В Санкт-Петербурге на ноябрь 2019 г. функционируют и экспонируются на рынке аренды семь апарт-отелей, согласно данным исследования компании Colliers International. Суммарное количество номеров в них составляет около 4 тысяч.
Доля апартаментов сервисного формата в общем объеме строящихся проектов в Петербурге составила 83%, или 496 тыс. кв. м. Основным отличием сервисных проектов от несервисных является наличие внутренней инфраструктуры и набора услуг, схожих с гостиничными. При этом сервисные апартаменты выступают инвестиционным продуктом с разными программами доходности. Стоит отметить, что именно Санкт-Петербург является в этом смысле передовым регионом, потому как в других российских городах в большинстве своем апартаменты представляют собой псевдожилье — квартиры с нежилым статусом по документации. К примеру, в Москве доля сервисных апартаментов на первичном рынке не превышает 8%
За одиннадцать месяцев 2019 г. рынок пополнился на три новых проекта и две очереди в уже строящихся сервисных апарт-комплексах общим количеством 9 074 номеров, что в три с половиной раза больше, чем в новых проектах 2018 г. Среднее количество номеров в комплексах, вышедших на рынок в Петербурге в 2019 г., составляет 1 500 номеров, тогда как в 2018 г. этот показатель был 317 апартаментов.
К концу 2020 года номерной фонд апарт-отелей сервисного формата в операционной стадии вырастет до 7 330 номеров, что является существенным объемом по сравнению с рынком классических гостиниц категорий «три звезды» и «четыре звезды». В суммарной величине номерного фонда данных гостиниц, который в 2020 г. достигнет 18 940 номеров, доля сервисных апартаментов будет на уровне 28%. К 2023 г. сегмент сервисных апартаментов пополнится еще на 20,3 тыс. юнитов и достигнет 23,9 тыс., что на 15% превысит номерной фонд гостиниц категории три и четыре звезды.: на этапе строительства находятся еще 20 комплексов.
Доля апартаментов сервисного формата в общем объеме строящихся проектов в Петербурге составила 83%, или 496 тыс. кв. м. Основным отличием сервисных проектов от несервисных является наличие внутренней инфраструктуры и набора услуг, схожих с гостиничными. При этом сервисные апартаменты выступают инвестиционным продуктом с разными программами доходности. Стоит отметить, что именно Санкт-Петербург является в этом смысле передовым регионом, потому как в других российских городах в большинстве своем апартаменты представляют собой псевдожилье — квартиры с нежилым статусом по документации. К примеру, в Москве доля сервисных апартаментов на первичном рынке не превышает 8%
За одиннадцать месяцев 2019 г. рынок пополнился на три новых проекта и две очереди в уже строящихся сервисных апарт-комплексах общим количеством 9 074 номеров, что в три с половиной раза больше, чем в новых проектах 2018 г. Среднее количество номеров в комплексах, вышедших на рынок в Петербурге в 2019 г., составляет 1 500 номеров, тогда как в 2018 г. этот показатель был 317 апартаментов.
К концу 2020 года номерной фонд апарт-отелей сервисного формата в операционной стадии вырастет до 7 330 номеров, что является существенным объемом по сравнению с рынком классических гостиниц категорий «три звезды» и «четыре звезды». В суммарной величине номерного фонда данных гостиниц, который в 2020 г. достигнет 18 940 номеров, доля сервисных апартаментов будет на уровне 28%. К 2023 г. сегмент сервисных апартаментов пополнится еще на 20,3 тыс. юнитов и достигнет 23,9 тыс., что на 15% превысит номерной фонд гостиниц категории три и четыре звезды.: на этапе строительства находятся еще 20 комплексов.
«Соответственно меняются и концепция, стратегия продвижения. В таких крупных комплексах, как Valo и Docklands идет диверсификация предложения, суббрендирование разных его составляющих. В рамках одного большого проекта инвестору предлагается разный продукт, с разными нюансами по концепции, по структуре, по маркетингу. Это неизбежный тренд, который характерен для крупных проектов в условиях нарастания предложения и обострения конкуренции», – отмечает Андрей Косарев, генеральный директор Colliers International в Санкт-Петербурге.
В первичной продаже преобладают проекты класса «комфорт» – на них приходится совокупно 74% (405 200 кв. м). Среди крупнейших комплексов – Valo, IN2IT, START, Like, «Про.Молодость» и другие. Оставшиеся 26% объема первичного рынка сформированы бизнес-классом (154 630 кв. м). Комплексы сервисных апартаментов в элитном сегменте пока не представлены в Северной столице.
2019 год является переломным и знаменует собой начало слияния сегментов гостиниц и сервисных апартаментов.
«Сегменты начинают влиять друг на друга, перетягивать конечных пользователей, клиентов, гостей, персонал. В этих условиях запускать проекты апартаментов и гостиниц стоит не только с оглядкой друг на друга, но также после глубокого анализа общей ситуации на рынке, конкуренции и того, как в конкретной локации конкретный продукт будет работать с точки зрения операционных показателей. Возрастает значение локации – это уже не просто участки, где нельзя возвести жилье и поэтому строят апартаменты. Для успешной конкуренции сервисным апартаментам нужны не жилищные, а отельные локации. Другой важный фактор – выбор опытной управляющей компании. Непрофессиональное управление в сочетании с неверно выбранной локацией или концепцией могут привести к тому, что проекты придется практически перепрофилировать в квази-жилье или даже в офисы. При этом проекты под управлением профессиональных управляющих компаний де-факто станут очень сильными отельными продуктами, брендами, которые будут успешно конкурировать крупными игроками индустрии», – добавляет Андрей Косарев.
Источник: Colliers International
Создание собственной УК для управления операционной деятельностью построенного апарт-отеля – наиболее распространенный подход девелоперов. По такому пути пошли Docklands (УК Docklands.Rent), ГК «Пионер» (УК YE’S), PLG (УК «Плаза Отели»). Компания Valo для управления своим комплексом создала собственную УК Valo Service в партнерстве с гостиничным оператором Hospitality Management. Формируется рынок и внешних профессиональных УК – на сегодня в Петербурге работают две такие компании Zenith PM и «МТЛ.Апарт».
Под управлением международного оператора в Петербурге находится пока только один апарт-отель StayBridge Suites (оператор – IHG), однако он не продавался по номерам и принадлежит одному собственнику. В ближайшие четыре года на рынке появятся еще три проекта с международными брендами: один из корпусов в комплексе Valo с брендами Mercure Hotel и Mercure Residences, Vertical на ул. Орджоникидзе с Ramada Encore, а также апарт-комплекс Status by Salut! на Пулковском шоссе с брендами Adagio Access и Novotel.
По итогам 2018 г. в Петербурге было продано 2 640 апартаментов в комплексах сервисного сегмента, что почти в два раза больше, чем в 2017 г. В январе — сентябре 2019 г. объем продаж сервисных апартаментов достиг 1 909 юнитов, что сопоставимо с показателем аналогичного периода прошлого года. Однако не весь пул юнитов в сервисных комплексах приобретается в инвестиционных целях: по оценкам экспертов, в среднем от 10% до 25% реализованных лотов приходятся на покупки с целью постоянного проживания в комплексе или перепродажи номера. Согласно предварительным прогнозам, общий объем продаж в 2019 году может составить около 3 тысяч номеров.
Заявленная девелоперами и управляющими компаниями вилка доходности в строящихся комплексах сервисного формата находится в диапазоне 6,5–16% годовых.
По итогам III квартала 2019 г. средняя цена на апартаменты в сервисных комплексах находилась на уровне 148 500 руб./кв. м, что на 9% выше, чем в III квартале 2018 г.
В течение 2019 г. цены на сервисные и несервисные апартаменты в Санкт-Петербурге находятся на сопоставимых уровнях, тогда как в 2015 г., когда сервисный сегмент еще не был столь распространен, стоимость юнитов в несервисных проектах комфорт-класса превышала аналоги в проектах сервисного формата.