Снижение ротации в первую очередь связано с уменьшением количества новых арендаторов, число которых сократилось на 29% по сравнению с 1-м кварталом.
Больше всего снизился объем открытий среди операторов банков и услуг (в четыре раза), в сегменте красоты и здоровья (на 50%) и среди заведений общественного питания (на 25%).
Наименьшее количество изменений за прошедшие три месяца было отмечено на ресторанных улицах: уровень ротации на них составил 3,6%. Стоит отметить, что низкая ротация на ресторанных улицах в том числе вызвана тем, что заведения общественного питания во 2-м квартале открывались в основном на улицах без ярко выраженного ведущего профиля: лишь 33% выбрали уже сложившиеся коридоры. Для сравнения: за предыдущий год аналогичный показатель был равен в среднем 50%.
Больше всего снизился объем открытий среди операторов банков и услуг (в четыре раза), в сегменте красоты и здоровья (на 50%) и среди заведений общественного питания (на 25%).
Наименьшее количество изменений за прошедшие три месяца было отмечено на ресторанных улицах: уровень ротации на них составил 3,6%. Стоит отметить, что низкая ротация на ресторанных улицах в том числе вызвана тем, что заведения общественного питания во 2-м квартале открывались в основном на улицах без ярко выраженного ведущего профиля: лишь 33% выбрали уже сложившиеся коридоры. Для сравнения: за предыдущий год аналогичный показатель был равен в среднем 50%.
«Большое количество открытий заведений общественного питания на непрофильных улицах вызвано, прежде всего, довольно высокими арендными ставками в традиционных ресторанных локациях. Из-за большого спроса и ограниченного предложения на таких улицах (вакантность на них последние два года в среднем на 3,5 п.п. ниже, чем на остальных), средние запрашиваемые ставки аренды, например, на Никольской или Патриарших прудах составляют от 110 до 150 тыс. руб. за кв. м в год. В отдельных случаях ценник может достигать и 200 тыс. руб. за кв. м в год. В результате арендаторы выбирают улицы с высоким трафиком, но более низкими ставками», – комментирует Екатерина Подлесных, руководитель отдела стрит-ритейла компании JLL в Москве.
Заведения общественного питания традиционно лидируют в структуре новых арендаторов стрит-ретейла Москвы. Среди новичков ресторанного сегмента в центральных торговых коридорах столицы можно назвать L`Apero и Lure Me на Патриарших прудах, ресторан Krombacher, который заменил «Якорь» на 1-й Тверской-Ямской, Belka Gastro Bar открывшийся на Петровке, а также ряд кафе, в том числе «Брусника», на Садовом кольце.
На 2-е место по числу открытий вышли продуктовые супермаркеты, в первую очередь за счет расширения сети «ВкусВилл» и появления новых магазинов на Садовом кольце, Тверской и Большой Никитской улицах.
Высокая активность рестораторов и продуктовых операторов способствовала снижению вакантности во 2-м квартале 2019 г. К концу июня доля свободных площадей составила 10,2%, уменьшившись на 0,3 п.п по сравнению с мартом. Однако в целом по итогам полугодия показатель вырос на 2 п.п. по сравнению с концом 2018 г., что было вызвано в первую очередь освобождением помещений на Садовом кольце и Новом Арбате в первые месяцы года.