Офисы Москвы: итоги первого полугодия от Cushman & Wakefield

Объем сделок аренды и продажи снизился на 20%. За один квартал было введено 75% от объема построенной недвижимости в 2018 г. Растет доля сделок с объектами площадью более 3000 кв. м.
5310
Объем сделок

Согласно ежеквартальному отчету рынка коммерческой недвижимости #MARKETBEAT Cushman & Wakefield, объем сделок аренды и продажи офисных площадей в первом полугодии 2019 г. составил 739 тыс. кв. м, что на 20% ниже, чем в 2018 г. «Снижение объясняется возвращением спроса к естественному для рынка уровню, после рекордов 2018 г. По итогам года спрос достигнет уровня 1,75 млн кв. м. В ближайшие годы мы не ожидаем существенных колебаний объема сделок и рекордов аналогичных прошлому году», - говорит Татьяна Дивина, заместитель руководителя департамента исследований и аналитики Cushman & Wakefield.

Наблюдается рост доли сделок площадью более 3 000 кв. м с 17,12% в 2018 г. до 19,26% в первом полугодии 2019 г. за счет увеличения доли сделок предварительной аренды. Предложение качественных крупных блоков в востребованных объектах ограниченно. В этой ситуации арендаторы все чаще рассматривают опцию заключения договоров предварительной аренды в строящихся или планируемых объектах. Примерами таких сделок являются ПАО «Росбанк» в БЦ ОКО II и АО «Тинькофф Банк» в БЦ Акватория.

Новое строительство

По предварительным данным в первом полугодии 2019 г. было введено 7 объектов или 123 112 кв. м офисных площадей (4 из которых во 2-м квартале - 95,5 тыс. кв. м), что сопоставимо с объемом нового строительства за весь прошлый год (127 236 кв. м). Крупнейшим открытием 2-го квартала стал бизнес-центр класса А - Искра-Парк (58 383 тыс. кв. м). Первый крупный офисный объект (более 30 000 кв. м) за последние полтора года (2018-2019 гг.).

Продолжает активно развиваться северо-западное направление. Здесь расположено более 70% нового строительства в 2019 г.

В 2019 г/ новое строительство офисной недвижимости увеличится более чем в два раза относительно 15-летнего антирекорда прошлого года и составит порядка 350 тыс. кв. м.  

В ближайшие годы мы ожидаем, что новое строительство будет составлять 250-300 тыс. кв. м ежегодно. В 2019 – 2021 гг. будет введено 850-900 тыс. кв. м офисной недвижимости, из них около 550 тыс. кв. м будет составлять класс А.

Средний уровень ставок

С начала 2019 г. мы наблюдаем постепенный рост средней арендной ставки на качественные офисные площади. Второй квартал показал рост +3% относительно начала года. Средневзвешенная ставка аренды на конец 2 квартала составляет 19 038 руб. за кв. м в год.

Уровень вакансии продолжает расти с конца 2018 г., несмотря на здоровый спрос со стороны арендаторов. В конце 2 квартала 2019 г. уровень вакансии составляет 11,3% (класс А – 13,2%, класс В – 10,5%), что на 1,4 п.п. больше, чем в конце 2018 г., когда мы наблюдали рекордное количество сделок на рынке. Увеличение вакансии связано со стабилизацией уровня спроса и возросшим уровнем нового строительства (за один квартал было введено 75% объема нового строительства за весь прошлый год). Несмотря на поддержание текущего уровня строительства в ближайшие 3 года, новые площади будут заполняться арендаторами. Уровень вакансии будет держаться на уровне ~11%. 
 
 
 
 


Материалы по теме

Точка зрения

Офисная кухня: лайфхаки для арендатора

Артем Пантелеев, коммерческий директор «Гинт-М»
 
01.07
Экспертный анализ

CRE Summit: Через три года офисы перестанут «измерять» метрами

В скором будущем бизнес-центры будут предлагать не столько квадратные метры, сколько услуги.
 
24.06
Экспертный анализ

Почему редевелопмент офисов выгоднее нового строительства?

Согласно исследованию Colliers International, в первом квартале 2019 г. офисный рынок Санкт-Петербурга не пополнился ни одним спекулятивным объектом.
20.06

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12
Источник: Panelao
Игроки рынка

Apleona меняет имя на Panelao

Ребрендинг связан с переходом под управление нового собственника "Делавар Инвестмент Компани". 
16.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre