Бизнес-центр, в котором есть всё: чем удивляют общественные зоны

Илья Швечков, директор по строительству компании CFC, о том, как видоизменились общественные зоны в бизнес-центрах и как они будут меняться с приходом на рынок нового поколения арендаторов и новых технологий работы.
9704
Изображение взято из источника: РБК Недвижимость
Конкуренция между бизнес-центрами становится всё серьезнее, а сами резиденты - всё требовательнее. Так, арендаторы качественных БЦ уже априори ждут от объектов полноценного общественного пространства – с различными сервисами, ритейлом, культурным досугом. С одной стороны, это делает их пребывание в БЦ интереснее и комфортнее, с другой – позволяет экономить на общественных зонах в собственном офисе. Илья Швечков, директор по строительству компании CFC, рассказал, как видоизменились эти зоны в БЦ за последнее время и как они будут меняться в будущем – с приходом на рынок нового поколения арендаторов и новых технологий работы.
 
Если еще недавно стильное и просторное лобби в БЦ не было обязано приносить владельцу прибыль, а, скорее, рассматривалось как элемент статуса БЦ, сегодня собственники меняют свое отношение к этому вопросу. Общие зоны становятся сбалансированными с точки зрения комфорта и экономической целесообразности. Теперь они должны генерировать выгоду собственнику, а не быть заведомо убыточными.
 
Поиск баланса между созданием удобных и в то же время прибыльных общих зон становится причиной того, что здесь появляются самые разные сервисы, которые, с одной стороны, удовлетворяют потребности резидентов здания, с другой стороны, повышают капитализацию БЦ.

Это вовсе не означает, что общие зоны разбиваются в мелкую нарезку и сдаются всем, кому только можно: салонам оптики, химчистке, цветочному магазину и снэк-бару. При помощи анализа проходящего мимо БЦ трафика, а также резидентов самого здания, определяется формат сервисных операторов, которые будут востребованы в данной конкретной локации. Под них и реализуются площади. Причем, задачу монетизации лобби собственники объектов стремятся решать еще на проектной стадии, размещая помещения под инфраструктуру таким образом, чтобы доступ к ним был как у общего трафика, так и у сотрудников бизнес-центра. Для последних предусматривается доступ к сервисам из самого здания – когда нет необходимости выходить на улицу.

В последнее время круг традиционных сервисных операторов в БЦ был сильно расширен. Вот какие новые услуги стали сегодня здесь востребованы.
 

Лобби как офис

 
В 2019 году наиболее активными игроками офисного рынка стали операторы гибких форматов – коворкингов и смежных с ними концепций. Эксперты оценивают ежегодный рост коворкингов в 40%, называя среди причин: изменение отношения в России к удалённой работе и свободному графику и выход на офисный рынок новых поколений специалистов. Коворкинги оказали существенное влияние на бизнес-центры в целом. В итоге многие девелоперы сегодня рассматривают коворкинги как один из важных сервисных якорей, создавая в своих зданиях микс коворкингов с общими зонами - для резидентов и посетителей. Сюда можно спуститься и провести деловую встречу, поработать в одиночестве или собраться большой проектной командой. Сюда может прийти и нерезидент здания – если ему нужна качественная рабочая инфраструктура, но нет необходимости снимать традиционный офис.
 

Как скрасить ожидание

Конечно, сегодня видоизменяются и классические зоны ожидания. Во-первых, здесь стало достаточно много бесплатных опций: появились кулеры с водой, кофемашины самообслуживания и т.д. Во-вторых, все больше и разнообразнее выглядят здесь островные ритейлеры: небольшие кофейни, соковые станции, корнеры здоровой еды и т.д. Некоторые холлы сегодня делаются трансформируемыми – в одном из БЦ Москвы в холле установлены скамейки-клумбы, которые оснащены колесами. Благодаря им можно легко менять расположение скамеек, например, откатывать их к стенам помещения для проведения экспозиций, лекций и др. мероприятий. Чтобы сделать ожидание более комфортным – и иметь возможность полноценно поработать – во многих лобби предусмотрены станции или боксы для подзарядки гаджетов. Часто розетки интегрированы непосредственно в диваны и скамейки зон ожидания.
 

Магазин без дивана

В результате усиливающегося тренда на омниканальность, а также бума на онлайн-торговлю многие собственники БЦ открывают пункты выдачи заказов наиболее популярных онлайн-игроков (иногда – даже с примерочными), шоу-румы интернет-магазинов и корнеры. Довольны все: от сотрудников БЦ, которые могут заниматься шопингом буквально не выходя с работы, до жителей района, для которых онлайн-заказы стали доступнее.
 

БЦ как ТЦ

Востребованные магазины, дополняющие концепцию БЦ – тоже с недавних пор непременное условие качественного бизнес-центра (вход, само собой, делают как с улицы, так и из объекта). Пальма первенства – за проектами, предлагающими здоровую и (важное условие) недорогую еду, включая готовые обеды и фрукты. Сэкономить семейное время, закупившись продуктами прямо в бизнес-центре, - такая модель становится по вкусу многим. Поэтому на этот спрос формируется и предложение – владельцы БЦ довольно активно приглашают в свои проекты продуктовых ритейлеров.
 

Едим не дома

Всё это не отменяет, разумеется, открытия в общих зонах ресторанов, кафе, булочных. Правда, с одной поправкой: требования к ним стали намного более жёсткими, чем ещё два-три года назад. Кроме того, именно арендаторы-рестораторы становятся всё более важным аргументом при выборе офиса не только компанией, но и самими сотрудниками. Помимо «классических» ресторанов и кофеен, рынок всё активнее занимают pop up концепции, а также коллаборации с ритейлерами (например, кофейня в магазине).


Инвестируйте в удобство

Впрочем, помимо сервисных функций, позволяющих капитализировать объект, в любом современном бизнес-центре остается и то, во что непременно стоит инвестировать, но что никогда не принесет прямой прибыли, но всегда будет влиять на имиджевую составляющую: удобная мебель в зоне ожидания, место встречи для курьеров, эффектная и качественная отделка общих зон с комфортным – и разнообразным - освещением, декорирующим пространство с одной стороны, и позволяющим работать с другой. Набирает обороты сегодня и бук-кроссинг - размещение в общих зонах БЦ полок для обмена литературой. Здесь можно взять любую понравившуюся книгу или оставить свою – только что прочитанную. А если рядом еще и разместить кофейный прилавок с напитками и сэндвичами – счастью арендаторов вообще не будет предела.

В некоторых бизнес-центрах сегодня появляются выставки, лектории и галереи. И хотя пока это сложно поддается монетизации, это становится важным имиджевым плюсом, который добавляет очков бизнес-центру в условиях высокой конкуренции. Конечно, совсем необязательно проводить в общих зонах БЦ экспозиции федерального уровня. Однако, и сотрудники, и гости сегодня очень позитивно оценят хорошую выставку фотографии, графики, или прикладного искусства.


Материалы по теме

Источник: РБК Недвижимость
Исследования рынка

Офисы Петербурга: итоги 2019 года от IPG.Estate

По итогам 2019 года общий объем качественного предложения в офисном сегменте Санкт-Петербурга находится на уровне 2,7 млн. кв. м. В 2020 году на рынок могут выйти проекты объемом 165 тыс. кв. м.

22.01
Источник: QPRO
Точка зрения

Как освещение влияет на работоспособность сотрудников

Алексей Бурыкин, предприниматель, основатель компании QPRO, о том, как бизнес зарабатывает больше, инвестируя в правильное освещение.
21.01
Источник: Q1 Group
Точка зрения

Как создать «зеленый» бизнес-центр и почему это важно

Сегодня компании, которые хотят привлечь и удержать талантливых сотрудников, инвестируют в эко-технологии, получая преимущества в долгосрочной перспективе. О настоящем и будущем «зеленого» строительства рассказывает генеральный директор Q1 Group Екатерина Ньюман.
13.01

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre