Конкуренция между бизнес-центрами становится всё серьезнее, а сами резиденты - всё требовательнее. Так, арендаторы качественных БЦ уже априори ждут от объектов полноценного общественного пространства – с различными сервисами, ритейлом, культурным досугом. С одной стороны, это делает их пребывание в БЦ интереснее и комфортнее, с другой – позволяет экономить на общественных зонах в собственном офисе. Илья Швечков, директор по строительству компании CFC, рассказал, как видоизменились эти зоны в БЦ за последнее время и как они будут меняться в будущем – с приходом на рынок нового поколения арендаторов и новых технологий работы.
Если еще недавно стильное и просторное лобби в БЦ не было обязано приносить владельцу прибыль, а, скорее, рассматривалось как элемент статуса БЦ, сегодня собственники меняют свое отношение к этому вопросу. Общие зоны становятся сбалансированными с точки зрения комфорта и экономической целесообразности. Теперь они должны генерировать выгоду собственнику, а не быть заведомо убыточными.
Поиск баланса между созданием удобных и в то же время прибыльных общих зон становится причиной того, что здесь появляются самые разные сервисы, которые, с одной стороны, удовлетворяют потребности резидентов здания, с другой стороны, повышают капитализацию БЦ.
Это вовсе не означает, что общие зоны разбиваются в мелкую нарезку и сдаются всем, кому только можно: салонам оптики, химчистке, цветочному магазину и снэк-бару. При помощи анализа проходящего мимо БЦ трафика, а также резидентов самого здания, определяется формат сервисных операторов, которые будут востребованы в данной конкретной локации. Под них и реализуются площади. Причем, задачу монетизации лобби собственники объектов стремятся решать еще на проектной стадии, размещая помещения под инфраструктуру таким образом, чтобы доступ к ним был как у общего трафика, так и у сотрудников бизнес-центра. Для последних предусматривается доступ к сервисам из самого здания – когда нет необходимости выходить на улицу.
В последнее время круг традиционных сервисных операторов в БЦ был сильно расширен. Вот какие новые услуги стали сегодня здесь востребованы.
Если еще недавно стильное и просторное лобби в БЦ не было обязано приносить владельцу прибыль, а, скорее, рассматривалось как элемент статуса БЦ, сегодня собственники меняют свое отношение к этому вопросу. Общие зоны становятся сбалансированными с точки зрения комфорта и экономической целесообразности. Теперь они должны генерировать выгоду собственнику, а не быть заведомо убыточными.
Поиск баланса между созданием удобных и в то же время прибыльных общих зон становится причиной того, что здесь появляются самые разные сервисы, которые, с одной стороны, удовлетворяют потребности резидентов здания, с другой стороны, повышают капитализацию БЦ.
Это вовсе не означает, что общие зоны разбиваются в мелкую нарезку и сдаются всем, кому только можно: салонам оптики, химчистке, цветочному магазину и снэк-бару. При помощи анализа проходящего мимо БЦ трафика, а также резидентов самого здания, определяется формат сервисных операторов, которые будут востребованы в данной конкретной локации. Под них и реализуются площади. Причем, задачу монетизации лобби собственники объектов стремятся решать еще на проектной стадии, размещая помещения под инфраструктуру таким образом, чтобы доступ к ним был как у общего трафика, так и у сотрудников бизнес-центра. Для последних предусматривается доступ к сервисам из самого здания – когда нет необходимости выходить на улицу.
В последнее время круг традиционных сервисных операторов в БЦ был сильно расширен. Вот какие новые услуги стали сегодня здесь востребованы.
Лобби как офис
В 2019 году наиболее активными игроками офисного рынка стали операторы гибких форматов – коворкингов и смежных с ними концепций. Эксперты оценивают ежегодный рост коворкингов в 40%, называя среди причин: изменение отношения в России к удалённой работе и свободному графику и выход на офисный рынок новых поколений специалистов. Коворкинги оказали существенное влияние на бизнес-центры в целом. В итоге многие девелоперы сегодня рассматривают коворкинги как один из важных сервисных якорей, создавая в своих зданиях микс коворкингов с общими зонами - для резидентов и посетителей. Сюда можно спуститься и провести деловую встречу, поработать в одиночестве или собраться большой проектной командой. Сюда может прийти и нерезидент здания – если ему нужна качественная рабочая инфраструктура, но нет необходимости снимать традиционный офис.
Как скрасить ожидание
Конечно, сегодня видоизменяются и классические зоны ожидания. Во-первых, здесь стало достаточно много бесплатных опций: появились кулеры с водой, кофемашины самообслуживания и т.д. Во-вторых, все больше и разнообразнее выглядят здесь островные ритейлеры: небольшие кофейни, соковые станции, корнеры здоровой еды и т.д. Некоторые холлы сегодня делаются трансформируемыми – в одном из БЦ Москвы в холле установлены скамейки-клумбы, которые оснащены колесами. Благодаря им можно легко менять расположение скамеек, например, откатывать их к стенам помещения для проведения экспозиций, лекций и др. мероприятий. Чтобы сделать ожидание более комфортным – и иметь возможность полноценно поработать – во многих лобби предусмотрены станции или боксы для подзарядки гаджетов. Часто розетки интегрированы непосредственно в диваны и скамейки зон ожидания.
Магазин без дивана
В результате усиливающегося тренда на омниканальность, а также бума на онлайн-торговлю многие собственники БЦ открывают пункты выдачи заказов наиболее популярных онлайн-игроков (иногда – даже с примерочными), шоу-румы интернет-магазинов и корнеры. Довольны все: от сотрудников БЦ, которые могут заниматься шопингом буквально не выходя с работы, до жителей района, для которых онлайн-заказы стали доступнее.
БЦ как ТЦ
Востребованные магазины, дополняющие концепцию БЦ – тоже с недавних пор непременное условие качественного бизнес-центра (вход, само собой, делают как с улицы, так и из объекта). Пальма первенства – за проектами, предлагающими здоровую и (важное условие) недорогую еду, включая готовые обеды и фрукты. Сэкономить семейное время, закупившись продуктами прямо в бизнес-центре, - такая модель становится по вкусу многим. Поэтому на этот спрос формируется и предложение – владельцы БЦ довольно активно приглашают в свои проекты продуктовых ритейлеров.
Едим не дома
Всё это не отменяет, разумеется, открытия в общих зонах ресторанов, кафе, булочных. Правда, с одной поправкой: требования к ним стали намного более жёсткими, чем ещё два-три года назад. Кроме того, именно арендаторы-рестораторы становятся всё более важным аргументом при выборе офиса не только компанией, но и самими сотрудниками. Помимо «классических» ресторанов и кофеен, рынок всё активнее занимают pop up концепции, а также коллаборации с ритейлерами (например, кофейня в магазине).
Инвестируйте в удобство
Впрочем, помимо сервисных функций, позволяющих капитализировать объект, в любом современном бизнес-центре остается и то, во что непременно стоит инвестировать, но что никогда не принесет прямой прибыли, но всегда будет влиять на имиджевую составляющую: удобная мебель в зоне ожидания, место встречи для курьеров, эффектная и качественная отделка общих зон с комфортным – и разнообразным - освещением, декорирующим пространство с одной стороны, и позволяющим работать с другой. Набирает обороты сегодня и бук-кроссинг - размещение в общих зонах БЦ полок для обмена литературой. Здесь можно взять любую понравившуюся книгу или оставить свою – только что прочитанную. А если рядом еще и разместить кофейный прилавок с напитками и сэндвичами – счастью арендаторов вообще не будет предела.
В некоторых бизнес-центрах сегодня появляются выставки, лектории и галереи. И хотя пока это сложно поддается монетизации, это становится важным имиджевым плюсом, который добавляет очков бизнес-центру в условиях высокой конкуренции. Конечно, совсем необязательно проводить в общих зонах БЦ экспозиции федерального уровня. Однако, и сотрудники, и гости сегодня очень позитивно оценят хорошую выставку фотографии, графики, или прикладного искусства.
В некоторых бизнес-центрах сегодня появляются выставки, лектории и галереи. И хотя пока это сложно поддается монетизации, это становится важным имиджевым плюсом, который добавляет очков бизнес-центру в условиях высокой конкуренции. Конечно, совсем необязательно проводить в общих зонах БЦ экспозиции федерального уровня. Однако, и сотрудники, и гости сегодня очень позитивно оценят хорошую выставку фотографии, графики, или прикладного искусства.