону притяжения МКАД. Планируется ввести 10 млн кв. м недвижимости, скорее всего, на внебюджетные средства. Соответствующая градостроительная документация будет разработана до конца года. Стоит отметить, что застройка территорий, прилегающих к МКАД, ведется комплексно. Около половины от указанного объема застройки придется на жилье, а остальное – коммерческая недвижимость. До 2035 г. в Новой Москве появится развитая транспортная инфраструктура, которая свяжет ее со старой Москвой. Будет построено почти 30 новых станций метро, введены 25 ТПУ и более 60 развязок и путепроводов.
В связи с этим спрос на земельные участки на Юге Московской области - по Симферопольскому, Варшавскому и Каширскому шоссе - будет только увеличиваться. Также традиционно значительная часть предложения рынка придется на Запад - Новорижское, Киевское и Минское шоссе. Офисная недвижимость будет преимущественно располагаться в западном и северо-западном направлениях, склады и производство - в северном и южном, торговые объекты - на пересечении МКАД и федеральных трасс. Кроме того, завершение строительства ЦКАД даст дальнейший импульс развитию жилой и коммерческой недвижимости по всем направлениям.
Программой развития столичной агломерации также предусмотрена комплексная реновация старых промышленных зон Москвы, площадь которых составляет около 18,8 тыс. га - 17% территории старой Москвы. Определяющими факторами по реконструкции той или иной промышленной зоны станут близость к МЦК и радиальным направлениям железных дорог Москвы, а также близость к перспективным транспортно-пересадочным узлам (ТПУ) на станциях метро, МЦК и радиальных ж/д направлениях. Реорганизация промзон будет выгодна как инвесторам, так и городу. Для инвесторов - это возможность реализовать масштабные проекты, которые было невозможно осуществить в условиях сложившейся застройки. В Москве уже разработаны нормы проектирования, и застройщик, начиная проект, понимает совместные точки роста для города и бизнеса. Это облегчает и реализацию проекта в целом, и работу с так называемыми социальными обременениями. Застройщик может просчитать параметры проекта еще до того, как зайдет на площадку. Но и город выигрывает от подобных проектов – реорганизуются заброшенные территории, формируется новая современная городская среда с необходимой инфраструктурой.
Московская агломерация по-прежнему остается привлекательной для иностранных инвестиций. Здесь проживает порядка 30 млн человек, Москва имеет точки выхода на рынок России и стран СНГ с населением около 200 млн человек. Открыт доступ к качественным трудовым ресурсам, научному и образовательному потенциалу. Наиболее привлекательны инвестиции в сфере строительства коммерческих и социальных объектов в Москве, таких как технопарки, парки отдыха и развлечений, другие общественные пространства.
На данный момент Москва входит в тройку крупнейших агломераций мира и занимает второе место после Нью-Йорка в международном рейтинге 20 крупнейших подобных образований. По мнению мэра С. Собянина, московская агломерация является «гораздо большим драйвером развития, чем нефть и газ, потому что именно здесь создается будущее нашей страны и ее экономики».
Продолжение следует