Как освещение влияет на работоспособность сотрудников

Алексей Бурыкин, предприниматель, основатель компании QPRO, о том, как бизнес зарабатывает больше, инвестируя в правильное освещение.
5176
Изображение взято из источника: QPRO
Сегодня многие компании борются за человеческие ресурсы. Специалисты по HR придумывают разные способы стимулирования персонала: развивают корпоративную культуру, разрабатывают соцпакеты и создают комфортную рабочую среду. Последнее – важнее всего, поскольку большую часть своей жизни люди проводят на работе.
 
Привнести в офисное пространство уют помогает правильно подобранное освещение. Оно же позволит бизнесу не только экономить до 50 процентов расходов на электроэнергию, но и выстраивать эффективную коммуникацию, повысить работоспособность сотрудников.
 
Как это работает? Производительность труда зависит от того, как специалист справляется со зрительной нагрузкой, каково его эмоциональное состояние и самочувствие, насколько ему комфортно или дискомфортно на рабочем месте.
 
Возможность системы освещения отвечать потребностям сотрудников влияет на эффективность их работы. Регулирование освещения происходит с помощью системы управления. Сценарий может быть как запрограммирован заранее с учетом потребностей сотрудников, их рабочего режима, либо настраиваться уже в ходе эксплуатации в зависимости от задач.

Чтобы обеспечить зрительный комфорт, нужно соблюдать баланс вертикального и горизонтального освещения. В помещении, где между ними есть сильный контраст, глаза будут быстро уставать.
 
Компоновка источников света не должна вызывать зрительный дискомфорт. Приборы должны иметь такую конструкцию или монтироваться таким образом, чтобы не вызывать ослепление, усталость. Соотношение общей и локальной освещенности, а также вертикальной и горизонтальной должно быть в рамках регламентированных значений.
 
Человек за миллионы лет пребывания под воздействием солнечной энергии привык просыпаться со светом, который набирает яркость и становится холоднее к дневным часам активности. При наступлении расслабленного ночного времени уровни интенсивности света слабеют и он приобретает более теплые оттенки. Эти принципы в системе искусственного освещения офиса способны поддерживать моральное состояние и циркадные ритмы сотрудника, влияющие на его продуктивность. Комфортное повышение яркости и цветовой температуры света на короткий отрезок времени может обеспечить энергетический подъем сравнимый с чашкой кофе и обеспечит бодрость, обратные настройки могут способствовать релаксации или помочь человеку переключиться в конце рабочего дня.
 
Для организации правильного освещения в офисе разработаны нормы освещенности. Они регулируют значения горизонтальной освещенности в различных зонах офиса, ее равномерности, яркость приборов. Эти значения обеспечивают выполнение зрительных задач. Атмосфера, комфорт создается светодизайнером, в арсенале которого не только нормативные документы, но и данные исследований, личная библиотека световых ситуаций.
 
Особое значение при создании освещения имеют периоды смены цветовой температуры, интенсивности освещения. Их можно запрограммировать с учетом активности сотрудников в течение дня. Наиболее популярный сценарий – имитация циклов естественного освещения, которое в утренние часы набирает интенсивность и цветовую температуру, а после полудня переходит в более теплый спектр, уровень интенсивности слабеет.
 
Так, известный нидерландский технологический гигант реализовал в чешской штаб-квартире энергетической компании сценарий смены цветовой температуры в два цикла. Рабочий день сотрудников начинается с самых высоких значений, стимулируя активность в 8 утра. К ланчу уровни понижаются, настраивая работников на перерыв. В послеобеденное время цикл повторяется с меньшими значениями освещенности.
 
Правильное освещение «управляет» не только сотрудниками компании, но и ее гостями. Например, оно может существенно повлиять на диалог в ходе переговоров. Есть исследования, которые доказывают, что теплый свет с прямой и отраженной составляющей располагает собеседника к общению.
 
Светодизайнеры в своей работе часто опираются на результаты исследований. Это помогает учесть в проекте не только технические нормы, но также реальные потребности заказчика и конечного потребителя. Заказчику, как правило, важно создать комфортную рабочую среду. Решения этой задачи могут принципиально различаться, например, в позиционировании бренда.     
 
Скажем, офис интернет-холдинга должен транслировать его гибкость и динамичность, а офис крупной инвестиционной компании – стабильность и благополучие. Эти характеристики закладываются при проектировании не только интерьера, но и освещения.
 
В первом случае сотрудники не привязаны к своим местам, а свободно перемещаются в пространстве офиса. Здесь правильным решением станет создание единообразного освещения рабочих мест, которое можно регулировать по своим предпочтениям. Холодную цветовую температуру офиса нужно сочетать с теплой цветовой температурой в зонах рекреации. Чтобы при желании можно было перенестись из рабочей обстановки в неформальную зону для общения или отдыха.
 
Для инвестиционной компании лучший вариант – освещение, подчеркивающее лаконичный дизайн интерьера и статусность бизнеса. В этом случае входные группы освещаются декоративными светильниками. Они создают атмосферу доверия и уюта.
 
Тем компаниям, график работы которых не всегда умещается в рамки обычного трудового дня, я бы посоветовал выбирать не общий офисный свет, а использовать более гибкое решение. Так как не все сотрудники там работают одновременно, установить локальные светильники на каждое рабочее место. Они позволят сотрудникам не только настроить свет под свои потребности, но также дадут возможность компании сократить расходы на электроэнергию.   
 
Так, инвестируя в правильное освещение, компания может рассчитывать на добавленную стоимость в виде энергосбережения, повышения производительности труда и настройки эффективной коммуникации. Но достичь желаемого результата можно только вместе с хорошим светодизайнером. Он научит управлять светом, чтобы вы смогли эффективно управлять своей командой.    
 
 


Материалы по теме

Источник: Q1 Group
Точка зрения

Как создать «зеленый» бизнес-центр и почему это важно

Сегодня компании, которые хотят привлечь и удержать талантливых сотрудников, инвестируют в эко-технологии, получая преимущества в долгосрочной перспективе. О настоящем и будущем «зеленого» строительства рассказывает генеральный директор Q1 Group Екатерина Ньюман.
13.01
Точка зрения

Как подбирают арендаторов в торговый центр со спортивной специализацией

Почему спортивное направление – хорошая ниша для развития торговых центров, в чем специфика подбора арендаторов для спортивного молла и как обеспечивается безопасность в ТЦ «Арена Плаза», совмещенном со стадионом, рассказывает Андрей Лунтовский, генеральный директор УК «Динамо».
25.12
Точка зрения

Как ритейлеры создают новый формат торговли на улицах Москвы

Лариса Еремина, заместитель директора департамента стрит-ритейла Colliers International, о том, что делают крупные продуктовые ритейлеры с пустыми дорогими помещениями на центральных улицах Москвы.
09.12

журнал CRE 8 (407)

Апрель 2
Очередной номер журнала CRE вышел в PDF-формате. Прочитать его можно ЗДЕСЬ Создан при поддержке Raven Russia www.rrpa.ru Читайте в журнале: Актуально РУБЛЁВАЯ СТАТЬЯ Тема номера ПРИНИМАТЬ ВНУТРЬ Интервью Сергей СУХАНОВ, генеральный директор АО "Корпорация "Туризм.РФ": ОГРАНИЧЕНИЯ И ВЫЗОВЫ ПОШЛИ ТОЛЬКО НА ПОЛЬЗУ ВНУТРЕННЕМУ ТУРИЗМУ" Тренды  ДАЙ МИЛЛИОН, ДАЙ МИЛЛИОН Тенденции ОТДАТЬ "ЯКОРЯ" Опрос Московские окна Тренды ЦЕНЫ КОРРЕКТИРУЮТ ПЛАНЫ  ...

Популярное

Источник: Union Brokers
Назначения

Наталья Бонд присоединилась к Union Brokers

В новой для себя компании Наталья займет должность директора по продажам складской и индустриальной недвижимости.
12.05
Источник: «Киевская Площадь»
События

«Киевская Площадь» встретилась с представителями ритейла Турции

В организованном компанией проперти-туре приняли участие председатель Турецко-Российского делового совета DEIK Иззет Экмекчибаши и члены правления турецкого объединения ритейлеров United Brands Association (BMD) Синан Онджель, Мустафа Камар и Исмаил Кутлу.
13.05
Источник: РИА Недвижимость
Игроки рынка

ПИК запустил мебельный маркетплейс

На старте ПИК-Маркетом смогут пользоваться клиенты застройщика в Москве и Подмосковье.
11.05
Источник: ЦИАН
Аукцион

«Траст» продает ТРЦ «Премьера»

Начальная цена торгового центра площадью 13 тыс. кв. м, расположенного на проспекте Вернадского, установлена на уровне 1,3 млрд рублей.
11.05
Источник: ЦИАН
Сделка

«Сибур» приобрел МФК «Негоциант» на Якиманке

После реконструкции компания будет его использовать в качестве офиса. Сумма сделки составила около 4,5 млрд рублей.
13.05
Источник: Bright Rich
Сделка

В Петербурге сдали склад под упаковку

«ВакумПак-М» арендовала последнее свободное помещение в комплексе «Химиков 10».
11.05
Источник: ЦИАН
Сделка

В «Прокшино» завезли офисную бумагу

Компания, специализирующаяся на бумажном производстве, приобрела в бизнес-квартале офис площадью 166 кв. м.
 
11.05

подпишись НА эксклюзивные новости cre