Доля инвестиций в гостиницы выросла почти на 20%

В 2019 году интерес инвесторов к торговым объектам заметно снизился, при этом возросла доля инвестиций в офисную, гостиничную и складскую недвижимость. По данным исследования PwC, инвесторы в России предпочитают вести деятельность на отечественном рынке и не планируют выходить в новые сегменты.
8702
Инвестиционная привлекательность российского рынка продолжает сохранять зависимость от внешнеэкономической и политической ситуации, однако ситуация начинает смягчаться: по состоянию на конец I полугодия 2019 г. общий объем инвестиций в рынок составил 818 млн долл. США (данные RCA), что на 24% больше аналогичного показателя предыдущего года. Из них 47% пришлись на офисный сегмент, 13% на торговую недвижимость, 24% на гостиничный сегмент и 16% на складскую недвижимость.

Тем не менее, по результатам европейского исследования PwC Emerging Trends 2020 Europe Москва опустилась на одну строчку в рейтинге инвестиционно-привлекательных городов, пропустив вперед Стамбул и заняв 31 место. Среди причин – холодный инвестиционный климат вследствие санкций и политической нестабильности, а также нестабильность российского рубля: в России могут состояться интересные сделки, однако их закрытие остается проблематичным из-а повышенного валютного риска, предотвращение которого может быть слишком затратным для инвестора.

Согласно опросу респондентов, наибольшую активность в России среди иностранных инвесторов сегодня демонстрирует Азия (50% голосов) и Ближний восток (25%). Также респонденты отмечают некоторую активность со стороны глобальных инвесторов и со стороны стран СНГ. 65% респондентов уверены, что в 2020 году количество зарубежных инвесторов останется прежним.

При этом сами российские игроки рынка не смотрят активно на рынок зарубежной недвижимости – лишь 12% считают зарубежные рынки альтернативным инструментом инвестирования, большинство предпочитает сохранять свою деятельность на отечественном рынке. Среди возможных причин – адекватное восприятие российских реалий и умение подстраиваться под быстро меняющиеся условия российской экономики.



В 2019 году можно отметить интересную тенденцию роста инвестиций в сегмент гостиничной недвижимости и снижение инвестиционного интереса к торговым объектам: если в 2018 году на долю гостиничного сегмента пришлось 5% от общего объема инвестиций, то по состоянию на конец первого полугодия 2019 года эта доля составила уже 24%.

В торговой недвижимости аналогичные показатели наоборот снизились с 37% до 13%.

Приоритетными направлениями тем не менее остаются жилой, офисный и складской сегменты, причем офисный сегмент лидирует в общем объеме инвестиций несколько лет подряд.



Согласно проведенному опросу подавляющее большинство респондентов не планируют ни выходить на рынки иных сегментов, кроме разовых, инвестиционно привлекательных проектов, не относящихся к основному сегменту, ни менять свой профиль деятельности – каждый чувствует себя достаточно комфортно в своей нише. Тем не менее, 12% высказались, что они собираются выйти на рынок жилой недвижимости, а наиболее коммерчески интересным классом для девелопмента назвали комфорт класс (495 респондентов). Также респонденты отметили, что рынок жилой недвижимости является одним из наиболее сложных для участия из-за высоких барьеров входа на него по причине сложностей с финансированием.


Большая часть респондентов выбрала основным направлением деятельности в 2020 году запуск новых девелоперских проектов (20%).

Меньше всего игроки рынка оказались заинтересованы в сделках слияния и поглощения и выходе на IPO (менее 1% на каждый вариант). Также практически никто из респондентов не собирается уходить с российского рынка несмотря на общие настроение инвестиционного климата.

Интересно отметить, что 2 года назад респонденты больше акцентировались на приобретении готовых объектов (20% в опросе 2017 года), а на запуск собственных новых проектов отводилась меньшая роль (11% в опросе 2017 года). В текущем опросе результаты полярно обратные – игроки предпочитают строить сами объекты.

Интерес к готовым объектам показал неожиданный спад интереса – с 64% в 2017 году до 25% в текущем; при этом земельные участки без улучшений, напротив, демонстрируют повышенный интерес со стороны респондентов – 69% опрошенных выбрали данную стадию как наиболее привлекательную. Особенно данный тренд касается крупных девелоперов жилой недвижимости – при реализации проектов им интереснее работать с участками, для которых еще не утверждены технико-экономические параметры.

Ставки капитализации и доходность

В 2018 году 32% респондентов ожидали снижение ставок капитализации в 2019 году, однако динамика года не показала серьезных изменений в показателе.

Согласно опросу текущего года 58% респондентов выражают уверенность, что в 2020 году ставки капитализации также останутся на прежнем уровне, а 33% ожидают снижения.

При этом наибольшее снижение ожидается для торговой недвижимости – 39% опрошенных.



8,5–11% средний диапазон ставок капитализации для качественных объектов в Москве, сданных по рыночным ставкам аренды.




Половина опрошенных сообщила, что их показатель доходности не показал существенных изменений в сравнении с прошлым годом, а 60% выразили уверенность, что данная тенденция сохранится и в следующем году. При этом респонденты настроены оптимистично – только 11% ожидают падения доходности в 2020 году.

Среди респондентов, чья доходность по результатам 2019 года выросла, лидируют девелоперы торговой и жилой недвижимости, а также инвестиционные фонды.



Коммерческая недвижимость продолжает оставаться одним из наиболее привлекательных инструментов инвестирования с целью получения инвестиционного дохода при умеренных рисках.

Основные барьеры входа для иностранных инвесторов – повышенная нестабильность политического климата. Российский рынок продолжает восстанавливаться, а в сравнении с европейскими ему присуща более высокая премия инвесторам: если условная доходность инвестиций в московский рынок качественной офисной недвижимости находится на уровне 10%, то в Европе аналогичный показатель находится на уровне 3-6%.

При общей стабилизации страновых и политических рисков российский рынок может ожидать возвращения зарубежных инвесторов на рынок.

Знаковые сделки в 2019 YTD?



Материалы по теме

Исследования рынка

Как изменится макроэкономическая ситуация в 2020 году

PwC в России представили результаты опроса, посвященного рынку российской недвижимости.
05.12
Исследования рынка

Инвестиции в России: итоги 2019 года и прогноз на 2020 год от CBRE

Компания CBRE подвела итоги 2019 года на инвестиционном рынке России, проанализировала основные тенденции, а также определила перспективы наступающего 2020 года.
09.12
Исследования рынка

Инвестиции в недвижимость России достигнут 280 млрд руб. в 2019 году

Аналитики Knight Frank подвели предварительные итоги 2019 года на рынке инвестиций в недвижимость Москвы и регионов России и подготовили прогноз на 2020 год.
27.11

журнал CRE 7(441)

Июль
Вышел из печати CRE №7 (441) Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Читайте в номере: АКТУАЛЬНО Ушли в коммерцию: перейдут ли инвесторы из жилой недвижимости в коммерческую? Эксперты журнала ожидают возвращения интереса к коммерческой недвижимости у игроков рынка, однако подчеркивают, что процесс этот не будет слишком активным. ТЕМА НОМЕРА Это моя поляна: как укрупнение сегмента девелопмента влияет на отрасль и отдельные ее направления. УПРАВЛЕНИЕ ...

Популярное

Источник: Kanzler
Экспертный анализ

Кодовое слово: как менялся дресс-код на рынке недвижимости

Лето-2024 стало одним из самых жарких в истории наблюдений, и семь из десяти компаний Москвы и Подмосковья, по данным SuperJob, смягчили дресс-код. При этом, многие сотрудники российских бизнесов поддерживают соблюдение стандартов даже летом: 36% опрошенных «Авито» считают, что носить прозрачную одежду на работе категорически нельзя, 31% против ношения маек, кроп-топов и «вещей с оголённой талией», 29% — шорт, но только на мужчинах. Ещё 26% не радуют тапочки или сланцы коллег, 22% респондентов-женщин – глубокие декольте, и только 31% респондентов не раздражает ничего. Ведущие эксперты российского рынка недвижимости, ритейла, логистики и индустрии гостеприимства вспомнили для CRE, как менялся дресс-код в отрасли за тридцать лет, и поделились, что можно, а что нельзя в их офисах и вне офисов (но в рабочее время) сегодня.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
22.07
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (15-21 июля)

Готовящаяся сделка Radius Group и Ozon, новый крупный склад под Уфой, новости Accent Capital, O1 Properties и У Aspace, блины в красноярской «Планете», крупные складские сделки в Петербурге и Москве, ход работ в Stone Ленинский, а также новая статья из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке. 
21.07
Источник: SOK
Экспертный анализ

Наденьте это немедленно

38% сотрудников российских компаний всегда придерживаются правил дресс-кода, хотя он их и раздражает. 35% нарушали их, но очень редко, а 40% считают важным соблюдение дресс-кода в офисах в принципе. CRE продолжает серию летних публикаций о том, как менялся дресс-код на рынке недвижимости, в ритейле, логистике, индустрии гостеприимства и смежных сегментах.

Продолжение. Начало - здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
23.07
Источник: cre.ru
Проект

«Гранель» построит склад для Ozon

Ozon займет склад, который построит «Гранель» в Новой Москве.
 
22.07
Источник: Пресс-служба Business Club
Игроки рынка

Business Club построит премиальный БЦ на Ходынке

Business Club презентовал бизнес-центр нового формата.

24.07
Источник: Pridex
Открытие

Штаб-квартира «Уральской Стали» переехала на Пресню

Головной офис одного из лидеров металлургического рынка площадью 4 тыс. кв. м реализован компанией Pridex на территории бывшего лакокрасочного завода братьев Мамонтовых.
23.07
Источник: CRE
Открытие

YoBody Fitness пришел на ЗИЛ

Фитнес займет свыше 1 900 кв. м в ТРЦ ЗУМ. 
22.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre