Дефицит вывел арендаторов офисов за ТТК

В связи с низким вводом новых офисов в центре Москвы (всего 2% от общего объема ввода), спрос на офисные помещения за пределами ТТК показал значительный прирост – за первое полугодие доля сделок с офисами за ТТК выросла с 27% до 42%.
5051
Аналитики международной консалтинговой компании Knight Frank проанализировали спрос на офисы в столице по итогам первого полугодия 2019 года и выяснили, что объем поглощения составил 301 тыс. кв. м, что практически полностью соответствует аналогичному периоду прошлого года. В связи с низким вводом новых офисов в центре Москвы (всего 2% от общего объема ввода), спрос на офисные помещения за пределами ТТК показал значительный прирост – за первое полугодие доля сделок с офисами за ТТК выросла с 27% до 42%.

Константин Лосюков, директор департамента офисной недвижимости Knight Frank: «Итоги первого полугодия 2019 года на офисном рынке Москвы оказались ожидаемы, рынок постепенно укрепляется в состоянии сбалансированности. Объемы спроса почти полностью соответствовали результатами первого полугодия прошлого года. При этом объемы ввода офисов за первые шесть месяцев уже почти достигли совокупного результата прошлого года, до конца года ожидается ввод еще 300-350 тыс. кв. м, что втрое больше, чем в 2018 году. Несмотря на столь существенное пополнение рынка новыми площадями, ситуация локального дефицита сохранится, что в свою очередь поддержит дальнейший рост ставок, который уже наблюдается в нецентральных деловых районах». 

Объем спроса на московском офисном рынке остается стабильно высоким, в I полугодии 2019 года он составил 301 тыс. кв. м. По итогам года ожидается сохранение показателя на уровне прошлого года – 600-650 тыс. кв. м. 

Аналитики Knight Frank отметили, что вырос объем сделок новой аренды и покупки, по итогам I полугодия доля таких сделок в структуре спроса на офисы составила 80% против 75% годом ранее. При этом существенное увеличение доли сделок по новой аренде и покупке произошло в зоне ТТК-МКАД – с 27% в прошлом году до 42% по итогам I полугодия 2019 года (в том числе, за счет крупной сделки банка «Тинькофф» в БЦ «Акватория»).


Наибольшая доля сделок по новой аренде и покупке зафиксирована в двух зонах города – в районе ТТК и между ТТК и МКАД – 33% и 42% соответственно. При этом если доля сделок в районе ТТК осталась практически идентичной I полугодию 2018 года (33% против 34%), то доля зоны ТТК-МКАД выросла существенно. Отсутствие достаточного объема свободных блоков в центральном деловом районе и ММДЦ «Москва-Сити» стимулирует смещение спроса на менее центральный локации. 

Аналитики Knight Frank связывают данный тренд с падающими объемами ввода новых офисных площадей в центре Москвы. Если в 2015-2016 гг. доля новых офисов внутри Садового кольца составляла 14%, то в I полугодии текущего года этот показатель составил всего 2%. В следующие несколько лет ожидается сохранение этой тенденции, а новые здания, появляющиеся в центральном деловом районе, будут быстро вымываться с рынка. Арендаторы будут вынуждены или искать возможности размещений в будущих проектах, либо обращать внимание на офисы за пределами Садового кольца и ТТК.





В структуре спроса по размеру сделок также наблюдаются изменения, хотя пока и несущественные. По сравнению с I полугодием прошлого года снизилась доля сделок в среднем сегменте рынка – 500-1 000 кв. м и 1 000-2 000 кв. м – на 5 п.п. и 10 п.п. соответственно. Доля маленьких блоков размером до 500 кв. м выросла на 4 п.п., а самое больше увеличение было зафиксировано в сегменте 5 000-10 000 кв. м. Пока эти изменения носят скорее локальный характер, а общая структура по размеру в целом соответствует результату I полугодия 2018 года. 

Банки, финансовые и инвестиционные компании вновь стали лидерами в структуре спроса на офисы с долей в 49%. Существенный вклад в их первенство привнесли две сделки – покупка «Газпромбанком» одного из зданий в БЦ «Аквамарин III» (18,8 тыс. кв. м) и предварительная аренда 64 тыс. кв. м банком «Тинькофф» в БЦ «Акватория». Второе место заняли производственные компании с 14%, а тройку лидером замкнули компании сферы B2B – 12%. 

Кроме того, продолжается рост активности операторов гибких пространств на московском офисном рынке. Во II квартале были проведены еще две крупные площадки – аренда SOK в «ВТБ Арена Парк» (8,7 тыс. кв. м) и WeWork в «Аркус III» (4,4 тыс. кв. м). Растущий спрос на размещение в гибких пространствах, в том числе среди крупных корпоративных гигантов, стимулирует операторов к дальнейшему развитию. 

Крупнейшей сделкой стала аренда банком «Тинькофф» офисной части комплекса «Акватория», что не только стало одной из первых предварительных сделок по аренде в последние несколько лет, но и крупнейшей сделкой по аренде за все время существования офисного рынка в Москве.



Материалы по теме

Исследования рынка

Доля IT-компаний на офисном рынке Петербурга бьет рекорды

Доля сделок с компаниями из сектора информационных и телекоммуникационных технологий достигла максимума за всю историю офисного рынка Санкт-Петербурга. Однако, возможностей для расширения компаний становится все меньше, а ставки аренды – все выше.
17.07
Исследования рынка

Офисы Петербурга: итоги I полугодия от IPG.Estate

Отдел исследований и консалтинга компании IPG.Estate подготовил обзор рынка офисной недвижимости по итогам первого полугодия 2019 г.

12.07
Исследования рынка

Когда проснется офисный рынок Москвы?

В I полугодии 2019 г. в Москве объем сделок аренды и продажи офисных площадей составил 589 тыс. кв. м, что на 11% ниже, чем за аналогичный период 2018 г.
10.07

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: Пресс-служба «Кристалл»
Проект

В Хосте откроют санаторий «Кристалл»

В Сочи впервые за 25 лет открывается новый санаторий «Кристалл», построенный с нуля.
 
15.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre