Бизнес-центр, в котором есть всё: чем удивляют общественные зоны

Илья Швечков, директор по строительству компании CFC, о том, как видоизменились общественные зоны в бизнес-центрах и как они будут меняться с приходом на рынок нового поколения арендаторов и новых технологий работы.
9943
Изображение взято из источника: РБК Недвижимость
Конкуренция между бизнес-центрами становится всё серьезнее, а сами резиденты - всё требовательнее. Так, арендаторы качественных БЦ уже априори ждут от объектов полноценного общественного пространства – с различными сервисами, ритейлом, культурным досугом. С одной стороны, это делает их пребывание в БЦ интереснее и комфортнее, с другой – позволяет экономить на общественных зонах в собственном офисе. Илья Швечков, директор по строительству компании CFC, рассказал, как видоизменились эти зоны в БЦ за последнее время и как они будут меняться в будущем – с приходом на рынок нового поколения арендаторов и новых технологий работы.
 
Если еще недавно стильное и просторное лобби в БЦ не было обязано приносить владельцу прибыль, а, скорее, рассматривалось как элемент статуса БЦ, сегодня собственники меняют свое отношение к этому вопросу. Общие зоны становятся сбалансированными с точки зрения комфорта и экономической целесообразности. Теперь они должны генерировать выгоду собственнику, а не быть заведомо убыточными.
 
Поиск баланса между созданием удобных и в то же время прибыльных общих зон становится причиной того, что здесь появляются самые разные сервисы, которые, с одной стороны, удовлетворяют потребности резидентов здания, с другой стороны, повышают капитализацию БЦ.

Это вовсе не означает, что общие зоны разбиваются в мелкую нарезку и сдаются всем, кому только можно: салонам оптики, химчистке, цветочному магазину и снэк-бару. При помощи анализа проходящего мимо БЦ трафика, а также резидентов самого здания, определяется формат сервисных операторов, которые будут востребованы в данной конкретной локации. Под них и реализуются площади. Причем, задачу монетизации лобби собственники объектов стремятся решать еще на проектной стадии, размещая помещения под инфраструктуру таким образом, чтобы доступ к ним был как у общего трафика, так и у сотрудников бизнес-центра. Для последних предусматривается доступ к сервисам из самого здания – когда нет необходимости выходить на улицу.

В последнее время круг традиционных сервисных операторов в БЦ был сильно расширен. Вот какие новые услуги стали сегодня здесь востребованы.
 

Лобби как офис

 
В 2019 году наиболее активными игроками офисного рынка стали операторы гибких форматов – коворкингов и смежных с ними концепций. Эксперты оценивают ежегодный рост коворкингов в 40%, называя среди причин: изменение отношения в России к удалённой работе и свободному графику и выход на офисный рынок новых поколений специалистов. Коворкинги оказали существенное влияние на бизнес-центры в целом. В итоге многие девелоперы сегодня рассматривают коворкинги как один из важных сервисных якорей, создавая в своих зданиях микс коворкингов с общими зонами - для резидентов и посетителей. Сюда можно спуститься и провести деловую встречу, поработать в одиночестве или собраться большой проектной командой. Сюда может прийти и нерезидент здания – если ему нужна качественная рабочая инфраструктура, но нет необходимости снимать традиционный офис.
 

Как скрасить ожидание

Конечно, сегодня видоизменяются и классические зоны ожидания. Во-первых, здесь стало достаточно много бесплатных опций: появились кулеры с водой, кофемашины самообслуживания и т.д. Во-вторых, все больше и разнообразнее выглядят здесь островные ритейлеры: небольшие кофейни, соковые станции, корнеры здоровой еды и т.д. Некоторые холлы сегодня делаются трансформируемыми – в одном из БЦ Москвы в холле установлены скамейки-клумбы, которые оснащены колесами. Благодаря им можно легко менять расположение скамеек, например, откатывать их к стенам помещения для проведения экспозиций, лекций и др. мероприятий. Чтобы сделать ожидание более комфортным – и иметь возможность полноценно поработать – во многих лобби предусмотрены станции или боксы для подзарядки гаджетов. Часто розетки интегрированы непосредственно в диваны и скамейки зон ожидания.
 

Магазин без дивана

В результате усиливающегося тренда на омниканальность, а также бума на онлайн-торговлю многие собственники БЦ открывают пункты выдачи заказов наиболее популярных онлайн-игроков (иногда – даже с примерочными), шоу-румы интернет-магазинов и корнеры. Довольны все: от сотрудников БЦ, которые могут заниматься шопингом буквально не выходя с работы, до жителей района, для которых онлайн-заказы стали доступнее.
 

БЦ как ТЦ

Востребованные магазины, дополняющие концепцию БЦ – тоже с недавних пор непременное условие качественного бизнес-центра (вход, само собой, делают как с улицы, так и из объекта). Пальма первенства – за проектами, предлагающими здоровую и (важное условие) недорогую еду, включая готовые обеды и фрукты. Сэкономить семейное время, закупившись продуктами прямо в бизнес-центре, - такая модель становится по вкусу многим. Поэтому на этот спрос формируется и предложение – владельцы БЦ довольно активно приглашают в свои проекты продуктовых ритейлеров.
 

Едим не дома

Всё это не отменяет, разумеется, открытия в общих зонах ресторанов, кафе, булочных. Правда, с одной поправкой: требования к ним стали намного более жёсткими, чем ещё два-три года назад. Кроме того, именно арендаторы-рестораторы становятся всё более важным аргументом при выборе офиса не только компанией, но и самими сотрудниками. Помимо «классических» ресторанов и кофеен, рынок всё активнее занимают pop up концепции, а также коллаборации с ритейлерами (например, кофейня в магазине).


Инвестируйте в удобство

Впрочем, помимо сервисных функций, позволяющих капитализировать объект, в любом современном бизнес-центре остается и то, во что непременно стоит инвестировать, но что никогда не принесет прямой прибыли, но всегда будет влиять на имиджевую составляющую: удобная мебель в зоне ожидания, место встречи для курьеров, эффектная и качественная отделка общих зон с комфортным – и разнообразным - освещением, декорирующим пространство с одной стороны, и позволяющим работать с другой. Набирает обороты сегодня и бук-кроссинг - размещение в общих зонах БЦ полок для обмена литературой. Здесь можно взять любую понравившуюся книгу или оставить свою – только что прочитанную. А если рядом еще и разместить кофейный прилавок с напитками и сэндвичами – счастью арендаторов вообще не будет предела.

В некоторых бизнес-центрах сегодня появляются выставки, лектории и галереи. И хотя пока это сложно поддается монетизации, это становится важным имиджевым плюсом, который добавляет очков бизнес-центру в условиях высокой конкуренции. Конечно, совсем необязательно проводить в общих зонах БЦ экспозиции федерального уровня. Однако, и сотрудники, и гости сегодня очень позитивно оценят хорошую выставку фотографии, графики, или прикладного искусства.


Материалы по теме

Источник: РБК Недвижимость
Исследования рынка

Офисы Петербурга: итоги 2019 года от IPG.Estate

По итогам 2019 года общий объем качественного предложения в офисном сегменте Санкт-Петербурга находится на уровне 2,7 млн. кв. м. В 2020 году на рынок могут выйти проекты объемом 165 тыс. кв. м.

22.01
Источник: QPRO
Точка зрения

Как освещение влияет на работоспособность сотрудников

Алексей Бурыкин, предприниматель, основатель компании QPRO, о том, как бизнес зарабатывает больше, инвестируя в правильное освещение.
21.01
Источник: Q1 Group
Точка зрения

Как создать «зеленый» бизнес-центр и почему это важно

Сегодня компании, которые хотят привлечь и удержать талантливых сотрудников, инвестируют в эко-технологии, получая преимущества в долгосрочной перспективе. О настоящем и будущем «зеленого» строительства рассказывает генеральный директор Q1 Group Екатерина Ньюман.
13.01

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Игроки рынка

Си Цзиньпин вновь остановился в отеле Soluxe Hotel Moscow

Глава КНР и его делегация уже второй раз останавливаются во время своего визита в Россию в этом отеле под управлением CORE.XP.
 
15.05
Источник: CRE
Сделка

Владельцы «Мария-Ра» приобрели Дом Третьяковых

Особняк площадью 6 500 кв. м на Кузнецком Мосту могут переделать в офисный центр.
12.05
Источник: ПИК
Игроки рынка

CORE.XP займется управлением ОМА от ПИК

По итогам тендера компания заключила договор на оказание услуг технической эксплуатации комьюнити-центра площадью 18 тыс. кв. м у станции метро Аминьевская.
15.05
Источник: cre.ru
Проект

В Нижнем построят склад на 150 тысяч «квадратов»

В Нижнем Новгороде будет построен самый крупный логистический комплекс.
 
15.05
Источник: «Лента»
Открытие

Тюменцы получили «Супер Ленту»

«Супер Лента» открыла первый магазин в Тюмени.
 
 
15.05
Источник: CRE
Игроки рынка

CMWP завершила сделку по покупке PRO Realty

Основными заказчиками PRO Realty являются крупнейшие банки, такие как Альфа-Банк и Т-Банк, Сбербанк Технологии, НПФ Благосостояние, компании группы РЖД, Фонд Сколково и его структуры, кофеобжарочный завод МилФудс (Poetti) и другие.
12.05
Источник: Пресс-служба NF Group
Назначения

Марина Малахатько стала партнером NF Group

Марина Малахатько присоединилась к NF Group в статусе партнера и вошла в состав департамента финансовых рынков и инвестиций.
 
15.05

подпишись НА эксклюзивные новости cre