Вакантность в московских ТЦ стремительно сокращается

Высокая динамика заполняемости торговых центров наряду с низким объемом ввода в Московском регионе уже сейчас оказывает влияние на уровень вакантности в данном сегменте. В III квартале доля свободных площадей составила 6,9%, что на 0,6 п.п. ниже показателя предыдущего квартала и на 3,1 п.п. ниже аналогичного периода 2017 г.

Принимая во внимание все вышеперечисленные факторы, эксперты Colliers International ожидают, что к концу года вакантность сократится до 6% и вернется на уровень конца 2014 г. Что касается коммерческих условий аренды, то не ожидается повышения ставок в среднесрочной перспективе, однако снижение вакантности в торговых центрах приведет к частичной отмене существующих дисконтов и привилегий, которые давались ретейлерам по контрактам, подписанным в самый сложный период кризиса. Еще одним последствием дефицита будут увеличение конкуренции и качественная ротация арендаторов в торговых центрах.

До конца 2018 г. в Московском регионе ожидается ввод еще трех торговых центров, совокупной арендопригодной площадью 62,8 тыс. кв. м. Такая корректировка прогнозного объема ввода в IV квартале связана с переносом на 2019 г. открытий ряда объектов, включая торговые центры «Акварель» Пушкино, «Галеон» и ТРЦ в составе ТПУ Рассказовка. Таким образом, прогнозируемый объем ввода качественных торговых площадей по итогам 2018 г. оценивается в 185,8 тыс. кв. м, что почти на 25% ниже показателя 2017 г., и станет одним из самых низких значений за весь период развития рынка профессиональной торговой недвижимости Москвы. В 2019 г. с учетом переноса открытий ряда объектов ожидается рост объема ввода более чем в два раза до 382,5 тыс. кв. м.

В III квартале 2018 г. в Московском регионе состоялся всего один полноценный запуск торговой галереи проекта «Видное Парк» (GLA 24 500 кв. м). Всего за первые девять месяцев текущего года было введено четыре торговых центра общей арендопригодной площадью 122,9 тыс. кв. м, что составляет 66% объема качественной торговой недвижимости, прогнозируемого к вводу в 2018 г.

При этом торговые центры, открытые в 2018 г., демонстрируют хорошую динамику заполняемости площадей. Так, в торговом центре «Миля» по итогам III квартала доля фактически работающих площадей составила 89%, в то время как на момент открытия она не превышала 70%. Аналогичная ситуация и в ТРЦ «Каширская плаза», где на сегодняшний день работающими являются 80% площадей, а до конца года, с учетом готовящихся к въезду арендаторов, вакантность не превысит 7%.

Помимо снижения количества и объема вводимых торговых центров, в Московском регионе наблюдается также тенденция сокращения средней арендопригодной площади новых объектов на протяжении последних четырех лет. Это связано с высокой конкуренций в сегменте действующих суперрегиональных и региональных ТЦ, а также ограниченным количеством подходящих для них площадок в пределах МКАД.
 

Анна Никандрова, партнер Colliers International: «Как только рынок ощутит дефицит торговых площадей, это станет стимулом для развития новых проектов. Учитывая, что в среднем цикл создания объекта - 2-2,5 года, эффект нехватки площадей продлится на протяжении не менее двух лет. Что касается коммерческих условий аренды, то мы не ожидаем повышения ставок аренды в среднесрочной перспективе, однако снижение вакантности в торговых центрах приведет к частичной отмене существующих дисконтов и привилегий, которые давались ретейлерам по контрактам, подписанным в самый сложный период кризиса. Еще одним последствием дефицита будет увеличение конкуренции и качественная ротация арендаторов в торговых центрах, т.е. ретейлерам придется оптимизировать свой бизнес и подстраиваться под актуальные рыночные условия, либо на их место придут другие арендаторы, которые смогут быть более эффективными». 



иГРОКИ РЫНКА

Colliers International

Никандрова Анна

Консалтинг и брокеридж

Colliers International

Материалы по теме

Исследования рынка

Объем нового предложения на торговом рынке Москвы вырос в 4,5 раза

По предварительным итогам I полугодия 2018 г. в Москве было введено в эксплуатацию три торговых центра общей арендуемой площадью 97,5 тыс. кв. м: «Каширская Плаза» (GLA - 70,2 тыс. кв. м), «Миля» (GLA - 18,8 тыс. кв. м) и «Петровский» (GLA - 8,5 тыс. кв. м), говорится в исследовании компании Knight Frank.
09.07
Исследования рынка

Какие торговые объекты введут в Москве и городах-спутниках?

Общий объем ввода новых торговых площадей в Москве и городах-спутниках по итогам 2018 г. составит 321 000 кв. м.
 
 
28.05
Исследования рынка

Большинство торговых центров введут в Москве и области

Почти половина планируемых к вводу в России в 2018 г. торговых площадей находятся в Москве и области, отмечают аналитики компании Cushman & Wakefield.
25.05

журнал CRE 13-14 (349-350)

1.07-31.08.2019
Гипер-: реанимация vs эвтаназия «Ашан» может сократить присутствие в формате гипермаркета в России, другие игроки не исключают, что ритейлер может вообще уйти из страны. Эксперты убеждены, что дело – в кардинальном изменении за посткризисные пять лет покупательского поведения и катастрофическом спаде популярности формата гипермаркета вообще. Потеря доверия Во время экономического форума в Петербурге в кулуарах обсуждались все болезни новой России последних двадцат...

Популярное

Переговоры

Mail.ru может переехать в «Москва-Сити»

Mail.ru Group ведет переговоры об аренде площадей для штаб-квартиры в комплексе, который строят в «Москва-Сити» Олег Малис и Алишер Усманов. Если такая сделка состоится, она станет рекордной в истории рынка аренды офисов.
12.07
Проект

AFI Development построит МФК в центре Москвы

AFI Development инвестирует 12 млрд рублей в новый офисно-деловой центр в Москве.
15.07
Сделка

«РЕТОН» выбрал офис на Арбате

Производитель ультразвуковых устройств арендовал офис в БЦ Midland Plaza в Москве.
12.07
Конфликт

«Zеленопарк» не будут сносить

Апелляционный суд отклонил иск «Транснефти» и «Газпрома», требовавших снести ТРЦ «Зеленопарк» в Зеленограде.
11.07
Сделка

«Пятерочка» нашла офис в «Фактории»

Офис торговой сети «Пятерочка» открылся в бизнес-парке «Фактория» в Москве.
12.07
Игроки рынка

SPAR продаст бренд аптекам и химчисткам

Помимо бренда, сеть SPAR в Москве и Санкт-Петербурге продаст партнерам часть площадей действующих магазинов.
11.07
Проект

Best Western Hotels & Resorts выходит на рынок Москвы

Бутик-отель Becar Asset Management на Таганской в Москве будет работать под брендом Best Western Hotels & Resorts.
12.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre