Доля IT-компаний на офисном рынке Петербурга бьет рекорды

Доля сделок с компаниями из сектора информационных и телекоммуникационных технологий достигла максимума за всю историю офисного рынка Санкт-Петербурга. Однако, возможностей для расширения компаний становится все меньше, а ставки аренды – все выше.
5033
Компании сектора информационных и телекоммуникационных технологий остаются основным драйвером офисного рынка Санкт-Петербурга, сообщается в исследовании компании JLL. В 1-м полугодии 2019 года на них пришлось 46% всех завершенных сделок. Это максимальная доля данного сектора в структуре спроса за всю историю офисного рынка Северной столицы, отмечают эксперты JLL.

«Бурное развитие IT-компаний в Петербурге является следствием произошедшего в 2015 году ослабления рубля, наличия высококвалифицированного персонала, умеренной стоимости аренды, – комментирует Владислав Фадеев, заместитель руководителя отдела исследований компании JLL. – Технологический прогресс сейчас активно проникает во все сферы жизни и бизнеса, что будет поддерживать активность этого сектора на высоком уровне, в том числе и на рынке офисов. Впрочем, сдерживающими факторами будут выступать нехватка кадров – темпы подготовки выпускников в этой сфере сильно уступают потребности в трудовых ресурсах, а также постепенно увеличивающаяся стоимость аренды».

 
За 2-й квартал 2019 года средние арендные ставки на рынке офисной недвижимости Санкт-Петербурга увеличились на 2,0% в классе А и на 2,7% в классе В. На текущий момент средневзвешенная запрашиваемая ставка аренды в классе А составляет 1 878 руб. за кв. м в месяц, в классе В – 1 299 рублей за кв. м в месяц (включая НДС и операционные расходы).


При этом ключевой вопрос развития бизнеса в Петербурге связан не со стоимостью аренды, а с наличием площадей. По итогам 2-го квартала доля свободных офисов снизилась на 0,4 п.п., до 5,0% (3,0% в классе А и 6,0% в классе В). Индекс неравномерности вакантности по сравнению с прошлым кварталом не изменился и находится на уровне 0,79. Это означает, что за прошедшие три месяца уменьшилась возможность аренды небольших блоков, тогда как количество крупных помещений почти не изменилось.
 

«Действительно, если ранее мы говорили про дефицит крупных блоков свыше 3 тыс. кв. м, то сейчас уже ощущается недостаток офисов площадью 300-500 кв. м. Имея в работе несколько заявок от потенциальных арендаторов на подбор офиса такой площади, мы понимаем, что они выбирают между одним и тем же ограниченным набором бизнес-центров. В таких условиях часто определяющим фактором является скорость принятия решений», – добавляет Регина Волошенко, руководитель отдела по работе с владельцами офисных помещений компании JLL в Санкт-Петербурге.


Согласно прогнозу аналитиков JLL, до конца года ожидается снижение средней доли свободных площадей до 4,5%. Небольшому замедлению темпов уменьшения вакантности способствуют два фактора. Во-первых, чем меньше общий объем доступных для аренды офисов, тем сложнее удовлетворить имеющийся спрос, поэтому часть компаний могут отложить решение об аренде до появления подходящего предложения. Во-вторых, до конца года анонсировано появление еще около 90 тыс. кв. м офисов, предназначенных для сдачи в аренду, и в них еще есть свободные площади. Арендаторам нужна уверенность в завершении строительства, так как сроки ввода многих проектов, анонсированных на 2-ю половину года, уже неоднократно переносились.
 
Примерами подобных переносов являются два бизнес-центра, введенные в эксплуатацию во 2-м квартале. Оба объекта относятся к классу В и располагаются около станции метро «Приморская». Это комплекс на Наличной улице, 44 (15,6 тыс. кв. м арендопригодной площади) и бизнес-центр «Пифагор» (3,5 тыс. кв. м), которые по первоначальным планам должны были быть введены в 2015 и 2008 году соответственно.
 
Всего, по данным JLL, в 1-м полугодии в Петербурге вышло 36,9 тыс. кв. м офисов, а до конца года анонсировано еще 147 тыс. кв. м, включая объекты под собственные нужды компаний.
 


Материалы по теме

Исследования рынка

Офисы Петербурга: итоги I полугодия от IPG.Estate

Отдел исследований и консалтинга компании IPG.Estate подготовил обзор рынка офисной недвижимости по итогам первого полугодия 2019 г.

12.07
Точка зрения

Офисная кухня: лайфхаки для арендатора

Артем Пантелеев, коммерческий директор «Гинт-М»
 
01.07
Исследования рынка

Офисы Москвы: итоги первого полугодия от Cushman & Wakefield

Объем сделок аренды и продажи снизился на 20%. За один квартал было введено 75% от объема построенной недвижимости в 2018 г. Растет доля сделок с объектами площадью более 3000 кв. м.
01.07

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: Пресс-служба «Кристалл»
Проект

В Хосте откроют санаторий «Кристалл»

В Сочи впервые за 25 лет открывается новый санаторий «Кристалл», построенный с нуля.
 
15.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre