Как освещение влияет на работоспособность сотрудников

Алексей Бурыкин, предприниматель, основатель компании QPRO, о том, как бизнес зарабатывает больше, инвестируя в правильное освещение.
6622
Изображение взято из источника: QPRO
Сегодня многие компании борются за человеческие ресурсы. Специалисты по HR придумывают разные способы стимулирования персонала: развивают корпоративную культуру, разрабатывают соцпакеты и создают комфортную рабочую среду. Последнее – важнее всего, поскольку большую часть своей жизни люди проводят на работе.
 
Привнести в офисное пространство уют помогает правильно подобранное освещение. Оно же позволит бизнесу не только экономить до 50 процентов расходов на электроэнергию, но и выстраивать эффективную коммуникацию, повысить работоспособность сотрудников.
 
Как это работает? Производительность труда зависит от того, как специалист справляется со зрительной нагрузкой, каково его эмоциональное состояние и самочувствие, насколько ему комфортно или дискомфортно на рабочем месте.
 
Возможность системы освещения отвечать потребностям сотрудников влияет на эффективность их работы. Регулирование освещения происходит с помощью системы управления. Сценарий может быть как запрограммирован заранее с учетом потребностей сотрудников, их рабочего режима, либо настраиваться уже в ходе эксплуатации в зависимости от задач.

Чтобы обеспечить зрительный комфорт, нужно соблюдать баланс вертикального и горизонтального освещения. В помещении, где между ними есть сильный контраст, глаза будут быстро уставать.
 
Компоновка источников света не должна вызывать зрительный дискомфорт. Приборы должны иметь такую конструкцию или монтироваться таким образом, чтобы не вызывать ослепление, усталость. Соотношение общей и локальной освещенности, а также вертикальной и горизонтальной должно быть в рамках регламентированных значений.
 
Человек за миллионы лет пребывания под воздействием солнечной энергии привык просыпаться со светом, который набирает яркость и становится холоднее к дневным часам активности. При наступлении расслабленного ночного времени уровни интенсивности света слабеют и он приобретает более теплые оттенки. Эти принципы в системе искусственного освещения офиса способны поддерживать моральное состояние и циркадные ритмы сотрудника, влияющие на его продуктивность. Комфортное повышение яркости и цветовой температуры света на короткий отрезок времени может обеспечить энергетический подъем сравнимый с чашкой кофе и обеспечит бодрость, обратные настройки могут способствовать релаксации или помочь человеку переключиться в конце рабочего дня.
 
Для организации правильного освещения в офисе разработаны нормы освещенности. Они регулируют значения горизонтальной освещенности в различных зонах офиса, ее равномерности, яркость приборов. Эти значения обеспечивают выполнение зрительных задач. Атмосфера, комфорт создается светодизайнером, в арсенале которого не только нормативные документы, но и данные исследований, личная библиотека световых ситуаций.
 
Особое значение при создании освещения имеют периоды смены цветовой температуры, интенсивности освещения. Их можно запрограммировать с учетом активности сотрудников в течение дня. Наиболее популярный сценарий – имитация циклов естественного освещения, которое в утренние часы набирает интенсивность и цветовую температуру, а после полудня переходит в более теплый спектр, уровень интенсивности слабеет.
 
Так, известный нидерландский технологический гигант реализовал в чешской штаб-квартире энергетической компании сценарий смены цветовой температуры в два цикла. Рабочий день сотрудников начинается с самых высоких значений, стимулируя активность в 8 утра. К ланчу уровни понижаются, настраивая работников на перерыв. В послеобеденное время цикл повторяется с меньшими значениями освещенности.
 
Правильное освещение «управляет» не только сотрудниками компании, но и ее гостями. Например, оно может существенно повлиять на диалог в ходе переговоров. Есть исследования, которые доказывают, что теплый свет с прямой и отраженной составляющей располагает собеседника к общению.
 
Светодизайнеры в своей работе часто опираются на результаты исследований. Это помогает учесть в проекте не только технические нормы, но также реальные потребности заказчика и конечного потребителя. Заказчику, как правило, важно создать комфортную рабочую среду. Решения этой задачи могут принципиально различаться, например, в позиционировании бренда.     
 
Скажем, офис интернет-холдинга должен транслировать его гибкость и динамичность, а офис крупной инвестиционной компании – стабильность и благополучие. Эти характеристики закладываются при проектировании не только интерьера, но и освещения.
 
В первом случае сотрудники не привязаны к своим местам, а свободно перемещаются в пространстве офиса. Здесь правильным решением станет создание единообразного освещения рабочих мест, которое можно регулировать по своим предпочтениям. Холодную цветовую температуру офиса нужно сочетать с теплой цветовой температурой в зонах рекреации. Чтобы при желании можно было перенестись из рабочей обстановки в неформальную зону для общения или отдыха.
 
Для инвестиционной компании лучший вариант – освещение, подчеркивающее лаконичный дизайн интерьера и статусность бизнеса. В этом случае входные группы освещаются декоративными светильниками. Они создают атмосферу доверия и уюта.
 
Тем компаниям, график работы которых не всегда умещается в рамки обычного трудового дня, я бы посоветовал выбирать не общий офисный свет, а использовать более гибкое решение. Так как не все сотрудники там работают одновременно, установить локальные светильники на каждое рабочее место. Они позволят сотрудникам не только настроить свет под свои потребности, но также дадут возможность компании сократить расходы на электроэнергию.   
 
Так, инвестируя в правильное освещение, компания может рассчитывать на добавленную стоимость в виде энергосбережения, повышения производительности труда и настройки эффективной коммуникации. Но достичь желаемого результата можно только вместе с хорошим светодизайнером. Он научит управлять светом, чтобы вы смогли эффективно управлять своей командой.    
 
 


иГРОКИ РЫНКА

UNK

Алексей Бурыкин

Материалы по теме

Источник: Q1 Group
Точка зрения

Как создать «зеленый» бизнес-центр и почему это важно

Сегодня компании, которые хотят привлечь и удержать талантливых сотрудников, инвестируют в эко-технологии, получая преимущества в долгосрочной перспективе. О настоящем и будущем «зеленого» строительства рассказывает генеральный директор Q1 Group Екатерина Ньюман.
13.01
Точка зрения

Как подбирают арендаторов в торговый центр со спортивной специализацией

Почему спортивное направление – хорошая ниша для развития торговых центров, в чем специфика подбора арендаторов для спортивного молла и как обеспечивается безопасность в ТЦ «Арена Плаза», совмещенном со стадионом, рассказывает Андрей Лунтовский, генеральный директор УК «Динамо».
25.12
Точка зрения

Как ритейлеры создают новый формат торговли на улицах Москвы

Лариса Еремина, заместитель директора департамента стрит-ритейла Colliers International, о том, что делают крупные продуктовые ритейлеры с пустыми дорогими помещениями на центральных улицах Москвы.
09.12

журнал CRE 8(442)

Сентябрь
Вышел из печати CRE №8 (442) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания PIONEER Читайте в номере:   Спецвыпуск о номинантах премии CRE FEDERAL AWARDS 2024 ЛИДЕРЫ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ   ИНТЕРВЬЮ Беседа главного редактора журнала Антона Клюева с владельцем и управляющим партнером девелопера и оператора сервисных офисов Business Club Мурадом Дамировым. Обсудили самые актуальные на сегодня темы, поговорили о личном и бизнесе.   ТЕМА НОМЕРА Как не в себя: почему при высокой кл...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (7-13 октября)

Новый проект бывшей ПНК Групп, региональная экспансия торговых сетей, крупная сделка в light industrial, фуд-корт от ВкусВилла, возможная продажа недостроенного МФК «Либерти тауэр», успехи NF Group в складском сегменте, а также новая статья из журнала CRE - в нашей традиционной подборке.
13.10
Источник: LCM Consulting
Открытие

Polaris дебютирует в Саранске

Производитель бытовой техники занял помещение площадью 120 кв. м на втором этаже ТК Макс.
09.10
Источник: ВкусВилл
Открытие

ВкусВилл тестирует фуд-корт

Площадь пилотного магазина сети с фуд-кортом составляет 650 кв. м. Здесь оборудована зона общепита площадью 140 кв. м более чем на 20 посадочных мест.
08.10
Источник: Ассоциация отельеров АМОС
Экспертный анализ

Строить и жить помогает: как планировать и строить, если высокая ключевая ставка – на годы

Значительная часть игроков убеждены, что ключевая ставка не только продолжит расти, но регулятор сохранит её высокой на годы, а рынку недвижимости нужно учиться строить в предлагаемых обстоятельствах.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
11.10
Источник: CRE
Аукцион

МФК «Либерти тауэр» ищет покупателя

Недостроенный офисно-гостиничный комплекс площадью 148 600 кв. м в Химках выставили на продажу за 3,3 млрд рублей.
09.10
Источник: NF Group
Игроки рынка

Объем складских сделок с участием NF Group достиг 1,5 млн кв. м

Компания подвела итоги работы складского департамента за первые 9 месяцев 2024 года.
08.10
Источник: Hutton
Сделка

В БЦ Geolog2 выкупили этаж

Офис площадью около 1 200 кв. м займет крупный производитель продуктов питания.
11.10

подпишись НА эксклюзивные новости cre