5 главных трендов на рынке ТЦ

Аналитики компании Knight Frank подвели итоги первого полугодия 2019 г. на рынке столичных торговых центров и выделили топ-5 основных трендов, под знаком которых пройдет весь год.
10652
Это рост числа торговых центров малого формата (темпы ввода ТРЦ с GLA 3-20 тыс. кв. м ускорились до 2-3 в год), торговые центры в составе транспортно-пересадочных узлов (почти половина проектов до 2022 г. заявлена в составе ТПУ), разумное потребление, которое привело к росту числа проектов аутлетов (до 2020 г. заявлено 3 масштабных проекта с GLA 52 тыс. кв. м), реконцепция в ряде крупнейших объектов с акцентом на развлекательной составляющей и общепите (более 10 торговых центров Москвы) и активное развитие ретейлерами новых инновационных концепций и кросс-форматных проектов.

Малые торговые центры

• С начала 2018 г. аналитиками Knight Frank отмечается активность девелопмента торговых центров малых форматов: ежеквартально в Москве открываются по 2-4 новых торговых центра c GLA 3-20 тыс. кв. м. Так, в 2018 г. были открыты такие малые ТЦ, как ТЦ «Дизайн Молл» (GLA – 11 000 кв. м), ТЦ Metromall (GLA – 10 586 кв. м), ТЦ «Краснопрудный» (GLA – 9 899 кв. м), а в 2019 г. – ТЦ «Галеон» (GLA – 14 000 кв. м), ТЦ «Багратионовский» (GLA – 4 700 кв. м), ТЦ «Моя Ветка» (GLA – 3 875 кв. м).

• Проекты районных торговых центров, анонсированных к вводу, представлены следующими объектами: торговый центр на ул. Авиаконструктора Миля общей площадью 11 000 кв. м по соседству с действующим ТЦ «Миля», торговый центр в ЖК «Ленинский 38» арендопригодной площадью 10 000 кв. м, открытие которого планируется в 2021 г. Введен в эксплуатацию долгострой на Кронштадтском бульваре – ТЦ «Гавань» (GLA – 18 200 кв. м), однако арендная кампания на объекте еще продолжается.

• По мнению аналитиков Knight Frank, популярность формата обусловлена тем, что потребители в условиях экономии временного ресурса все чаще отдают предпочтение торговым объектам в локации проживания, что прямым образом влияет на экономическую привлекательность формата: небольшой ТЦ обладает более быстрой окупаемостью проекта по сравнению с крупными торговыми объектами. Концепция небольшого торгового центра, нацеленная на удовлетворение потребностей аудитории в пешеходной доступности, способна предложить многопрофильную комфортную среду для проведения досуга, шопинга и развлечений. В сложившихся рыночных условиях данный формат будет дальше набирать популярность как у девелоперов, так и у потребителей, тем самым создавая конкуренцию крупным торговым центрам с устаревающей концепцией, ориентированной только на шоппинг.

ТРЦ в составе ТПУ

• Помимо community-центров новое предложение столицы в ближайшие годы будет сформировано в том числе за счет торговых площадей, реализуемых на базе ТПУ. Для части проектов город привлекает инвесторов через торги, часть – готов брать в самостоятельную работу. На сегодняшний день инвесторы приняли участие в проектах 15 транспортно-пересадочных узлов, в большинстве из которых заложена торговая функция. Анонсировано строительство торговых центров в составе следующих ТПУ: «Выхино» (GLA – 70 тыс. кв. м), «Селигерская» (GBA – 145 тыс. кв. м) и «Парк Победы» (GBA – 237 тыс. кв. м) – девелопером «Ташир», ТПУ «Щелковская» (GBA – 137 тыс. кв. м) – девелопером «Киевская площадь», ТПУ «Ботанический сад», ТРЦ «Ботаника Молл» (GLA – 27 тыс. кв. м), ТПУ «Ховрино» (GBA – 25 тыс. кв. м). Также аффилированной структурой компании «Киевская площадь» подана заявка на инвестиционный пакет по ТПУ «Нагатинская». Сроки реализации заявленных проектов намечены на 2019–2022 гг. 

Аутлеты  

• Изменение потребительских предпочтений с трендом на разумное потребление оказало значительное влияние на развитие девелопмента в формате аутлет-центров. Так, до конца 2019 г. к открытию запланировано сразу два аутлет-центра на Новорижском шоссе: The Outlet Moscow люксового ценового сегмента и Novaya Riga Outlet Village премиального сегмента, а также в начале 2020 г. планируется открытие аутлет-центра Vnukovo Premium Outlet на Киевском шоссе. К тому же стоит отметить, что в I квартале 2019 г. открылся ТРЦ XL Family Outlet – проект реконцепции ТРЦ XL на Ярославском шоссе. 



Реконцепция

• Аналитики Knight Frank отмечают, что продолжается кампания крупнейших девелоперов по реновации существующих торговых объектов с целью продления «срока жизни» своих проектов и привлечения новых потребителей: девелопер Crocus Group приступил к реновации ТРЦ «Vegas Каширское шоссе», ФПК «Гарант-Инвест» проводит реконцепцию ТРК «Перово Молл», приобретенного в декабре 2018 г., ГК «Ташир» до конца года планирует закончить работы по ротации арендаторов в ТРЦ «РИО» на Дмитровском шоссе, Fort Group проводит комплексную реновацию ТРЦ «Золотой Вавилон», заканчивается реновация московских торговых центров «МЕГА», до конца лета планируется открытие проекта редевелопмента от ADG Group – кинотеатра «Ангара», анонсирована реконструкция СК «Олимпийский» компанией «Киевская площадь» (в составе обновленного объекта планируется торговый центр). 



• По словам Евгении Хакбердиевой, директора департамента торговой недвижимости компании Knight Frank, улучшение качественных характеристик торговых центров является ответом девелоперов на изменившиеся запросы со стороны посетителей – современному потребителю не интересно посещать торговый центр только с целью «купить», ведь это проще сделать не выходя из дома, благодаря онлайн-магазинам и маркетплейсам. Покупатель ищет не только товар, но и нематериальный потенциал локации: впечатления, положительные эмоции, возможности саморазвития. По этой причине ключевым акцентом реновации является расширение и наполнение различными форматами зон общественного питания и развлечений, в отдельных объектах проводится масштабная ротация арендаторов. Помимо вышеперечисленного, внимание уделяется таким деталям, как освещение, благоустройство и декорирование зон общего пользования, создание дополнительных общественных пространств – лаунж-зон и зон для проведения мероприятий различного характера (мастер-классы, лектории, фестивали, театральные постановки и т.п.). Так, в ТРЦ «Афимолл» анонсирован фестиваль актуального искусства, включая театральные постановки, в ТРЦ «Авиапарк» второй год подряд на территории паркинга проводится глэмпинг с палатками и бассейном, в ЦДМ представлен концепт молодежного пространства: магазины street-fashion, универмаг «Хлебный», 21shop. 

Новые форматы магазинов 

• В свою очередь ретейлеры, как отмечают аналитики Knight Frank, открываются в новом концептуальном дизайне, расширяют ассортимент. Компания Leroy Merlin открыла два новых формата магазина: первый – с творческой мастерской «Фабрика идей» на территории «ЗиЛ» площадью 1 400 кв. м, с фокусом на инновации, в т.ч. технологии виртуальной реальности, сервис, эксперименты. Второй формат сети – «городской супермаркет» в ТРЦ Columbus площадью 1 200 кв. м. IKEA запустила первый магазин в черте города – Probnik площадью 7,7 тыс. кв. м в ТРЦ «Авиапарк». Тренд на сокращение площадей гипермаркетов закрепляется и благодаря адаптации ретейлерами кросс-форматных проектов. Например, на территории гипермаркетов «Карусель» заработают зоны мебели и товаров для дома Hoff в формате shop-in-shop, первый кросс-форматный объект появиться на Новорижском шоссе, а гипермаркеты «Окей» будут делить площадь с торговыми точками «Фамилия».  
 


иГРОКИ РЫНКА

NF Group

Хакбердиева Евгения

Консалтинг и брокеридж

NF Group

Материалы по теме

Экспертный анализ

Ротация арендаторов в торговых коридорах Москвы достигла 2-летнего минимума

Во 2-м квартале 2019 г. изменения коснулись 5% помещений центрального стрит-ретейла Москвы, что является минимальным значением с середины 2017 г., свидетельствуют данные компании JLL. По сравнению с предыдущим кварталом показатель уменьшился на 2,7 п.п.
20.08
Рейтинг

Рейтинг кластеров Москвы по обеспеченности торговыми центрами на 2020 год

Геомаркетологи и аналитики компании RRG рассчитали перспективную обеспеченность Москвы торговыми площадями на 2020 год. Наименьшей обеспеченностью в сегменте концептуальных торговых центров характеризуются мегакластеры Щелковский и Шоссе Энтузиастов.
23.07
Экспертный анализ

Москва ждет новых торговых площадей

По итогам 2019 г. в Москве планируется ввод 520 тыс. кв. м качественных торговых площадей, включая 120 тыс. кв. м развлекательной части тематического парка «Остров мечты».
06.05

журнал CRE 2(447)

Март
Пакуют все: какие новые продукты выйдут на рынок коллективных инвестиций? Доходность депозитов в России всё ещё высока, конкуренция между управляющими ЗПИФ компаниями – всё жёстче. Удастся ли убедить «частников» в них вкладываться, и вообще изменить отношение к исторически непонятной и сложной для них commercial real estate? Высокие отношения: насколько вероятна так называемая деградация девелопмента?    За МКАДом жизнь есть: «великий офисный исход» за МКАД прогнозировался ещё двадца...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (24-30 марта)

Об упаковке квартир в ЗПИФы, новом ТЦ в Восточном Бирюлеве, офисах Аэрофлота и Лукойла, гибких проектах Aspace и AFI, крупной складской сделке в Татарстане, масштабном проекте в Анапе и новых офисах от А101, а также о том, что обсуждалось на Office & Development Brunch 2025 - в нашей традиционной подборке.
30.03
Источник: CRE
События

Office & Development Brunch 2025: "Конечникам" везде у нас дорога, инвесторам всегда у нас доход!

20 марта в Москве состоялась ежегодная встреча, посвященная офисному рынку. Ведущие девелоперы, консультанты и эксперты затронули общие тренды рынка, дали аналитику и порассуждали о портрете покупателя. Мы, журналисты, всегда любим говорить о новой реальности или нормальности, но дискуссия показала, что рынок действительно поменялся, и даже глубже, чем мы себе представляли. И в то же время есть маркеры, которые говорят о движении в обратную сторону - сторону аренды этажами и блоками (то, как всегда представляли профессиональный рынок). Причем это даже без учета возможного возвращения международных компаний. Просто в мелкую нарезку с высокими доходами уже поиграли, а клиенту теперь снова нужно, как было, только современнее, сервиснее и зеленее. Девелопмент, фокус на который казался определяющим (КРТ, МПТ и прочее), на самом деле тоже зависим от человека и от "Рынка" (именно так, с большой буквы и в несколько мистическом понимании), поэтому тезис "всё не будет как прежде уже никогда" конечно же имеет место быть, но ни отдельные проекты, ни компании, ни десятки девелоперов жилья для этого рынка уже не становятся определяющими.  
 
Полное видео ТУТ. Фотоотчет ЗДЕСЬ.
26.03
Источник: Union Brokers
Сделка

Union Brokers сдала склад в Татарстане

«Биек Тау» - складской парк в Татарстане – принял нового арендатора.
 
27.03
Источник: CRE
Аукцион

БЦ Pulkovo Sky готовы отдать за 4 млрд рублей

Торги по продаже бизнес-центра класса А площадью 50 тыс. кв. м пройдут 28 мая в форме голландского аукциона (на понижение). Начальная цена - 5,56 млрд, минимальная - 4,06 млрд рублей.
28.03
Источник: cre.ru
Проект

Южный порт прирастет офисами

Более 350 тыс. кв. м офисной недвижимости будет построено в Южном порту.
 
27.03
Источник: «А101»
Проект

«А101» начала продавать офисы в третьей очереди «Прокшино»

На рынок выведена следующая очередь бизнес-квартала «Прокшино». 
 
26.03
Источник: CRE
Проект

Hutton получил площадку под Light Industrial

Девелопер планирует построить промышленный технопарк на участке площадью 0,86га в Новокосине.
27.03

подпишись НА эксклюзивные новости cre