«Офисное импортозамещение»: иностранцы покидают московские БЦ

С 2006 г. доля иностранных арендаторов в столичных офисах сократилась с 56% до 39%, подсчитали в Knight Frank.  
 
7235
Аналитики компании Knight Frank подсчитали, что с 2006-го до 2016 г. среднее соотношение российских и иностранных компаний-арендаторов на рынке качественной офисной недвижимости в Москве составляло 54% на 46% соответственно. С 2016 по 2018 гг. соотношение значительно изменилось в пользу отечественного бизнеса – 63% на 37% соответственно. В 2006 г. доля зарубежных компаний в сделках аренды столичных офисов превышала 50%, а к 2018 г. она сократилась до 39%, уступив место российским компаниям (при этом в структуре спроса российских компаний большую долю заняли государственные структуры). 

• В 2006-2007 гг. многие зарубежные компании выходили на российский рынок и стремительно развивались и, как следствие, активно арендовали офисные площади для своей деятельности в качественных бизнес-центрах. Так, доля иностранных компаний в структуре сделок с офисной недвижимостью в Москве в этот период превышала 50%. Аналитики Knight Frank выделяют ряд крупных сделок с участием западных компаний в 2006-2007 гг. Три компании из «большой четверки» в 2006 г. арендовали офисные площади совокупной площадью более 100 тыс. кв. м: PWC  – 32,5 тыс. кв. м в IV квартале 2006 г. в БЦ «Белая Площадь», Deloitte  – около 29 тыс. кв. м в БЦ «Белая Площадь», KPMG  – около 12 тыс. кв. м в БЦ «Башня на набережной» в 2006 г., а в конце 2007 г. расширилась в данном БЦ на 16 тыс. кв. м. Также стоит выделить такие крупные сделки, как аренда 18 тыс. кв. м в БЦ «Метрополис» компанией Procter&Gamble и аренда в том же БЦ компанией Schlumberger 13 тыс. кв. м.



• Константин Лосюков, директор департамента офисной недвижимости Knight Frank, выделяет интересную тенденцию, когда в пик кризисов на рынке офисной недвижимости доля зарубежных компаний росла и превышала 50%. Особенно ярко это видно в 2009 г., когда доля иностранных компаний увеличилась до 66%. В этот период в силу общеэкономических факторов российские компании проявляли низкую деловую активность в части аренды офисных площадей, значительно сокращая количество сделок в абсолютных цифрах. Еще одна причина – это девальвация рубля, которая для зарубежных компаний делала аренду офисов в рублях более доступной. 

• В 2009 г. можно выделить сделку по переподписанию условий аренды компанией Schlumberger, сделку по новой аренде 9,3 тыс. кв. м компании Unilever в БЦ Marr Plaza. 

• В 2014-2015 гг. доля зарубежных компаний по отношению к российским арендаторам в общей структуре сделок аренды была не столь значительной, как в 2009 г., однако она была выше 50%. В этот период стоит выделить крупные сделки по новой аренде компанией PepsiCo (13 тыс. кв. м в БЦ «Алкон»), компанией Adidas (20 тыс. кв. м в БЦ «Крылатские холмы»), а также ряд сделок по пересогласованию условий аренды и продлению договоров аренды (компании GE, DHL, Deloitte).



• С 2015 г. соотношение снова изменилось в пользу российских компаний, доля которых стала превышать 60%, что можно связать, прежде всего, с макроэкономическими показателями развития экономики и акцентом на активное импортозамещение, которое началось в России в тот период. В 2016 г. помимо крупных сделок по покупке со стороны российских компаний компания Yandex арендовала около 10 тыс. кв. м в БЦ «Аврора». В 2017 г. компания «Вымпелком» арендовала около 17 тыс. кв. м в культурно-деловом комплексе «Большевик», компания TELE2 в середине 2017 г.   – 13 тыс. кв. м в БЦ ComCity, а в начале 2019 г. расширилась до 20 тыс. кв. м в том же БЦ. В 2018 г. ПАО «ФСК ЕЭС» арендовала около 19,6 тыс. кв. м в бизнес центре «Новион».

• Помимо аренды, с 2016 г. на рынке офисной недвижимости Москвы наблюдались крупные сделки по покупке со стороны российских компаний. Активными игроками становятся государственные компании и органы государственной власти. Именно они в период 2016-2017 гг. проводят ряд крупных знаковых сделок по покупке: покупка банком ВТБ башни «Евразия», покупка Правительством Москвы 55 тыс. кв. м офисных площадей в БЦ «ОКО», «Россельхозбанк» – покупка 44 тысяч кв. м в «IQ-Квартал», АИЖК – покупка 74,6 тыс. кв. м в БЦ «IQ-Квартал», где будут размещены несколько министерств Правительства РФ.


 


иГРОКИ РЫНКА

NF Group

Лосюков Константин

Консалтинг и брокеридж

NF Group

Бизнес-центр класса A

Белая Площадь / White Square

Материалы по теме

Советы юристов

Деятельность иностранных компаний в России после введения контрсанкций

Юридическая фирма Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP анализирует письмо ФНС России от 28.04.2018 № СА-4-9/8285@ (далее – Письмо), посвященное применению концепции бенефициарного собственника дохода.
09.07
Исследования рынка

Иностранные компании покидают «Сити»

Доля иностранных компаний, занимающих офисы в ММДЦ «Москва-Сити», продолжает сокращаться – сейчас она составляет 22%, подсчитала в Colliers International.
19.09
Исследования рынка

Иностранцы арендуют дорогие дома на период мундиаля

В апреле несколько иностранных клиентов арендовали загородные дома с бюджетами 70-150 тыс. дол. в месяц на период проведения Чемпионата мира по футболу, отмечают специалисты отдела элитной загородной недвижимости компании Knight Frank.
25.04

журнал CRE 5(450)

Вышел в свет июньский номер журнала Commercial Real Estate № 450 Читайте в номере:  «Лёгкие штрихи»: в апреле правительство Москвы исключило классические склады из списка объектов, строительство которых давало право получать льготы на перевод участков под жильё. Кроме того, чиновники повысили коэффициент для объектов промышленного назначения. Теперь девелоперам будет намного интереснее строить промышленные технопарки, заводы, фабрики,  light industrial. «Лайтами» на этом фоне могут с...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (9-15 июня)

Uniqlo популярнее Zara и Nike, Минстрой фиксирует рост качества городской среды, X5 Group строит новый склад под Калугой, «Фасадные Решения» займутся строительством отелей и light industrial, а Vasilchuki запускают девять новых концепций. Эти и другие новости - в нашей традиционной подборке.
15.06
Источник: Пресс-служба ГК «Самолет»
Проект

«Самолет» займется водным туризмом

Марина на 150 яхт появится в Тверской области в рамках курорта от компании «Самолет».
 
16.06
Источник: CRE
Сделка

Mars выбрала логопарк у Level Group

Американская корпорация арендовала более 40 000 кв. м складских площадей в логопарке «Level Box Терехово», который планируется ввести в 2026 году.
16.06
Источник: CORE.XP
Игроки рынка

CORE.XP приступила к управлению эксплуатацией БЦ «Арена»

Площадь 24-этажного бизнес-центра в составе «ВТБ Арена Парк» составляет более 37 000 кв. м. Управляющая компания возьмет на себя обслуживание инженерных систем, обеспечение безопасности и проведение комплексной уборки помещений и прилегающей территории.
17.06
Источник: Интерфакс
События

Газпром продал активы на 20 млрд

За 2024 год «Газпром» продал недвижимость на сумму около 20 млрд рублей, включая ключевые объекты в Москве и Подмосковье.
17.06
Источник: MR
Экспертный анализ

Выходное пособие: как пиарщики занимают авансцену девелопмента

Новый бизнес-ландшафт, усиление государственного регулирования и закрытости игроков – с одной стороны, и необходимость постоянной работы с разными аудиториями и ежедневного присутствия в медиаполе – с другой, всего за пять лет кардинально изменили ожидания девелопмента от информационной политики. Влияние PR в отрасли сегодня сопоставимо с девяностыми: не PR-стратегии идут за рынком, но рынок за PR-стратегиями, а на пиарщиков с любым «неформатным подходом» снова охотятся кадровики.

Продолжение, начало см. здесь. 

О том, как PR-стратегии изменяют консалтинг, управление недвижимостью, ритейл, логистику и индустрию гостеприимства, читайте в следующем выпуске.


Журнал CRE. Текст: Екатерина Горячева.
18.06
Источник: «Хочу Пури»
Открытие

«Хочу Пури» откроется в ТРЦ «Жемчужная Плаза»

Ресторан площадью 400 кв. м станет третьей точкой, открытой по франшизе в Петербурге.
17.06

подпишись НА эксклюзивные новости cre