Аналитики компании Knight Frank подсчитали, что с 2006-го до 2016 г. среднее соотношение российских и иностранных компаний-арендаторов на рынке качественной офисной недвижимости в Москве составляло 54% на 46% соответственно. С 2016 по 2018 гг. соотношение значительно изменилось в пользу отечественного бизнеса – 63% на 37% соответственно. В 2006 г. доля зарубежных компаний в сделках аренды столичных офисов превышала 50%, а к 2018 г. она сократилась до 39%, уступив место российским компаниям (при этом в структуре спроса российских компаний большую долю заняли государственные структуры).
• В 2006-2007 гг. многие зарубежные компании выходили на российский рынок и стремительно развивались и, как следствие, активно арендовали офисные площади для своей деятельности в качественных бизнес-центрах. Так, доля иностранных компаний в структуре сделок с офисной недвижимостью в Москве в этот период превышала 50%. Аналитики Knight Frank выделяют ряд крупных сделок с участием западных компаний в 2006-2007 гг. Три компании из «большой четверки» в 2006 г. арендовали офисные площади совокупной площадью более 100 тыс. кв. м: PWC – 32,5 тыс. кв. м в IV квартале 2006 г. в БЦ «Белая Площадь», Deloitte – около 29 тыс. кв. м в БЦ «Белая Площадь», KPMG – около 12 тыс. кв. м в БЦ «Башня на набережной» в 2006 г., а в конце 2007 г. расширилась в данном БЦ на 16 тыс. кв. м. Также стоит выделить такие крупные сделки, как аренда 18 тыс. кв. м в БЦ «Метрополис» компанией Procter&Gamble и аренда в том же БЦ компанией Schlumberger 13 тыс. кв. м.
• Константин Лосюков, директор департамента офисной недвижимости Knight Frank, выделяет интересную тенденцию, когда в пик кризисов на рынке офисной недвижимости доля зарубежных компаний росла и превышала 50%. Особенно ярко это видно в 2009 г., когда доля иностранных компаний увеличилась до 66%. В этот период в силу общеэкономических факторов российские компании проявляли низкую деловую активность в части аренды офисных площадей, значительно сокращая количество сделок в абсолютных цифрах. Еще одна причина – это девальвация рубля, которая для зарубежных компаний делала аренду офисов в рублях более доступной.
• В 2009 г. можно выделить сделку по переподписанию условий аренды компанией Schlumberger, сделку по новой аренде 9,3 тыс. кв. м компании Unilever в БЦ Marr Plaza.
• В 2014-2015 гг. доля зарубежных компаний по отношению к российским арендаторам в общей структуре сделок аренды была не столь значительной, как в 2009 г., однако она была выше 50%. В этот период стоит выделить крупные сделки по новой аренде компанией PepsiCo (13 тыс. кв. м в БЦ «Алкон»), компанией Adidas (20 тыс. кв. м в БЦ «Крылатские холмы»), а также ряд сделок по пересогласованию условий аренды и продлению договоров аренды (компании GE, DHL, Deloitte).
• С 2015 г. соотношение снова изменилось в пользу российских компаний, доля которых стала превышать 60%, что можно связать, прежде всего, с макроэкономическими показателями развития экономики и акцентом на активное импортозамещение, которое началось в России в тот период. В 2016 г. помимо крупных сделок по покупке со стороны российских компаний компания Yandex арендовала около 10 тыс. кв. м в БЦ «Аврора». В 2017 г. компания «Вымпелком» арендовала около 17 тыс. кв. м в культурно-деловом комплексе «Большевик», компания TELE2 в середине 2017 г. – 13 тыс. кв. м в БЦ ComCity, а в начале 2019 г. расширилась до 20 тыс. кв. м в том же БЦ. В 2018 г. ПАО «ФСК ЕЭС» арендовала около 19,6 тыс. кв. м в бизнес центре «Новион».
• Помимо аренды, с 2016 г. на рынке офисной недвижимости Москвы наблюдались крупные сделки по покупке со стороны российских компаний. Активными игроками становятся государственные компании и органы государственной власти. Именно они в период 2016-2017 гг. проводят ряд крупных знаковых сделок по покупке: покупка банком ВТБ башни «Евразия», покупка Правительством Москвы 55 тыс. кв. м офисных площадей в БЦ «ОКО», «Россельхозбанк» – покупка 44 тысяч кв. м в «IQ-Квартал», АИЖК – покупка 74,6 тыс. кв. м в БЦ «IQ-Квартал», где будут размещены несколько министерств Правительства РФ.
• В 2006-2007 гг. многие зарубежные компании выходили на российский рынок и стремительно развивались и, как следствие, активно арендовали офисные площади для своей деятельности в качественных бизнес-центрах. Так, доля иностранных компаний в структуре сделок с офисной недвижимостью в Москве в этот период превышала 50%. Аналитики Knight Frank выделяют ряд крупных сделок с участием западных компаний в 2006-2007 гг. Три компании из «большой четверки» в 2006 г. арендовали офисные площади совокупной площадью более 100 тыс. кв. м: PWC – 32,5 тыс. кв. м в IV квартале 2006 г. в БЦ «Белая Площадь», Deloitte – около 29 тыс. кв. м в БЦ «Белая Площадь», KPMG – около 12 тыс. кв. м в БЦ «Башня на набережной» в 2006 г., а в конце 2007 г. расширилась в данном БЦ на 16 тыс. кв. м. Также стоит выделить такие крупные сделки, как аренда 18 тыс. кв. м в БЦ «Метрополис» компанией Procter&Gamble и аренда в том же БЦ компанией Schlumberger 13 тыс. кв. м.
• Константин Лосюков, директор департамента офисной недвижимости Knight Frank, выделяет интересную тенденцию, когда в пик кризисов на рынке офисной недвижимости доля зарубежных компаний росла и превышала 50%. Особенно ярко это видно в 2009 г., когда доля иностранных компаний увеличилась до 66%. В этот период в силу общеэкономических факторов российские компании проявляли низкую деловую активность в части аренды офисных площадей, значительно сокращая количество сделок в абсолютных цифрах. Еще одна причина – это девальвация рубля, которая для зарубежных компаний делала аренду офисов в рублях более доступной.
• В 2009 г. можно выделить сделку по переподписанию условий аренды компанией Schlumberger, сделку по новой аренде 9,3 тыс. кв. м компании Unilever в БЦ Marr Plaza.
• В 2014-2015 гг. доля зарубежных компаний по отношению к российским арендаторам в общей структуре сделок аренды была не столь значительной, как в 2009 г., однако она была выше 50%. В этот период стоит выделить крупные сделки по новой аренде компанией PepsiCo (13 тыс. кв. м в БЦ «Алкон»), компанией Adidas (20 тыс. кв. м в БЦ «Крылатские холмы»), а также ряд сделок по пересогласованию условий аренды и продлению договоров аренды (компании GE, DHL, Deloitte).
• С 2015 г. соотношение снова изменилось в пользу российских компаний, доля которых стала превышать 60%, что можно связать, прежде всего, с макроэкономическими показателями развития экономики и акцентом на активное импортозамещение, которое началось в России в тот период. В 2016 г. помимо крупных сделок по покупке со стороны российских компаний компания Yandex арендовала около 10 тыс. кв. м в БЦ «Аврора». В 2017 г. компания «Вымпелком» арендовала около 17 тыс. кв. м в культурно-деловом комплексе «Большевик», компания TELE2 в середине 2017 г. – 13 тыс. кв. м в БЦ ComCity, а в начале 2019 г. расширилась до 20 тыс. кв. м в том же БЦ. В 2018 г. ПАО «ФСК ЕЭС» арендовала около 19,6 тыс. кв. м в бизнес центре «Новион».
• Помимо аренды, с 2016 г. на рынке офисной недвижимости Москвы наблюдались крупные сделки по покупке со стороны российских компаний. Активными игроками становятся государственные компании и органы государственной власти. Именно они в период 2016-2017 гг. проводят ряд крупных знаковых сделок по покупке: покупка банком ВТБ башни «Евразия», покупка Правительством Москвы 55 тыс. кв. м офисных площадей в БЦ «ОКО», «Россельхозбанк» – покупка 44 тысяч кв. м в «IQ-Квартал», АИЖК – покупка 74,6 тыс. кв. м в БЦ «IQ-Квартал», где будут размещены несколько министерств Правительства РФ.