5 главных трендов на рынке ТЦ

Аналитики компании Knight Frank подвели итоги первого полугодия 2019 г. на рынке столичных торговых центров и выделили топ-5 основных трендов, под знаком которых пройдет весь год.
10680
Это рост числа торговых центров малого формата (темпы ввода ТРЦ с GLA 3-20 тыс. кв. м ускорились до 2-3 в год), торговые центры в составе транспортно-пересадочных узлов (почти половина проектов до 2022 г. заявлена в составе ТПУ), разумное потребление, которое привело к росту числа проектов аутлетов (до 2020 г. заявлено 3 масштабных проекта с GLA 52 тыс. кв. м), реконцепция в ряде крупнейших объектов с акцентом на развлекательной составляющей и общепите (более 10 торговых центров Москвы) и активное развитие ретейлерами новых инновационных концепций и кросс-форматных проектов.

Малые торговые центры

• С начала 2018 г. аналитиками Knight Frank отмечается активность девелопмента торговых центров малых форматов: ежеквартально в Москве открываются по 2-4 новых торговых центра c GLA 3-20 тыс. кв. м. Так, в 2018 г. были открыты такие малые ТЦ, как ТЦ «Дизайн Молл» (GLA – 11 000 кв. м), ТЦ Metromall (GLA – 10 586 кв. м), ТЦ «Краснопрудный» (GLA – 9 899 кв. м), а в 2019 г. – ТЦ «Галеон» (GLA – 14 000 кв. м), ТЦ «Багратионовский» (GLA – 4 700 кв. м), ТЦ «Моя Ветка» (GLA – 3 875 кв. м).

• Проекты районных торговых центров, анонсированных к вводу, представлены следующими объектами: торговый центр на ул. Авиаконструктора Миля общей площадью 11 000 кв. м по соседству с действующим ТЦ «Миля», торговый центр в ЖК «Ленинский 38» арендопригодной площадью 10 000 кв. м, открытие которого планируется в 2021 г. Введен в эксплуатацию долгострой на Кронштадтском бульваре – ТЦ «Гавань» (GLA – 18 200 кв. м), однако арендная кампания на объекте еще продолжается.

• По мнению аналитиков Knight Frank, популярность формата обусловлена тем, что потребители в условиях экономии временного ресурса все чаще отдают предпочтение торговым объектам в локации проживания, что прямым образом влияет на экономическую привлекательность формата: небольшой ТЦ обладает более быстрой окупаемостью проекта по сравнению с крупными торговыми объектами. Концепция небольшого торгового центра, нацеленная на удовлетворение потребностей аудитории в пешеходной доступности, способна предложить многопрофильную комфортную среду для проведения досуга, шопинга и развлечений. В сложившихся рыночных условиях данный формат будет дальше набирать популярность как у девелоперов, так и у потребителей, тем самым создавая конкуренцию крупным торговым центрам с устаревающей концепцией, ориентированной только на шоппинг.

ТРЦ в составе ТПУ

• Помимо community-центров новое предложение столицы в ближайшие годы будет сформировано в том числе за счет торговых площадей, реализуемых на базе ТПУ. Для части проектов город привлекает инвесторов через торги, часть – готов брать в самостоятельную работу. На сегодняшний день инвесторы приняли участие в проектах 15 транспортно-пересадочных узлов, в большинстве из которых заложена торговая функция. Анонсировано строительство торговых центров в составе следующих ТПУ: «Выхино» (GLA – 70 тыс. кв. м), «Селигерская» (GBA – 145 тыс. кв. м) и «Парк Победы» (GBA – 237 тыс. кв. м) – девелопером «Ташир», ТПУ «Щелковская» (GBA – 137 тыс. кв. м) – девелопером «Киевская площадь», ТПУ «Ботанический сад», ТРЦ «Ботаника Молл» (GLA – 27 тыс. кв. м), ТПУ «Ховрино» (GBA – 25 тыс. кв. м). Также аффилированной структурой компании «Киевская площадь» подана заявка на инвестиционный пакет по ТПУ «Нагатинская». Сроки реализации заявленных проектов намечены на 2019–2022 гг. 

Аутлеты  

• Изменение потребительских предпочтений с трендом на разумное потребление оказало значительное влияние на развитие девелопмента в формате аутлет-центров. Так, до конца 2019 г. к открытию запланировано сразу два аутлет-центра на Новорижском шоссе: The Outlet Moscow люксового ценового сегмента и Novaya Riga Outlet Village премиального сегмента, а также в начале 2020 г. планируется открытие аутлет-центра Vnukovo Premium Outlet на Киевском шоссе. К тому же стоит отметить, что в I квартале 2019 г. открылся ТРЦ XL Family Outlet – проект реконцепции ТРЦ XL на Ярославском шоссе. 



