Что нужно онлайн-ретейлу?

Развитие e-commerce меняет правила игры не только на рынке ретейла, но и на рынке складов и логистики, считают в Skladium. Именно на компании, занимающиеся онлайн-торговлей, возлагаются основные надежды, когда речь заходит о крупных сделках, внедрении новых технологий и роботизации.
7515
С e-commerce в логистику пришло понятие фулфилмент, которое подразумевает весь комплекс операций с момента оформления заказа до его получения покупателем. Услуги по фулфилменту сегодня предоставляют как специализированные фулфилмент-операторы, так и 3PL-операторы.

«В последние годы онлайн-ретейл является одной из самых обсуждаемых тем на рынке коммерческой недвижимости, - говорит управляющий партнер Skladium Александр Перфильев. – Поэтому и на международной выставке СеМАТ 2018 сразу две конференции затрагивали тему фулфилмента для интернет-магазинов. Этот рынок активно развивается, появляются новые игроки, новые стандарты. Какие сервисы действительно востребованы сейчас и кто может предоставить клиентам лучшие условия – это те вопросы, от ответов на которые зависит будущее данного направления».

Сейчас департаменты по фулфилменту появились во многих компаниях, специализирующихся на 3PL. Исполнительный директор Express RMS Константин Якунин тем не менее считает, что фулфилмент- и 3PL-операторы могут успешно разделять компетенции, так как у первых больше опыта работы в этой сфере, а у вторых больше ресурсов. «3PL-операторы подключились, когда рынок уже был сформирован, - напоминает Константин. - Поэтому фулфилмент-операторы лучше интегрированы в этот сегмент». В части оснащенности для онлайн-ретейла с ним соглашается директор по развитию бизнеса Fresh Logic Дмитрий Попов. «Однако сейчас доля онлайна в рынке логистики очень мала. Для 3PL-операторов она составляет не более 10%. Вероятно, они смогут перестроиться быстрее, чем фулфилмент-операторы – нарастить такой объем, какой сейчас имеют 3PL-операторы». Также Дмитрий предполагает, что всех операторов ждут незавидные перспективы в связи с укрупнением ключевых игроков и их наращиванием собственных компетенций в сфере логистики. Здесь мы видим столкновение двух актуальных трендов: с одной стороны – рост популярности аутсорсинга, как следствия перехода к шэринговой модели потребления, а с другой – количественное сжатие рынка, происходящее в ретейле за счет слияний и поглощений.



Тренд на самостоятельное обслуживание ретейлерами своих логистических цепочек подтверждает Александр Шульц, директор по логистике Decathlon. В настоящий момент компания занимается автоматизацией процессов. Реализуется OMNI-канальная модель без разделения хранения товаров для онлайн- и офлайн-магазина. «Для нас главное – это человек. Мы не позволяем нашим сотрудникам совершать физически тяжелых операций, для этого используем подрядчиков. А с точки зрения интернета, мы все делаем сами, кроме транспорта», - отмечает Александр.

Таким образом, мы видим, что для крупных представителей ретейла актуальной является передача на аутсорсинг только некоторых операций, а не всей цепи поставок. Отчасти это связано с уникальностью требований для каждой конкретной компании. «Если бы мы были онлайн-ретейлером, у нас уже был бы полностью автоматизированный склад, - говорит Александр. – При OMNI-канальной модели это не является целесообразным».

Что касается развития сервисных компаний, есть несколько факторов, мешающих внедрять технологии на складах 3PL- и фулфилмент-операторов. Дмитрий Лобанов, руководитель направления e-commerce компании Itella Россия: «Автоматизация – это долгие инвестиции, а клиенты не идут на контракты даже на 5-10 лет. Если вкладываться в роботизацию при годовом контракте, тарифы улетят в космос. Другая проблема: сейчас наш рынок – это рынок клиента, и когда крупный ретейлер приходит к оператору, он предлагает ставки ниже рыночных, потому что выбор у него есть. В итоге, основная масса работ у нас осуществляется за счет физической силы. Есть система WMS, есть на одном складе автоматизированная сортировка, но это все». «На самом деле, есть полностью или частично автоматизированные склады и в России, примеров довольно много, - напоминает Александр Шульц. – Это и «Твой Дом», и OZON, и LaModa». «Компании, которые вкладывают собственные деньги в собственные операции, могут себе это позволить, - возражает Дмитрий Лобанов. – Операторы – это сервисные компании, собственных операций у них нет, поэтому экономика другая».

«Когда мы начинали строить и автоматизировать свой склад, мы понимали, что существующей инфраструктуры точно не хватает, и она не обеспечит тот уровень сервиса, который нам нужен, - вспоминает о своем опыте Никита Киселев, заместитель управляющего директора по операционной деятельности LaModa. – Сейчас уже мы оказываем услуги по фулфилменту для фэшн-сегмента и начинаем проект второго фулфилмент-центра площадью около 100 000 кв. м в Московском регионе». На примере LaModa видно, как расширяется рынок фулфилмента за счет пополнения компаниями из смежных сфер, а с расширением рынка растет конкуренция. 

«Ведущие онлайн-ретейлеры теперь являются не только клиентами для логистических операторов, но могут быть и их конкурентами, - замечает Александр Перфильев. – Для крупного ретейла услуги фулфилмент и 3PL актуальны при выходе в новые регионы, а локальным игрокам сотрудничество с операторами помогает сократить трудозатраты на логистику, сосредоточившись в процессе роста на вопросах торговли. Несмотря на то, что фулфилмент появился на российском рынке уже почти 10 лет назад, это направление все еще можно назвать развивающимся и перспективным. И остается под вопросом, кто станет лидером в этом сегменте – специализированные операторы, 3PL-операторы, или, может быть, ключевые позиции скоро займут сами онлайн-ретейлеры»?  

Объем рынка онлайн-ретейла в 2018 г., по прогнозам Morgan Stanley, должен составить почти 1,3 трлн руб. Объем рынка фулфилмента оценивается на сегодняшний день более чем в 13 млрд руб. Несмотря на техническую сложность фулфилмента, связанную со штучной обработкой товара, возвратную логистику и особенности финансовых расчетов, сегмент демонстрирует год от года уверенный рост и будет расти, пока продолжается развитие онлайн-ретейла. Однако для того, чтобы соответствовать современным требованиям и оставаться конкурентоспособным, оператору нужно серьезно вкладываться в повышение эффективности процессов как с точки зрения точности обработки, так и с точки зрения ее скорости. И здесь краеугольным камнем может стать наличие ресурсов.
 
 
 


иГРОКИ РЫНКА

Перфильев Александр

Консалтинг и брокеридж

ILM

Itella

Лобанов Дмитрий

Логистика

Itella

Материалы по теме

KnowHow

Последние тренды e-commerce для онлайн-торговли

Одну десятую часть времени в интернете россияне проводят за онлайн-шопингом. Объемы интернет-торговли стабильно растут. 24 млн жителей страны регулярно совершают покупки в сети. В 2018 г. это число увеличится, а объемы интернет-торговли могут превысить 1 трлн руб. Вот 7 главных тенденций развития рынка электронной торговли.
07.05
Исследования рынка

Как e-commerce влияет на склады?

CBRE совместно с девелоперской компанией «Логопарк Девелопмент» и при поддержке АКИТ подготовила аналитический отчет «Складской рынок в эпоху e-commerce». Согласно результатам исследования, общероссийский объем поглощения складов со стороны российского онлайн ритейла составит порядка 1,5 млн кв. м до 2020 г., из которых как минимум половина придется на Московский регион. 
30.03
Экспертный анализ

E-commerce: перспективы в России

По данным АКИТ, в 2015 г. объем онлайн-продаж в России в денежном выражении продемонстрировал небольшой рост в 7%, при этом доля e-commerсe продолжает составлять 4% от всей торговли в России при общем проникновении интернета в 57%. 
28.03

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №11 (445). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Instone Development
Экспертный анализ

Жизнь била ключом: в складах и логистике ждут «е-комм апокалипсиса»

Годовой объём складских сделок превысит 6,1 млн кв. м, что является историческим показателем, и уступает только 2023 году (6,6 млн кв. м). Рынок складов и логистики провожает 2024-й с рекордными инвестициями, самой низкой за тридцать лет вакансией, постоянным ростом арендных ставок, закулисными аукционами, бумом light industrial и коллективных инвестиций и прогнозами «е-комм апокалипсиса»

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
26.12
Источник: IBC Real Estate
Назначения

IBC Real Estate усиливает направление торговли

Руководителем направления торговой недвижимости назначен Владимир Чернусь.
24.12
Источник: "Галс-Девелопмент"
Переговоры

"Галс-Девелопмент" продаст небоскреб Wildberries

Объединенная компания Wildberries и Russ планирует целиком занять бизнес-центр на 214 тыс. кв. м в "Москва-Сити".
25.12
Источник: Pridex
Сделка

Pridex откроет Multispace в «Галерее Актер» на Тверской

Технологичное пространство площадью 2,4 тыс. кв. м начнет работу в 2025 году. Консультантом сделки выступила компания NF Group.
24.12
Источник: ТРЦ «Весна»
Игроки рынка

ТРЦ «Весна» в Алтуфьево: итоги 2024 года и планы на 2025 год

За год в торговом центре открылось 10 новых магазинов. Еще несколько точек перезапустили свои концепции. 
25.12
Источник: Invest7
Сделка

В БЦ на Композиторской 17 сдали этаж

Компания Invest7 выступила консультантом сделки. 
25.12
Источник: Инпром Эстейт
Открытие

Salamander вышел в Таганрог

Магазин площадью около 300 кв. м в ТРЦ «Мармелад» стал первым для бренда в Таганроге и 56-м - в России.
24.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre