Формат гастромаркетов быстро развивается, образуя вокруг фуд-холла гастрономическую культуру осознанного потребления. Поток посетителей растет, особенно в период кризиса, за счет оттока из более дорогих сегментов. Темп жизни также растет, и увеличивается количество гостей, которым проще питаться вне дома.
Гастромаркет не требует больших инвестиций, что привлекает стартапы и позволяет реализовывать новые концепции. Опытные рестораторы также не упускают возможность удивить посетителей и привлечь к своим проектам новых гостей. Отсутствие повторяющихся концепций позволяет побороть внутреннюю конкуренцию: в одном месте можно попробовать пекинскую утку, фалафель, блины, морепродукты, армянскую долму, бургеры и роллы с тунцом.
Популярность гастромаркетов обусловлена трендом на здоровый образ жизни. На первый план выходят продукты, относящиеся к типу Slow food, воссоздается гастрономическая культура осознанного потребления, проводятся тематические вечера, семинары о здоровой пище, а по соседству можно встретить медицинский центр, фитнес-залы и СПА.
Такое направление по-настоящему живет, пока остается модным, поэтому важно развивать гастрономическую культуру, объединяющую людей разного поколения, имеющих разные интересы и вкусовые предпочтения. Так, например, для создания гастрономической «тусовки» в Москве ключевые игроки устраивают различные мероприятия и гастрономические активности:
· кулинарная школа Джейми Оливера на «Даниловском рынке»;
· день Латинской Америки в «Экомаркете»;
· фестивали сезонных продуктов и мастер-классы от шеф-поваров («Закрома-Маркет»);
· экскурсии для иностранцев, гастрономические фестивали, кулинарные шоу («ГастроФерма»);
· литературные ужины, выставки и концерты (Eataly).
Гастромаркеты: Европа
Самые масштабные и успешные гастрономические проекты Европы появились в 2000-х на месте продовольственных рынков в исторической части крупных городов. Ключевую роль сыграли инвесторы и опытные рестораторы, воссоздавшие из заброшенных рынков целый гастрономический центр. Подобные места пользуются популярностью среди местных жителей и формируют высокий туристический поток.
Рынок Сан-Мигель (Мадрид)
Год постройки: 1916. В конце XX в. рынок на центральной площади был в аварийном состоянии и не привлекал туристов.
Год открытия гастромаркета: 2009.
Объем инвестиций: группа инвесторов вложила 20 млн евро в покупку здания, реставрацию и покупку лицензий. Реконструкция заняла 6 лет.
Площадь: 1 200 кв. м.
Количество корнеров: 33 магазина, несколько ресторанов и баров.
Гастромаркет по настоящий день остается одним из самых популярных рынков в мире.
Time Out Market Lisbon (Лиссабон)
Год открытия гастромаркета: 2014.
Объем инвестиций: 5 млн евро. Реконструкция исторического рынка Mercado da Ribeira.
Площадь: 10 000 кв. м.
Количество корнеров: 32 ресторана, 8 баров и кафе, 5 магазинов.
Посещаемость: 3 млн посетителей ежегодно.
Пилотный проект журнала Time Out в Лиссабоне оказался настолько успешным, что его прототип открылся в Нью-Йорке, Майами, Бостоне, запуск в 2019 г. запланирован в Чикаго и Монреале, в 2020 - в Дубае, Лондоне и Праге.
Borough market (Лондон)
Год открытия: 2010. Стихийный рынок расположился на берегу Темзы в Лондоне более 1 000 лет назад. Площадь: 1 600 кв. м.
Количество корнеров: более 100 прилавков со свежими фруктами, овощами, мясом, сырами, деликатесами и другими крафтовыми продуктами.
Посещаемость: более 4,5 млн посетителей ежегодно.
Гастромаркты: Москва
На текущий момент в Москве функционирует порядка 20 гастромаркетов, треть из них располагается в пределах Садового кольца, треть – в пределах Третьего транспортного кольца, треть – в пределах МКАД.
Большинство гастромаркетов расположено в центре города на месте советских рынков и заводов либо в торговых центрах.
Несмотря на разницу занимаемой площади, в гастромаркетах расположено от 20 до 40 корнеров, концепции которых практически не пересекаются.
2018 год стал рекордным по открытию гастроматркетов на рынке Москвы, когда было запущено 9 новых проектов.
Инновационные гастромаркеты прижились в центральной части города и расширяют свой горизонт. Проекты направлены как на «спальные» районы столицы, так и постепенно осваивают крупные регионы.
· Средний чек гастромаркетов в Москве: 1,2 тыс. руб.
· Трафик в выходные дни превышает 12 тыс. человек в день.
· Запуск концепции не предполагает больших инвестиционных затрат, порядка 3-4 млн руб. на корнер площадью 10 кв. м.
· Минимальный срок окупаемости в структурах ТРЦ около 2 лет; автономный проект - 6-7 лет.
· Величина арендных ставок зависит от категории арендатора и предлагаемого ему пакета услуг.
· Арендная ставка будет максимальной, если в нее входят оборудованные торговые места, а также возможность пользования производственными цехами и складскими помещениями. Зачастую в пакет включаются услуги технической службы и охраны.
Eataly
Год открытия: 2017.
Площадь: 7 500 кв. м.
Гастромаркет в Москве - франшиза известного итальянского бизнесмена Оскара Фаренетти, открывшего свой первый маркет-ресторан в Турине в 2007 г.
Проект мог стать первым гастромаркетом в России, но запуск был перенесен из-за ввода российского эмбарго.
ДЕПО
Год открытия: 2019.
Площадь: 17 000 кв. м.
Посещаемость: По загруженности гастрокластер может сравниться с Даниловским рынком: в выходные посещаемость составляет около 30 тыс. человек.
Самую большую площадь занял фуд-корт «Депо. Москва» братьев Васильчуков. Проект рестораторов охватывает 11 тыс. кв. м, на которых поместилось 75 ресторанных концепций. Остальные помещения в «Депо» заняли отдельные рестораны.
Зеленый рынок
Год открытия: 2019.
Ginza Project совместно с инвестиционной группой «Аваль» открыли первый гастромаркет в спальном районе Москвы в ТРК «Ключевой».
Площадь: 2 700 кв. м.
Инвестиции в данный проект составили более 50 млн руб. Если он окажется успешным, к 2023 г. появятся 25 рынков подобного формата. В развитие сети планируют вложить 1,5 млрд руб. К 2020 г выручка сети достигнет 8,2 млрд руб. в год.
Гастроматкеты: Санкт-Петербург
Бум запуска проектов с концепцией гастромаркета в столице нашел отражение и на рынке Петербурга. На протяжении последних нескольких лет инвесторы, собственники объектов коммерческой недвижимости неоднократно просчитывали финансовые модели запуска подобных проектов на рынке северной столицы.
Еще одним фактором, повлиявшим на интерес к данному формату, стали гастрономические фестивали, например, «О, да, еда!», интерес со стороны посетителей которых увеличивается с каждым годом. Средняя посещаемость: 35 – 40 тыс. посетителей.
В 2018 г. северную столицу посетило 8,5 млн туристов, пик сезона пришелся на 21 мая и длился 3 месяца. Сезонность потока учли ресторанные группы Italy Group и Dreamteam, которые летом 2018 г. организовали фуд-маркет на главной ресторанной улице Санкт-Петербурга. 12 корнеров Mercato Locale расположились на парковке «Владимирского пассажа». Фуд-маркет имел летний формат, и за это время его посетило 30 тыс. человек.
Ксения Дубяго, основатель проекта #ОНИПОЖРАТЬЛЮБЯТ, периодически проводит в пространстве «Севкабель Порт» рынки выходного дня. В 2019 г. впервые провели подобное мероприятие на Долгоозерном рынке.
Первый гастромаркет открылся в Санкт-Петербурге в 2019 г. Это проект розничной сети «Лосево», которая открыла свой первый монобрендовый проект подобной концепции на Петровском проспекте, где реализует продукцию собственного производства. Общая площадь гастромаркета составила 300 кв. м, половину из которых занимают кухня и кафе.
В середине 2019 г. были запущены сразу два полноценных гастромаркета: на территории реконструированного рынка и в рамках торгового центра.
Василеостровский (Андреевский) рынок
Год открытия: 2019.
Площадь: 3 000 кв. м.
Количество корнеров: 16 ресторанов и кафе. Среди них - ресторан-бургерная «Бюро», итальянское кафе Pio Nero, Easy Hummus, вьетнамское кафе Bò, кондитерская Love you so matcha.
Торговые ряды начнут работать в августе 2019 г.
City Food
Год открытия: 2019. 4-ый этаж ТРК «Сити Молл».
Количество корнеров: около 30 кафе и ресторанов среди которых «Пицца 22 см», OMO, БЮРО, «Лепим и варим», Lavanda Eclair, «Бабагануш», Tuk-Tuk, YODA Express, Chou Do, NGON, MAMO, Ikigai and wine, Mad espresso и другие.
Первый гастромаркет в рамках торгового центра в Санкт-Петербурге.
Перспективы Санкт-Петербурга
Тренд создания гастромаркетов в северной столице будет только усиливаться. При этом инвесторы и собственники коммерческой недвижимости рассматривают разные форматы развития: гастромаркет в рамках торговых центров, реконструкция бывших промышленных зданий и памятников архитектуры под гастромаркет, реконструкция старых рынков.
Создать аналог Даниловского рынка готова ресторанная группа Ginza Project, остановив свой выбор на Кузнечном, Сенном, Московском, Хасанском и Мальцевском рынках. Правительство Санкт-Петербурга заинтересовано в подобном проекте, но вопрос о реконструкции остается открытым.
В феврале 2019 г. инвестиционная компания Glorax Group приобрела на торгах здание малярной мастерской завода «Вагонмаш» на Заставской улице в Московском районе. На площади 4,5 тыс. кв. м планируется разместить фуд-холл по аналогии с Даниловским рынком. Данный проект может стать сетевым, а управлять рынком будут профессиональные рестораторы.
В 2019 г. Eat Market откроет фуд-холл в ТРЦ «Галерея». Пространство будет работать на пятом этаже комплекса и займет около 3 тыс. кв. м. Инвестиции в проект составят около 200 млн руб., реализовывать его будет Zemskiy Group. По оценкам, посещаемость фуд-холла составит от 10 тысяч человек в день.
Формат гастромаркетов имеет колоссальные перспективы развития на рынке Санкт-Петербурга.
Европейский и московский опыт показывают, что качественные проекты с проработанной концепцией могут служить сильной точкой притяжения не только жителей города, но туристов.
Темпы развития туристической инфраструктуры, формирование программ делового, событийного и познавательного туризма позволяют делать прогнозы, что туристический поток в северную столицу будет только расти.
Исследование подготовлено командой отдела исследований и консалтинга IPG.Estate