С e-commerce в логистику пришло понятие фулфилмент, которое подразумевает весь комплекс операций с момента оформления заказа до его получения покупателем. Услуги по фулфилменту сегодня предоставляют как специализированные фулфилмент-операторы, так и 3PL-операторы.
«В последние годы онлайн-ретейл является одной из самых обсуждаемых тем на рынке коммерческой недвижимости, - говорит управляющий партнер Skladium Александр Перфильев. – Поэтому и на международной выставке СеМАТ 2018 сразу две конференции затрагивали тему фулфилмента для интернет-магазинов. Этот рынок активно развивается, появляются новые игроки, новые стандарты. Какие сервисы действительно востребованы сейчас и кто может предоставить клиентам лучшие условия – это те вопросы, от ответов на которые зависит будущее данного направления».
Сейчас департаменты по фулфилменту появились во многих компаниях, специализирующихся на 3PL. Исполнительный директор Express RMS Константин Якунин тем не менее считает, что фулфилмент- и 3PL-операторы могут успешно разделять компетенции, так как у первых больше опыта работы в этой сфере, а у вторых больше ресурсов. «3PL-операторы подключились, когда рынок уже был сформирован, - напоминает Константин. - Поэтому фулфилмент-операторы лучше интегрированы в этот сегмент». В части оснащенности для онлайн-ретейла с ним соглашается директор по развитию бизнеса Fresh Logic Дмитрий Попов. «Однако сейчас доля онлайна в рынке логистики очень мала. Для 3PL-операторов она составляет не более 10%. Вероятно, они смогут перестроиться быстрее, чем фулфилмент-операторы – нарастить такой объем, какой сейчас имеют 3PL-операторы». Также Дмитрий предполагает, что всех операторов ждут незавидные перспективы в связи с укрупнением ключевых игроков и их наращиванием собственных компетенций в сфере логистики. Здесь мы видим столкновение двух актуальных трендов: с одной стороны – рост популярности аутсорсинга, как следствия перехода к шэринговой модели потребления, а с другой – количественное сжатие рынка, происходящее в ретейле за счет слияний и поглощений.
Тренд на самостоятельное обслуживание ретейлерами своих логистических цепочек подтверждает Александр Шульц, директор по логистике Decathlon. В настоящий момент компания занимается автоматизацией процессов. Реализуется OMNI-канальная модель без разделения хранения товаров для онлайн- и офлайн-магазина. «Для нас главное – это человек. Мы не позволяем нашим сотрудникам совершать физически тяжелых операций, для этого используем подрядчиков. А с точки зрения интернета, мы все делаем сами, кроме транспорта», - отмечает Александр.
Таким образом, мы видим, что для крупных представителей ретейла актуальной является передача на аутсорсинг только некоторых операций, а не всей цепи поставок. Отчасти это связано с уникальностью требований для каждой конкретной компании. «Если бы мы были онлайн-ретейлером, у нас уже был бы полностью автоматизированный склад, - говорит Александр. – При OMNI-канальной модели это не является целесообразным».
Что касается развития сервисных компаний, есть несколько факторов, мешающих внедрять технологии на складах 3PL- и фулфилмент-операторов. Дмитрий Лобанов, руководитель направления e-commerce компании Itella Россия: «Автоматизация – это долгие инвестиции, а клиенты не идут на контракты даже на 5-10 лет. Если вкладываться в роботизацию при годовом контракте, тарифы улетят в космос. Другая проблема: сейчас наш рынок – это рынок клиента, и когда крупный ретейлер приходит к оператору, он предлагает ставки ниже рыночных, потому что выбор у него есть. В итоге, основная масса работ у нас осуществляется за счет физической силы. Есть система WMS, есть на одном складе автоматизированная сортировка, но это все». «На самом деле, есть полностью или частично автоматизированные склады и в России, примеров довольно много, - напоминает Александр Шульц. – Это и «Твой Дом», и OZON, и LaModa». «Компании, которые вкладывают собственные деньги в собственные операции, могут себе это позволить, - возражает Дмитрий Лобанов. – Операторы – это сервисные компании, собственных операций у них нет, поэтому экономика другая».
«Когда мы начинали строить и автоматизировать свой склад, мы понимали, что существующей инфраструктуры точно не хватает, и она не обеспечит тот уровень сервиса, который нам нужен, - вспоминает о своем опыте Никита Киселев, заместитель управляющего директора по операционной деятельности LaModa. – Сейчас уже мы оказываем услуги по фулфилменту для фэшн-сегмента и начинаем проект второго фулфилмент-центра площадью около 100 000 кв. м в Московском регионе». На примере LaModa видно, как расширяется рынок фулфилмента за счет пополнения компаниями из смежных сфер, а с расширением рынка растет конкуренция.
«Ведущие онлайн-ретейлеры теперь являются не только клиентами для логистических операторов, но могут быть и их конкурентами, - замечает Александр Перфильев. – Для крупного ретейла услуги фулфилмент и 3PL актуальны при выходе в новые регионы, а локальным игрокам сотрудничество с операторами помогает сократить трудозатраты на логистику, сосредоточившись в процессе роста на вопросах торговли. Несмотря на то, что фулфилмент появился на российском рынке уже почти 10 лет назад, это направление все еще можно назвать развивающимся и перспективным. И остается под вопросом, кто станет лидером в этом сегменте – специализированные операторы, 3PL-операторы, или, может быть, ключевые позиции скоро займут сами онлайн-ретейлеры»?
Объем рынка онлайн-ретейла в 2018 г., по прогнозам Morgan Stanley, должен составить почти 1,3 трлн руб. Объем рынка фулфилмента оценивается на сегодняшний день более чем в 13 млрд руб. Несмотря на техническую сложность фулфилмента, связанную со штучной обработкой товара, возвратную логистику и особенности финансовых расчетов, сегмент демонстрирует год от года уверенный рост и будет расти, пока продолжается развитие онлайн-ретейла. Однако для того, чтобы соответствовать современным требованиям и оставаться конкурентоспособным, оператору нужно серьезно вкладываться в повышение эффективности процессов как с точки зрения точности обработки, так и с точки зрения ее скорости. И здесь краеугольным камнем может стать наличие ресурсов.
«В последние годы онлайн-ретейл является одной из самых обсуждаемых тем на рынке коммерческой недвижимости, - говорит управляющий партнер Skladium Александр Перфильев. – Поэтому и на международной выставке СеМАТ 2018 сразу две конференции затрагивали тему фулфилмента для интернет-магазинов. Этот рынок активно развивается, появляются новые игроки, новые стандарты. Какие сервисы действительно востребованы сейчас и кто может предоставить клиентам лучшие условия – это те вопросы, от ответов на которые зависит будущее данного направления».
Сейчас департаменты по фулфилменту появились во многих компаниях, специализирующихся на 3PL. Исполнительный директор Express RMS Константин Якунин тем не менее считает, что фулфилмент- и 3PL-операторы могут успешно разделять компетенции, так как у первых больше опыта работы в этой сфере, а у вторых больше ресурсов. «3PL-операторы подключились, когда рынок уже был сформирован, - напоминает Константин. - Поэтому фулфилмент-операторы лучше интегрированы в этот сегмент». В части оснащенности для онлайн-ретейла с ним соглашается директор по развитию бизнеса Fresh Logic Дмитрий Попов. «Однако сейчас доля онлайна в рынке логистики очень мала. Для 3PL-операторов она составляет не более 10%. Вероятно, они смогут перестроиться быстрее, чем фулфилмент-операторы – нарастить такой объем, какой сейчас имеют 3PL-операторы». Также Дмитрий предполагает, что всех операторов ждут незавидные перспективы в связи с укрупнением ключевых игроков и их наращиванием собственных компетенций в сфере логистики. Здесь мы видим столкновение двух актуальных трендов: с одной стороны – рост популярности аутсорсинга, как следствия перехода к шэринговой модели потребления, а с другой – количественное сжатие рынка, происходящее в ретейле за счет слияний и поглощений.
Тренд на самостоятельное обслуживание ретейлерами своих логистических цепочек подтверждает Александр Шульц, директор по логистике Decathlon. В настоящий момент компания занимается автоматизацией процессов. Реализуется OMNI-канальная модель без разделения хранения товаров для онлайн- и офлайн-магазина. «Для нас главное – это человек. Мы не позволяем нашим сотрудникам совершать физически тяжелых операций, для этого используем подрядчиков. А с точки зрения интернета, мы все делаем сами, кроме транспорта», - отмечает Александр.
Таким образом, мы видим, что для крупных представителей ретейла актуальной является передача на аутсорсинг только некоторых операций, а не всей цепи поставок. Отчасти это связано с уникальностью требований для каждой конкретной компании. «Если бы мы были онлайн-ретейлером, у нас уже был бы полностью автоматизированный склад, - говорит Александр. – При OMNI-канальной модели это не является целесообразным».
Что касается развития сервисных компаний, есть несколько факторов, мешающих внедрять технологии на складах 3PL- и фулфилмент-операторов. Дмитрий Лобанов, руководитель направления e-commerce компании Itella Россия: «Автоматизация – это долгие инвестиции, а клиенты не идут на контракты даже на 5-10 лет. Если вкладываться в роботизацию при годовом контракте, тарифы улетят в космос. Другая проблема: сейчас наш рынок – это рынок клиента, и когда крупный ретейлер приходит к оператору, он предлагает ставки ниже рыночных, потому что выбор у него есть. В итоге, основная масса работ у нас осуществляется за счет физической силы. Есть система WMS, есть на одном складе автоматизированная сортировка, но это все». «На самом деле, есть полностью или частично автоматизированные склады и в России, примеров довольно много, - напоминает Александр Шульц. – Это и «Твой Дом», и OZON, и LaModa». «Компании, которые вкладывают собственные деньги в собственные операции, могут себе это позволить, - возражает Дмитрий Лобанов. – Операторы – это сервисные компании, собственных операций у них нет, поэтому экономика другая».
«Когда мы начинали строить и автоматизировать свой склад, мы понимали, что существующей инфраструктуры точно не хватает, и она не обеспечит тот уровень сервиса, который нам нужен, - вспоминает о своем опыте Никита Киселев, заместитель управляющего директора по операционной деятельности LaModa. – Сейчас уже мы оказываем услуги по фулфилменту для фэшн-сегмента и начинаем проект второго фулфилмент-центра площадью около 100 000 кв. м в Московском регионе». На примере LaModa видно, как расширяется рынок фулфилмента за счет пополнения компаниями из смежных сфер, а с расширением рынка растет конкуренция.
«Ведущие онлайн-ретейлеры теперь являются не только клиентами для логистических операторов, но могут быть и их конкурентами, - замечает Александр Перфильев. – Для крупного ретейла услуги фулфилмент и 3PL актуальны при выходе в новые регионы, а локальным игрокам сотрудничество с операторами помогает сократить трудозатраты на логистику, сосредоточившись в процессе роста на вопросах торговли. Несмотря на то, что фулфилмент появился на российском рынке уже почти 10 лет назад, это направление все еще можно назвать развивающимся и перспективным. И остается под вопросом, кто станет лидером в этом сегменте – специализированные операторы, 3PL-операторы, или, может быть, ключевые позиции скоро займут сами онлайн-ретейлеры»?
Объем рынка онлайн-ретейла в 2018 г., по прогнозам Morgan Stanley, должен составить почти 1,3 трлн руб. Объем рынка фулфилмента оценивается на сегодняшний день более чем в 13 млрд руб. Несмотря на техническую сложность фулфилмента, связанную со штучной обработкой товара, возвратную логистику и особенности финансовых расчетов, сегмент демонстрирует год от года уверенный рост и будет расти, пока продолжается развитие онлайн-ретейла. Однако для того, чтобы соответствовать современным требованиям и оставаться конкурентоспособным, оператору нужно серьезно вкладываться в повышение эффективности процессов как с точки зрения точности обработки, так и с точки зрения ее скорости. И здесь краеугольным камнем может стать наличие ресурсов.