Есть ли будущее у московских таунхаусов?

Предложение проектов с таунхаусами на рынке «старой» Москвы в бизнес-, премиальном и элитном сегментах увеличилось почти в 2 раза по сравнению с 2013 г. (данные Sminex). При этом бум таунхаусов за последние шесть с половиной лет случился в 2018 г. в элитном сегменте.

12045
Таунхаусы в центре Москвы — формат, который становится все более популярным. Отдельный вход, личная кровля или собственное патио гарантируют приватность и дарят атмосферу загородной жизни в черте города.

По данным Sminex, с 2013 по 2019 гг. на рынок недвижимости «старой» Москвы вышло 7 проектов с таунхаусами в элитном сегменте, 5 — в премиальном и 7 — в бизнес-классе. Совокупная площадь в продаже в элитных проектах — около 16 000 кв. м, в премиальных — 9000 кв. м, в бизнес-классе — более 4000 кв. м.

Илья Менжунов, управляющий директор «Метриум Премиум», участник партнерской сети CBRE, связывает увеличение предложения таунхаусов с тем, что девелоперы элитной и премиальной недвижимости активно ищут новые формы продукта, которые смогут привлечь их целевую аудиторию: «Разнообразие архитектурных форм невелико, поэтому девелоперы стараются создавать больше нестандартных форматов: таунхаусы, малоэтажные комплексы, виллы. Такие объекты - весьма дорогие в силу своих размеров, но именно они могут заинтересовать целевого клиента, который наверняка имеет жилье в более привычных типах элитной жилой недвижимости».

Его позицию поддерживает Екатерина Румянцева, председатель совета директоров Kalinka Group. Она считает, что максимальное количество проектов с таунхаусами в элитном сегменте вышло в 2018 г., так как рынок был насыщен разнообразными квартирами и требовались новые форматы для привлечения клиентов и отстройки от конкурентов. «На состояние рынка также наложились ограничения по застройке части территорий. В первую очередь речь идет об объеме застройки участка, в том числе о небольшой разрешенной высотности, что как раз оптимально для таунхауса», дополняет Екатерина Румянцева.

Сколько стоят таунхаусы?

Максимальная сумма сделки по приобретению элитного таунхауса в Москве за последние 5 лет составила около 1 млрд руб. (данные Kalinka Group).

Средняя стоимость квадратного метра зависит от сегмента: в элитных проектах — 1,222 млн руб., в премиальных — 601 тыс. руб., в бизнес-классе — 251,9 тыс. руб. (данные Sminex). При этом средняя площадь таунхауса составляет 353 кв. м, 290 кв. м. и 134 кв. м. соответственно.

«В премиальном и бизнес-сегменте в большинстве комплексов изменения цен на таунхаусы по сравнению с 2018 годом нет. При этом в проектах, которые пользуются покупательским спросом, стоимость растет. Например, в премиум-квартале JAZZ на Сущевском Валу уже распродано 75% предложений с таунхаусами и дуплексами. По итогам 2018 г. цена на таунхаусы в проекте выросла в среднем на 7,5%, за I полугодие 2019 г. — на 5,8%. Например, стоимость таунхауса № 82 в начале 2018 г. составляла 69,3 млн руб., сегодня — более 81 млн руб., то есть стоимость увеличилась на 17%», — рассказывает Роман Семчишин, коммерческий директор Sminex.

Прогнозы экспертов: как будет развиваться рынок таунхаусов в бизнес-, премиальном и элитном сегментах?

Будет ли предложение таунхаусов увеличиваться, зависит от того, какие площадки в разработке у девелоперов и каково назначение участков, находящихся в продаже. Роман Семчишин отмечает, что у ряда застройщиков таунхаусы не являются основным продуктом, а дополняют основную линейку. Например, в премиум-квартале JAZZ представлено 483 лота, из них 12 — таунхаусы и дуплексы.

Екатерина Румянцева считает, что пока нельзя говорить о рынке таунхаусов в Москве — скорее, речь идет о штучных проектах.

«Интерес к таунхаусам набирает популярность как у девелоперов, так и у покупателей. Проекты, вышедшие на рынок, показывают хорошую динамику. Тем не менее в городе с многоэтажной застройкой строительство таунхаусов вряд ли приобретет массовый характер, так как для этого подойдет далеко не каждая площадка», — рассказывает Екатерина Румянцева.



Илья Менжунов поддерживает эту позицию. Он считает, что таунхаусы, виллы и модификации таких домов останутся штучным товаром, узкой нишей в высокобюджетном сегменте в силу двух обстоятельств. Во-первых, подобные объекты отличаются высокой стоимостью по сравнению с квартирами, поэтому их потенциальная аудитория ограниченна. Во-вторых, для проектирования таунхаусов и вилл требуется специфический участок, скорее всего дефицитный в Москве. Тем не менее определенную нишу на рынке такие объекты займут.
 


Материалы по теме

Экспертный анализ

Рынок таунхаусов в 2011 году: перспективы и тенденции

Переоценка формата таунхаусов во время кризиса и последующей стагнации на рынке недвижимости привела к некоторым переменам в самом формате. Закрепились новые тенденции – теперь многие поселки таунхаусов позиционируются как доступное массовому покупателю пригородное жилье.
04.07
Советы юристов

О применении Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ при продаже апартаментов, машино-мест, индивидуальных жилых домов и таунхаусов

Алексей Абрамов, Директор юридической практики КПМГ в России и СНГ, адвокат (Допущен к практике в России и США), LLM

06.03
Исследования рынка

Ленинградский проспект – «любимчик» элитных арендаторов

Район Ленинградского проспекта продолжает оставаться непререкаемым лидером на рынке высокобюджетной аренды Москвы. Причем эта локация востребована как среди иностранных арендаторов, так и среди россиян. 
29.05

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (9-15 декабря)

Первый арендатор в новом проекте Instone Development, ключевые назначения в IPG.Estate и Remain, новый регион для Azimut Hotels, продажа БЦ в «Московском шелке» и Art Plaza, а также ТЦ «Ярославский вернисаж», и новый материал из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю. 
15.12
Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre