ТЦ регионов РФ. Итоги 1 полугодия 2019 г.

На региональном торговом рынке начало нового девелоперского цикла откладывается, считают в «Магазин Магазинов».
 
5537
Сроки открытий ряда строящихся проектов перенеслись. В I полугодии 2019 г. в регионах России было введено всего 5 качественных ТЦ общей площадью 102 тыс. кв. м GLA из запланированных в конце 2018 г. 11-ти (308 тыс. кв. м GLA). Наиболее значимыми открытиями стали: крупнейший во Владивостоке ТРК «Калина Молл» (46 300 кв. м GLA) и ТРК «Космос» в Челябинске (22 500 кв. м GLA).

В условиях неопределенности сохраняется тенденция к сокращению средней площади ТЦ в целях снижения рисков и повышения сроков окупаемости по сравнению с проектами крупных ТЦ. В свою очередь, тренд на локализацию потребителей, которые склонны экономить свое время и совершать покупки в магазинах у дома и ТЦ шаговой доступности, также способствует сокращению площади торговых центров и росту популярности районных проектов.

Почти половина всего нового предложения в регионах придется на Дальний Восток, не проявлявший активности в 2018 г., и Поволжье. Среди крупнейших проектов ДФО, запланированных к открытию во 2 полугодии 2019 г.: 1 очередь ТРК BROSKO Mall (42 тыс. кв. м GLA) и ТРЦ «Стрелка» (17,7 тыс. кв. м GLA) в Хабаровске, а также 1 очередь ТРЦ «Аллея» (19 тыс. кв. м GLA) в Южно-Сахалинске. Единственный крупный проект ТЦ Поволжья - ТРЦ «Рамус Молл» (78 тыс. кв. м GLA).



Активизировался девелопмент в СКФО: к концу текущего года в регионе ожидается ввод двух качественных ТЦ общей площадью 21 тыс. кв. м GLA. Эти проекты станут первыми открытиями в регионе, начиная с 2015 г. На 2020 год также запланированы к вводу: крупнейший ТРЦ «Грозный Молл» (56 тыс. кв. М GLA), ТЦ «Кислород» (16 тыс. кв. м GLA) в Кисловодске и «УниверСити» (29 тыс. кв. м GLA) в Пятигорске.

В ЦФО (не включая Москву и МО) ожидаются открытия нескольких крупных ТЦ после 2020 г. - в Воронеже, Владимире и Коломне.

Города с населением менее 300 тыс. человек становятся приоритетным кластером для строительства качественных торговых центров, доля кластера достигла рекордных 37% в общем распределении нового предложения ТЦ. В условиях растущей конкуренции в крупнейших городах России местные девелоперы становятся более активными на необеспеченные качественными торговыми площадями рынки. Ожидается, что обозначенная тенденция сохранится по меньшей мере до конца 2020 г.

Вдвое уменьшилась совокупная доля городов с населением более 300 тыс. человек (не включая Москву). Особенно существенным стало сокращение доли кластера городов-миллионников, где объем ввода сократится в 1,5 раза по сравнению в 2018 годом.

Доля Санкт-Петербурга в объеме нового строительства качественных торговых площадей по-прежнему остается низкой. Ранее заявляемые к открытию в 2019 г. объекты регионального масштаба – 4 очередь ТРК «Заневский Каскад» и 2 очередь ТЦ «Скандинавия» – перенесены на 2020-21 гг.

С открытием суперрегионального ТРЦ «Саларис» в составе ТПУ «Саларьево» Москва вплотную приблизилась к Екатеринбургу по обеспеченности качественными торговыми площадями. В случае выполнения плана по вводу новых ТЦ Москва выйдет на 3-е место к концу 2019 г.

В Хабаровске более чем на 50% увеличится обеспеченность качественными торговыми площадями к концу 2019 г. после ввода ТРК BROSKO Mall и ТРЦ Стрелка. В рейтинге город поднимется на 11-е место к концу 2019 г.

К концу текущего года Сочи может подняться на 6-е место в случае открытия ТЦ Сочи-Плаза в составе одноименного гостиничного комплекса.


Материалы по теме

Исследования рынка

Ввод новых торговых площадей в России достиг трехлетнего минимума

Согласно ежеквартальному отчету рынка коммерческой недвижимости #MARKETBEAT Cushman & Wakefield, в первом полугодии 2019 г. в России было введено 196 тыс. кв. м торговых площадей – это минимальный показатель по аналогичным периодам за последние три года.
26.06
Экспертный анализ

Москва ждет новых торговых площадей

По итогам 2019 г. в Москве планируется ввод 520 тыс. кв. м качественных торговых площадей, включая 120 тыс. кв. м развлекательной части тематического парка «Остров мечты».
06.05
MAPIC

К чему готовиться рынку торговой недвижимости?

Одной из самых интересных дискуссий MAPIC Russia 2019 стала заключительная сессия, в рамках который спикеры обозначили самые актуальные тренды рынка торговой недвижимости и ретейла на сегодня.
30.04

журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 октября)

Новый проект Capital Group, распродажи Газпрома и Траста, сразу две крупные сделки Aspace, крупный апарт-отель в Петербурге, развитие ТЦ «Фили Град», а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.10
Источник: CRE
Экспертный анализ

Электронная очередь: проиграет ли e-commerce «каменной рознице»?

В 2024-м впервые в истории российского рынка продажи одежды и обуви онлайн де-факто догнали оффлайн. С одной стороны, очевидно, что модель омниканальности в том виде, в котором игроки продвигали её много лет подряд – «онлайн не конкурирует, а дополняет оффлайн» – не работает: e-commerce не только конкурирует и уводит клиентов из «каменной розницы», но давно изменил доходность, форматы магазинов, потребительское поведение и расстановку сил. В пользу маркетплейсов традиционно говорят удобство «магазина на диване», «бесконечная полка» и цена. В пользу оффлайна – более высокое качество клиентского опыта, возможность примерки и тактильного контакта с товарами, «атмосферность», социализация и пр. С другой стороны, инфляция, удорожание и усложнение логистики, транзакций, падающий уровень сервиса, ценовая гонка, ужесточение условий работы и проблемы бизнес-модели самих маркетплейсов и электронной торговли в целом уже в ближайшие полгода могут сделать покупки в сети не такими привлекательными. Это, возможно, позволит отвоевать «каменной рознице» у онлайна не всё, но многое, а у e-commerce с середины 2025-го начнётся спад.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.10
Источник: Пресс-служба October Group
Открытие

В Питере открылся Well

Партнер October Group открыл первый апарт-отель Well формата well-being.
 
18.10
Источник: Lynks Property Management
Открытие

В ТЦ «Фили Град» будут «Дети и радости»

Детский клуб площадью 80 кв. м разместился на первом этаже торгового центра.
17.10
Источник: Пресс-служба «Железно»
Игроки рынка

«Железно» построит для регионов

Федеральный девелопер «Железно», чья штаб-квартира размещается в Кирове, планирует увеличить портфель КРТ проектов до 1 000 000 кв. м в 2024 г.
18.10
Источник: Aspace
Сделка

МТС Ads стала якорным арендатором Aspace Никольская

Компания заняла 622 рабочих места во флагманском пространстве Aspace, таким образом обеспечив практически 100%-ю заполняемость проекта. Консультантом сделки выступила компания Ricci.
17.10
Источник: cre.ru
Аукцион

«ТРАСТ» продает права требования

Банк «ТРАСТ» выставил на торги права (требования) к владельцам коммерческой недвижимости в Москве.
 
17.10

подпишись НА эксклюзивные новости cre