Реконцепция

• Аналитики Knight Frank отмечают, что продолжается кампания крупнейших девелоперов по реновации существующих торговых объектов с целью продления «срока жизни» своих проектов и привлечения новых потребителей: девелопер Crocus Group приступил к реновации ТРЦ «Vegas Каширское шоссе», ФПК «Гарант-Инвест» проводит реконцепцию ТРК «Перово Молл», приобретенного в декабре 2018 г., ГК «Ташир» до конца года планирует закончить работы по ротации арендаторов в ТРЦ «РИО» на Дмитровском шоссе, Fort Group проводит комплексную реновацию ТРЦ «Золотой Вавилон», заканчивается реновация московских торговых центров «МЕГА», до конца лета планируется открытие проекта редевелопмента от ADG Group – кинотеатра «Ангара», анонсирована реконструкция СК «Олимпийский» компанией «Киевская площадь» (в составе обновленного объекта планируется торговый центр). 



• По словам Евгении Хакбердиевой, директора департамента торговой недвижимости компании Knight Frank, улучшение качественных характеристик торговых центров является ответом девелоперов на изменившиеся запросы со стороны посетителей – современному потребителю не интересно посещать торговый центр только с целью «купить», ведь это проще сделать не выходя из дома, благодаря онлайн-магазинам и маркетплейсам. Покупатель ищет не только товар, но и нематериальный потенциал локации: впечатления, положительные эмоции, возможности саморазвития. По этой причине ключевым акцентом реновации является расширение и наполнение различными форматами зон общественного питания и развлечений, в отдельных объектах проводится масштабная ротация арендаторов. Помимо вышеперечисленного, внимание уделяется таким деталям, как освещение, благоустройство и декорирование зон общего пользования, создание дополнительных общественных пространств – лаунж-зон и зон для проведения мероприятий различного характера (мастер-классы, лектории, фестивали, театральные постановки и т.п.). Так, в ТРЦ «Афимолл» анонсирован фестиваль актуального искусства, включая театральные постановки, в ТРЦ «Авиапарк» второй год подряд на территории паркинга проводится глэмпинг с палатками и бассейном, в ЦДМ представлен концепт молодежного пространства: магазины street-fashion, универмаг «Хлебный», 21shop. 

Новые форматы магазинов 

• В свою очередь ретейлеры, как отмечают аналитики Knight Frank, открываются в новом концептуальном дизайне, расширяют ассортимент. Компания Leroy Merlin открыла два новых формата магазина: первый – с творческой мастерской «Фабрика идей» на территории «ЗиЛ» площадью 1 400 кв. м, с фокусом на инновации, в т.ч. технологии виртуальной реальности, сервис, эксперименты. Второй формат сети – «городской супермаркет» в ТРЦ Columbus площадью 1 200 кв. м. IKEA запустила первый магазин в черте города – Probnik площадью 7,7 тыс. кв. м в ТРЦ «Авиапарк». Тренд на сокращение площадей гипермаркетов закрепляется и благодаря адаптации ретейлерами кросс-форматных проектов. Например, на территории гипермаркетов «Карусель» заработают зоны мебели и товаров для дома Hoff в формате shop-in-shop, первый кросс-форматный объект появиться на Новорижском шоссе, а гипермаркеты «Окей» будут делить площадь с торговыми точками «Фамилия».  
 


иГРОКИ РЫНКА

NF Group

Хакбердиева Евгения

Консалтинг и брокеридж

NF Group

Материалы по теме

Экспертный анализ

Ротация арендаторов в торговых коридорах Москвы достигла 2-летнего минимума

Во 2-м квартале 2019 г. изменения коснулись 5% помещений центрального стрит-ретейла Москвы, что является минимальным значением с середины 2017 г., свидетельствуют данные компании JLL. По сравнению с предыдущим кварталом показатель уменьшился на 2,7 п.п.
20.08
Рейтинг

Рейтинг кластеров Москвы по обеспеченности торговыми центрами на 2020 год

Геомаркетологи и аналитики компании RRG рассчитали перспективную обеспеченность Москвы торговыми площадями на 2020 год. Наименьшей обеспеченностью в сегменте концептуальных торговых центров характеризуются мегакластеры Щелковский и Шоссе Энтузиастов.
23.07
Экспертный анализ

Москва ждет новых торговых площадей

По итогам 2019 г. в Москве планируется ввод 520 тыс. кв. м качественных торговых площадей, включая 120 тыс. кв. м развлекательной части тематического парка «Остров мечты».
06.05

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: Пресс-служба «Кристалл»
Проект

В Хосте откроют санаторий «Кристалл»

В Сочи впервые за 25 лет открывается новый санаторий «Кристалл», построенный с нуля.
 
15.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre