Москва
В 2019 году средневзвешенная загрузка по брендированному предложению Москвы составила 78%, согласно данным исследования компании JLL. Загрузка по отношению к 2018 году выросла на 2 п.п., к 2017 году - на 4 п.п. Средний тариф достиг 5 900 рублей с учетом гостиниц сегмента эконом, а доходность на номер - около 4 600 рублей. При исключении из выборки ADR по брендированному гостиничному предложению Москвы сегмента эконом в 2019 году средний тариф составил 7400 рублей. В сравнении с 2018 годом все сегменты демонстрируют отрицательную динамику с точки зрения среднего тарифа в связи с отсутствием мега-события, гарантировавшего высокие тарифы в течение двух месяцев в 2018 году. Снижение тарифов варьируется от 18% в эконом и среднем сегментах рынка до 28%-30% в верхнем пределе высокого ценового сегмента и сегменте люкс. В JLL считают целесообразным сравнивать показатели среднего тарифа к уровню 2017 года.
Безусловным лидером роста по показателю RevPAR (доходность на номер) и ADR (средняя стоимость номера) стали гостиницы сегмента люкс, которые продемонстрировали рост RevPAR на уровне 18% к уровню 2017 года. По сравнению с 2017 годом средний тариф в сегменте люкс увеличился на 11% в среднем до 20 000 рублей, а загрузка - на 5 п.п. приблизительно до 72%. В целом, следует отметить высокую устойчивость данного сегмента к негативным внешним событиям – на фоне растущего спроса, опережающего рост предложения, гостиницы имеют возможность существенно наращивать тариф.
Источник: JLL
Все остальные сегменты рынка, кроме гостиниц эконом сегмента, также демонстрируют рост RevPAR к уровню 2017 г. от 3% до 14% в зависимости от сегмента.
За исключением двух сегментов – люкс и верхний предел высокого ценового сегмента - все сегменты рынка наращивают показатель доходности на номер в основном за счет роста загрузки, а не тарифа. Тарифы увеличиваются не более чем на уровень инфляции на 3-4%, что само по себе уже является позитивным результатом на фоне открытия существенного количества нового гостиничного предложения. Совокупный рост предложения за последние 5 лет составил 48% (около 5 900 номеров нового брендированного предложения). В условиях выхода столь обширного предложения гостиницам удалось удержать и увеличить загрузку.
Источник: JLL
Наиболее востребованными являются гостиницы высокого ценового сегмента и высокого предела среднего ценового сегмента, которые демонстрируют загрузку на уровне 82–85%. Основное увеличение загрузки происходит за счет увеличения туристического потока. Несмотря на рост загрузки, наблюдается неспособность гостиниц начать существенно наращивать тариф. Эксперты JLL отмечают сохранение высокого уровня конкуренции среди гостиниц высокого ценового сегмента и высокого предела среднего ценового сегмента. Ценовая дифференциация между гостиницами высокого ценового сегмента и верхнего предела среднего ценового сегмента составляет 1000–1500 рублей, что фактически приводит к тому, что зачастую гостиницы конкурируют за одного гостя, независимо от своего позиционирования.
В целом, настроение участников на 2020 г. гостиничной индустрии можно охарактеризовать как настороженно оптимистичное. В JLL ожидают, что при условии отсутствия турбулентности в экономико-политической жизни страны, 2020 год станет успешным для гостиничного рынка. Основная динамика ожидается за счет роста загрузки. Открытым остается вопрос: каким образом гостиницам перейти к более динамичному наращиванию тарифа, так как последние несколько лет рост тарифов не превышает уровня инфляции. Общее настроение: отельеры, опасаясь потерять бизнес в условиях развитой гостиничной конкуренции, пытаются сохранять «статус-кво».
Санкт-Петербург
Прошедший 2019 год стал успешным и для гостиничного рынка Санкт-Петербурга. Несмотря на то, что рынок не получил ожидаемых результатов от проведения Чемпионата мира 2018 года, он стал существенным вкладом в продвижение города. Средневзвешенная загрузка по брендированному предложению за 2019 год достигла 68%, а средний тариф – 7 100 рублей, не включая гостиницы эконом сегмента.
Источник: JLL
Все сегменты продемонстрировали положительную динамику с точки зрения загрузки. Рост загрузки к 2018 году составил 7 п.п. По отношению к 2017 году загрузка гостиниц брендированного предложения в среднем выросла на 5 п.п. с 63% до 68%. При этом лидером роста стал среднеценовой сегмент, куда входят преимущественно крупные гостиницы с обширным номерным фондом, ориентированные на туристические группы, что еще раз свидетельствует о росте популярности Санкт-Петербурга как группового туристического направления – зачастую доступного и, тем самым, еще более привлекательного. В данном сегменте эксперты JLL отмечают наиболее высокий рост RevPAR, который составил 20%, при этом загрузка и тариф росли в равных пропорциях. Все остальные сегменты рынка выросли по загрузке в среднем на 3%.
Источник: JLL
Рост RevPAR по остальным сегментам рынка варьируется в пределах 6-17%, при этом практически все сегменты рынка растут за счет более активного наращивания ADR, нежели загрузки, что противоположно Москве.
Несмотря на расширение сезона, который сейчас начинается уже в апреле и длится до конца октября–начала ноября, основная доля гостей желает посмотреть город по-прежнему в пиковые месяцы с мая по август. Таким образом, в условиях ограниченной гостиничной базы отели могут диктовать цены на размещение. Интересна тенденция, что с точки зрения средних тарифов на размещение Санкт-Петербург выступает на равных с Москвой, чего не было еще, например, 5 лет назад.
Сегмент люкс практически вдвое уступал Москве, а за последние 5 лет он существенно вырос и сравнялся с московским люксом с точки зрения среднего тарифа в годовом выражении. На рынке Санкт-Петербурга появились новые люксовые объекты, которые установили новый ориентир по цене, тем самым сделав возможным рост сегмента целиком. Во-вторых, ощущается существенное продвижение города на международном уровне и рост его популярности в качестве направления для сити-брейка. По итогам 2019 года загрузка гостиниц сегмента люкс достигла практически 59%, при этом средний тариф составил около 20 000 рублей, рост RevPAR по сегменту - 11% к уровню 2017 года.
Источник: JLL
Самыми востребованными стали гостиницы высокого ценового сегмента и гостиницы верхнего предела среднего ценового сегмента, в которых загрузка составила 76% и 73% соответственно. Данные гостиницы обладают развитой MICE инфраструктурой. Как показал опрос гостиничных игроков и MICE-агентств, проведенный JLL, растёт популярность Санкт-Петербурга как MICE дестинации, в том числе incentive направления. Средний тариф гостиниц в высоком сегменте по итогам 2019 года составил почти 7 000 рублей, а в верхнем пределе среднего ценового сегмента – 5 100 рублей.
Уже несколько лет подряд Санкт-Петербург становится победителем среди лучших направлений городского туризма в Европе. В 2019 году в сентябре в городе успешно прошла Ассамблея Всемирной туристской организации. В 2020 году планируется Всемирный конгресс шеф-поваров, проведение саммитов ШОС и БРИКС, 4 матча ЕВРО-2020. При этом, как мы видим, существующее санкционное давление не оказывает существенного влияния на туристический поток, в отличие, например, от Москвы, где гостиницы, во многом ориентированные на деловой спрос, более подвержены изменениям в деловой активности.
Также интересно то, что, если деловой сегмент в структуре спроса гостиниц по-прежнему остается ведущим в Москве, то Санкт-Петербург приблизительно на 70% остается туристическим «доступным» направлением. И если в Москве гостиницам крайне сложно ежегодно пересогласовывать тарифы по корпоративным контрактам, то туристический спрос более компромиссный, особенно в условиях экономики впечатлений.
Вместе с тем, с введением электронной визы с 1 октября 2019 года эксперты видят перспективы увеличения загрузки в высоких сегментах рынках, что позволит нарастить долю спонтанных индивидуальных гостей, сегмент спроса «выходного дня». С 1 января 2020 году в аэропорту Пулково действует (пока оформлен документально) режим «открытого неба» в отношении 21 страны. Еще в 9 стран полеты разрешены, но за исключением столиц и крупных городов. Таким образом, перспективы дальнейшего роста туристического потока в город не вызывают сомнений. Тем не менее, на данном этапе уже требуется активное развитие городского пространства и инфраструктуры с возможностью децентрализации туристских потоков, так как город уже существенно перегружен, особенно в пиковые месяцы.
Сочи
В прибрежном гостиничном кластере отели верхнего предела высокого ценового сегмента демонстрируют рост загрузки на 2 п.п. к 2018 году – на уровне 55% и на 3. п.п. по отношению к 2017 году, а средний тариф фактически остался неизменным по отношению к 2018 году - 11 500 рублей и вырос на 1000 рублей по отношению к 2017 году.
Источник: JLL
Гостиницы верхнего предела среднего ценового сегмента и среднего ценового сегмента в прибрежном кластере лидируют по темпам роста загрузки в 2019 году. В среднем загрузка увеличилась на 9 п.п. до уровня 64% в ежегодном выражении за счет роста спроса на размещение в низкий сезон и межсезонье. Cредний тариф остается неизменным уже последние 3 года. Рост доходности на номер (RevPAR) достиг ориентировочно 8%, составив 2 800 рублей. Рост RevPAR обеспечен ростом загрузки.
Источник: JLL
Помимо банковских форумов, цикловых встреч фармацевтического сектора, «Формулы-1», уже ставших привычными для жизни города, в 2019 году в Сочи продолжили активно проводиться политические саммиты, что положительно отражается на операционных показателях гостиниц. Так, в 2019 году прошел первый саммит Россия-Африка, состоялась конференция глав специализированных служб из 80 стран, российско-белорусский саммит и другие.
Открытым остается вопрос возобновления чартерного сообщения с Египтом в 2020 году, что в перспективе может создать дополнительное конкурентное давление на сочинские гостиницы.
Гостиницы горного кластера также демонстрируют рост загрузки. Несмотря на продолжительность горнолыжного сезона в 4 месяца, отелям данного кластера действительно удалось создать уникальный горноклиматический всесезонный курорт. Загрузка брендированного предложения варьируется от 60 до 65%, рост загрузки в целом составляет около 5 п.п. к уровню 2018 года. С точки зрения среднего тарифа горноклиматический кластер не претерпел изменений, тариф остался неизменным и варьируется на уровне 6 000 рублей для гостиниц высокого ценового сегмента и 3 800 рублей для гостиниц среднего ценового сегмента
«Чемпионат мира по футболу 2018 положительно повлиял на имидж страны. Мы наблюдаем рост турпотока в Москву и Санкт-Петербург, что подтверждается цифрами. Загрузка гостиниц всех сегментов обеих столиц стала рекордной. В 2019 году средневзвешенная загрузка по брендированному предложению Москвы составила 78%, это на 2 п.п. выше аналогичного показателя в 2018 году и на 4 п.п. – 2017 году. В Санкт-Петербурге средневзвешенная загрузка по брендированному предложению за 2019 год составила 68%, превысив 2018 год на 7 п.п., 2017 – на 5 п.п.» – говорит руководитель направления гостиничного бизнеса JLL Яна Уханова. – «По аналогии с Северной столицей, Сочи по праву можно назвать Южной столицей России. Ранее рынок с ярко выраженной сезонностью, характеризовавшийся в среднем загрузкой 38-42% и санаториями, загруженными на 70-80%, сейчас может похвастаться разнообразием гостиниц международных брендов всех категорий, которые востребованы как среди туристов, так и участников крупных мероприятий. Мы наблюдаем восходящий тренд с точки зрения загрузки как в прибрежном кластере, так и в горном».