«Офисное импортозамещение»: иностранцы покидают московские БЦ

С 2006 г. доля иностранных арендаторов в столичных офисах сократилась с 56% до 39%, подсчитали в Knight Frank.  
 
7113
Аналитики компании Knight Frank подсчитали, что с 2006-го до 2016 г. среднее соотношение российских и иностранных компаний-арендаторов на рынке качественной офисной недвижимости в Москве составляло 54% на 46% соответственно. С 2016 по 2018 гг. соотношение значительно изменилось в пользу отечественного бизнеса – 63% на 37% соответственно. В 2006 г. доля зарубежных компаний в сделках аренды столичных офисов превышала 50%, а к 2018 г. она сократилась до 39%, уступив место российским компаниям (при этом в структуре спроса российских компаний большую долю заняли государственные структуры). 

• В 2006-2007 гг. многие зарубежные компании выходили на российский рынок и стремительно развивались и, как следствие, активно арендовали офисные площади для своей деятельности в качественных бизнес-центрах. Так, доля иностранных компаний в структуре сделок с офисной недвижимостью в Москве в этот период превышала 50%. Аналитики Knight Frank выделяют ряд крупных сделок с участием западных компаний в 2006-2007 гг. Три компании из «большой четверки» в 2006 г. арендовали офисные площади совокупной площадью более 100 тыс. кв. м: PWC  – 32,5 тыс. кв. м в IV квартале 2006 г. в БЦ «Белая Площадь», Deloitte  – около 29 тыс. кв. м в БЦ «Белая Площадь», KPMG  – около 12 тыс. кв. м в БЦ «Башня на набережной» в 2006 г., а в конце 2007 г. расширилась в данном БЦ на 16 тыс. кв. м. Также стоит выделить такие крупные сделки, как аренда 18 тыс. кв. м в БЦ «Метрополис» компанией Procter&Gamble и аренда в том же БЦ компанией Schlumberger 13 тыс. кв. м.



• Константин Лосюков, директор департамента офисной недвижимости Knight Frank, выделяет интересную тенденцию, когда в пик кризисов на рынке офисной недвижимости доля зарубежных компаний росла и превышала 50%. Особенно ярко это видно в 2009 г., когда доля иностранных компаний увеличилась до 66%. В этот период в силу общеэкономических факторов российские компании проявляли низкую деловую активность в части аренды офисных площадей, значительно сокращая количество сделок в абсолютных цифрах. Еще одна причина – это девальвация рубля, которая для зарубежных компаний делала аренду офисов в рублях более доступной. 

• В 2009 г. можно выделить сделку по переподписанию условий аренды компанией Schlumberger, сделку по новой аренде 9,3 тыс. кв. м компании Unilever в БЦ Marr Plaza. 

• В 2014-2015 гг. доля зарубежных компаний по отношению к российским арендаторам в общей структуре сделок аренды была не столь значительной, как в 2009 г., однако она была выше 50%. В этот период стоит выделить крупные сделки по новой аренде компанией PepsiCo (13 тыс. кв. м в БЦ «Алкон»), компанией Adidas (20 тыс. кв. м в БЦ «Крылатские холмы»), а также ряд сделок по пересогласованию условий аренды и продлению договоров аренды (компании GE, DHL, Deloitte).



• С 2015 г. соотношение снова изменилось в пользу российских компаний, доля которых стала превышать 60%, что можно связать, прежде всего, с макроэкономическими показателями развития экономики и акцентом на активное импортозамещение, которое началось в России в тот период. В 2016 г. помимо крупных сделок по покупке со стороны российских компаний компания Yandex арендовала около 10 тыс. кв. м в БЦ «Аврора». В 2017 г. компания «Вымпелком» арендовала около 17 тыс. кв. м в культурно-деловом комплексе «Большевик», компания TELE2 в середине 2017 г.   – 13 тыс. кв. м в БЦ ComCity, а в начале 2019 г. расширилась до 20 тыс. кв. м в том же БЦ. В 2018 г. ПАО «ФСК ЕЭС» арендовала около 19,6 тыс. кв. м в бизнес центре «Новион».

• Помимо аренды, с 2016 г. на рынке офисной недвижимости Москвы наблюдались крупные сделки по покупке со стороны российских компаний. Активными игроками становятся государственные компании и органы государственной власти. Именно они в период 2016-2017 гг. проводят ряд крупных знаковых сделок по покупке: покупка банком ВТБ башни «Евразия», покупка Правительством Москвы 55 тыс. кв. м офисных площадей в БЦ «ОКО», «Россельхозбанк» – покупка 44 тысяч кв. м в «IQ-Квартал», АИЖК – покупка 74,6 тыс. кв. м в БЦ «IQ-Квартал», где будут размещены несколько министерств Правительства РФ.


 


иГРОКИ РЫНКА

NF Group

Лосюков Константин

Консалтинг и брокеридж

NF Group

Бизнес-центр класса A

Белая Площадь / White Square

Материалы по теме

Советы юристов

Деятельность иностранных компаний в России после введения контрсанкций

Юридическая фирма Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP анализирует письмо ФНС России от 28.04.2018 № СА-4-9/8285@ (далее – Письмо), посвященное применению концепции бенефициарного собственника дохода.
09.07
Исследования рынка

Иностранные компании покидают «Сити»

Доля иностранных компаний, занимающих офисы в ММДЦ «Москва-Сити», продолжает сокращаться – сейчас она составляет 22%, подсчитала в Colliers International.
19.09
Исследования рынка

Иностранцы арендуют дорогие дома на период мундиаля

В апреле несколько иностранных клиентов арендовали загородные дома с бюджетами 70-150 тыс. дол. в месяц на период проведения Чемпионата мира по футболу, отмечают специалисты отдела элитной загородной недвижимости компании Knight Frank.
25.04

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №11 (445). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Инпром Эстейт
Открытие

Крупнейший «Термолэнд» открылся в Оренбурге

Площадь нового городского курорта в ТРЦ «Мармелад» составляет 17 тыс. кв. м. Инвестиции составили 1,5 млрд рублей.
27.01
Источник: CRE
Игроки рынка

Вологодская область готовится к трезвости

В результате вступающего в силу с 1 марта закона об ограничении продажи алкоголя, по области закрываются магазины «Бристоль» и «Красное & белое».
24.01
Источник: NF Group
Управление недвижимостью

NF PM доверили склад Ozon в Нижнем Новгороде

Компания приступила к эксплуатации логистического комплекса, площадь которого после запуска всех очередей составит около 150 тыс. кв. м.
24.01
Источник: NF Group
Игроки рынка

NF Group отчиталась по складским сделкам за год

При участии консультантов департамента складской и индустриальной недвижимости были заключены сделки совокупной площадью 2,65 млн кв. м.

 
27.01
Источник: SOK
Экспертный анализ

Закадровый голос: почему при рекордно низком уровне безработицы найти хорошую работу сложно, как никогда

О том, что положение с кадрами в России близко к катастрофическому, по итогам 2024-го заявили представители всех отраслей, в том числе, рынка коммерческой недвижимости, ритейла, e-commerce, логистики и индустрии гостеприимства. В стране сохраняется парадоксальная ситуация: с одной стороны, работать некому везде и зачастую – за любые деньги, с другой – во многих HR-отделах по-прежнему царствуют эйджизм, сексизм, культ «дёшево, удобно и послушно» и «идеального кандидата», и мотивирующие лозунги про успешный успех при заниженных зарплатах. В серии материалов CRE обсуждает одну из главных проблем последних трёх лет.

Начало. О ситуации с кадрами в строительстве, управлении недвижимостью, логистике, ритейле, e-commerce, индустрии гостеприимства и т. д. можно будет прочитать в наших следующих материалах.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
24.01
Источник: Пресс-служба Asterus
Назначения

Ключевое назначение в Asterus

Asterus заявил об изменениях в руководящем составе компании.
 
23.01
Источник: CRE
Экспертный анализ

Стенка на стенку: как «районники» конкурируют со стрит-ритейлом и инфраструктурой в старых и новых кварталах

Очевидно, что районные и малые торговые центры давно уже конкурируют не только и не столько друг с другом, сколько со стрит-ритейлом и коммерческой инфраструктурой в старых и новых кварталах, ЖК и домах. Помимо курса на «пятнадцатиминутый город» и желания значительной части резидентов как можно реже выезжать за пределы своего района, среди причин называется запрос на высококачественный «соседский» клиентский опыт и сервис «от человека к человеку».

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
22.01

подпишись НА эксклюзивные новости cre