Как в Казани с офисами и финансами?

Эксперты UD Group подготовили обзор финансового и офисного рынка Казани.

5509
Макроэкономические показатели РФ

В октябре 2018 г. уровень инфляции составил 3,4% (прирост к концу 2 квартала +1%), итоговый показатель превысил прогноз Минэкономразвития. Напомним, что согласно официальному прогнозу ведомства, инфляция в 3.4% должна была быть по итогам 2018 г., сейчас этот показатель достигнут по итогам первых трех кварталов. Повышение инфляции относительно прогноза объяснялось действием внешних факторов. Во-первых, расширением внешних санкций, которое определило отклонение динамики валютного курса от ожидаемой (что привело к росту стоимости товаров и услуг). Во-вторых, существенным повышением мировых цен на нефть. По прогнозам аналитиков, к концу 2018 г. инфляция составит более 4%. В первом квартале 2019 г. из-за повышения ставки НДС показатель может превысить уровень первого квартала 2015 г. и составить 5%-6%.

Динамика валютных курсов

Курс доллара США к российскому рублю в первую декаду октября составил 65,59 руб. Прогнозируется два варианта развития динамики курса российской валюты. Первый – оптимистичный, основанный на стабилизации цен на нефть в Азиатских регионах. Второй предполагает продолжение ослабления национальной валюты. Учитывая внешние факторы, как, например, начало санкций США в отношении Китая, а также продолжающуюся инфляцию и снижение роста ВВП, более реалистичным является второй вариант развития событий.

Динамика ВВП

В третьем квартале 2018 г. значительно снизились темпы роста ВВП, составившие к концу августа всего 1,6%. Одной из причин такого замедления стал спад выпуска сельхозпродукции в сельском хозяйстве на 10,8% в годовом выражении в августе 2018 г.

В сентябре 2018 г. Минэкономразвития скорректировало свой предыдущий прогноз по росту ВВП по итогам года. Если предыдущая версия прогноза предусматривала 1,9% роста, то сейчас экономисты правительства ждут рост на уровне 1,8%. Уменьшен и прогноз на 2019 год — 1,3% вместо 1,4%.

Ключевая ставка

В связи с неблагоприятными экономическими условиями (ростом инфляции и ослаблением рубля), в сентябре 2018 г. ЦБ принял решение об увеличении ставки до 7,5%. С начала 2017 г. ключевая ставка Банка России, составлявшая на тот момент 10%, снижалась 8 раз, и с марта 2018 г. равнялась 7,25%.

Если оценивать текущую тенденцию, то прогноз по ключевой ставке ЦБ РФ на 2018 год - не самый утешительный. Ожидать ее понижения за оставшиеся 2 заседания достаточно сложно. В первую очередь, из-за приближения инфляции до целевого показателя в 4%. Также нельзя забывать о резкой девальвации национальной валюты в середине августа. Поэтому максимально оптимистичный прогноз по ставке ЦБ РФ на 2018 год — сохранение ее на уровне, установленном на сентябрьском заседании. Более реалистичный прогноз — повышение на 0,25-0,50% годовых.

Предложение

В сентябре 2018 г. стали функционировать 2 новых бизнес центра в Ново-Савиновском (Ямашева, д. 45а) и Советском (Ершова, 76/1) районах. Общий объем предложения на рынке аренды офисной недвижимости составил более 641,8 тыс. кв. м и представлен 128 бизнес-центрами, из которых 43 сертифицировано Российской гильдией управляющих и девелоперов.



В третьем квартале уровень вакансии снизился по всем районам города на 2% и составил?8%. Самый низкий уровень вакансии сохраняется в Ново-Савиновском районе. Новые бизнес-центры стартовали с вакансии всего в 14-17%, что свидетельствует об ожидании рынком нового качественного предложения. Вакансия относительно классов также показала снижение в классах «В» и «С», вакансия «А» класса осталась на прежнем уровне, что составляет 5%.

Коммерческие условия

После летней стагнации и «замершего» на период проведения Чемпионата мира по футболу рынка сентябрь показал высокий рост арендных ставок на офисные помещения. Рост относительно второго квартала 2018 г. составил 6,2%. Средневзвешенная ставка на вакантные площади в бизнес-центрах класса А составила 1 207 руб./м²/мес., в бизнес-центрах класса В?— 723 руб./м²/мес., в бизнес-центрах класса С — 418 руб./м²/мес. При этом новые Бизнес центры, которые относятся к «В» классу, вышли на рынок существенно выше конкурентного предложения своего класса (от 850-900 руб./м².).

Первое полугодие характеризовалось положительными общеэкономическими показателями, что аналогично сказалось на развитии бизнеса и рынке аренды офисной недвижимости в третьем квартале 2018 г. Итогами третьего квартала стали повышение ставок и снижение уровня вакансии во всех сегментах.

Спрос

Сегодня наибольшим спросом на рынке по-прежнему пользуются небольшие офисы — от 15 до 35 кв. м. Основные критерии выбора - наличие парковки и стоимость аренды. Эта тенденция обусловлена большим количеством предприятий малого бизнеса, что сильно влияет на рыночные ставки Казани в период кризиса, а именно на снижение ставок аренды и высокую ротацию арендаторов. К сожалению, малый бизнес наименее устойчив к быстроменяющимся экономическим условиям и порой не справляется даже с оплатой аренды.

По-прежнему не удовлетворен спрос со стороны крупных федеральных компаний на офисные помещения в качественных бизнес-центрах. На рынке отсутствует предложение для осуществления их ротации или расширения. В связи с тем, что большинство офисных центров Казани имеют небольшую общую площадь (менее чем 15 000 кв. м), собственники помещений не могут «держать» свободные площади для потенциальных клиентов даже на 1000 кв. м.

Поэтому для регионального рынка все больший интерес вызывают проекты управляемых офисов и коворкингов, которые могут позволить быть более гибкими в периоды быстро меняющегося спроса.

Выводы и прогнозы

Третий квартал 2018 г. показал снижение вакансии на рынке офисной недвижимости на 2% и повышение арендных ставок на 6,2%. В целом можно прогнозировать повышение спроса на рынке офисной недвижимости.

Но уже во втором квартале 2019 г. ожидаемо увидеть негативное влияние снижения роста экономики страны на все сферы деятельности. Повышение инфляции и стоимости товаров повлияет на снижение спроса, а затем и на развитие бизнеса. Также, если повторится сценарий 2014-2015 гг. и повышение ключевой ставки будет единственным инструментом сдерживания курса национальной валюты, развитие большинства компаний будет приостановлено, что повлияет на снижение поглощения офисных площадей и снижение арендных ставок.

Усилятся тенденции к материализации активов. Потребителям становится не выгодно хранить деньги в банках и ценных активах, и они стремятся поскорее вложить их в материальные ценности, чаще всего - недвижимость. Таким образом, ослабление рубля, угроза санкций активизирует покупателей недвижимости как коммерческой, так и жилой, что приведет к повышению стоимости чуть выше инфляции.

Повысить арендные ставки в 2019 г. будет возможным только для офисных центров, которые будут готовы предложить своим арендаторам «добавленную стоимость» объекта, выраженную в повышении качества обслуживания, предложении дополнительных услуг и гибких условий, новых форматов шеринга офисных пространств, способствующих исключению потери качества сервиса для арендатора.
 


Материалы по теме

Исследования рынка

Как себя чувствуют казанские офисы?

Аналитики компании UD Group рассказали, как в Казани дела с офисами.
 
30.07
Экспертный анализ

Казань: готовность к ЧМ 2018

CBRE продолжает анализировать готовность городов России к принятию гостей чемпионата мира по футболу 2018.
 
18.06
Исследования рынка

Обзор рынка офисной недвижимости Казани

Аналитики компании UD Group рассказали о состоянии офисного рынка Казани.
15.03

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: SLAVA Concept
Экспертный анализ

Оформят возврат: почему качество клиентского опыта станет основным конкурентным преимуществом российских брендов

Качество клиентского опыта и локальная экспертиза станут самой важной компетенцией и основным конкурентным преимуществом российских игроков в случае возвращения в страну иностранных бизнесов. Однако с вызовом справятся далеко не все: сервис по-прежнему – слабое звено отечественных компаний, а изучать своего покупателя интересно единицам из них. С такими вводными мало кому помогут даже искусственные ограничения для «возвращенцев» и государственные программы поддержки, уверены собеседники CRE.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
18.04
Источник: CMWP
Назначения

Майя Грехова возглавит УК CMWP

До прихода в CMWP Майя занимала различные руководящие должности в таких компаниях, как PRO Realty, УК «Фасиликом», «СМАРТ-Технологии», IBS и многих других. 
17.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre