5 главных трендов в освещении улиц и зданий

Как совершенствуются световые приборы? Как выглядят светильники будущего? И как производители световой техники объединяются для сохранения экологии? О ключевых направлениях в развитии архитектурной подсветки и освещении общественных пространств рассказала Ксения Косая, светодизайнер компании QPRO, эксперт в области светового дизайна.
4071

Тренд 1. Контроль светового загрязнения

Развитие рынка уличного освещения подарило новый ночной облик городам, но в то же время их жители потеряли возможность видеть захватывающее звездное ночное небо, каким оно было еще 100 лет назад. Миллионы детей, живущих в Москве или европейских городах, никогда не видели Млечного Пути или отдельных созвездий в районах, где живут. Световое загрязнение стало побочным эффектом индустриальной цивилизации. Поэтому сейчас перед лидерами светотехнического рынка стоит задача ограничить паразитную засветку от источника в новых приборах, что должно привести к уменьшению яркости свечения ночного неба.
 
Как этого достичь? Международная Ассоциация «Дарк Скай», которая ставит своей целью контроль светового загрязнения, рекомендует использовать экранированные приборы, в которых выход света направлен к освещаемой поверхности земли или здания. Комфортная визуальная среда предполагает использование света исключительно там, где он нужен, без паразитной засветки и слепящих источников.
 
Cветовое мастерпланирование определяет зоны интенсивности света и типы освещения. Работу над освещением общественного пространства, объекта архитектуры нельзя проводить в отрыве от существующей ситуации. Так проходила работа над освещением для Триумфальной площади и архитектурным освещением Патриаршего подворья в парке «Зарядье». Анализ окружения, уровня общей засветки помогает определить задачи проектирования.
 
Главной задачей всегда является зрительный комфорт человека, который невозможен без качественного оборудования. 

Тренд 2. Цветовая температура света

Цветовая температура светодиодных источников, раннее поколение которых имело холодную цветовую температуру 5000К и более, стремится к более теплому спектру. Приборы с теплой цветовой температурой безопаснее, глаз человека лучше воспринимает освещенные теплым светом объекты из-за меньшего яркостного контраста, они также оказывают меньше вредного воздействия на живые организмы по сравнению с холодными источниками.
 
Некоторые компании вносят в каталоги продукцию с цветовой температурой 2200 Кельвинов. Это близко к привычной нам всем натриевой лампе, которая использовалась в уличном освещении.
 
Мы во всех проектах уличного освещения используем преимущественно теплую цветовую температуру. Однако, есть примеры, когда использование более холодного спектра позволяет влиять на ощущения человека от восприятия объекта. Так, в проекте общественного здания MATREX инновационного центра «Сколково», изначальный замысел освещения был с применением оборудования, меняющим цветовую температуру, с теплой в зимний период на холодную летом. По задумке архитектора прохладный белый свет оказывал бы охлаждающий эффект. 

Тренд 3. Проекционные светильники

Сейчас многие объекты хотят выделить за счет яркости фасада, увеличивая интенсивность света от осветительных приборов. Технология, которая способна выделить объект за счет другого подхода – проекция. Специальные линзы или трафареты в корпусе уличных прожекторов воплощают эффекты театрального освещения. Такой прием может быть использован в качестве навигации. Он же позволяет присутствовать свету там, где он не может быть установлен. Например, на исторических зданиях, объектах наследия.
 
Как показывает мировая практика, такой гобо-эффект нашел свое применение в прогулочных зонах городов. Москва не стала исключением, проекции присутствуют на дорожках Бульварного кольца.

Тренд 4. Светильники легче интегрируются в архитектуру

В архитектурном освещении специалисты отдают предпочтение приборам с минимальными габаритами, которые интегрируются в пластику фасада и не препятствуют восприятию архитектуры. Уменьшение размеров приборов становится возможным благодаря уменьшению электрических компонентов, развитию технологии собирания луча.
 
Переосмыслена и форма светильников по отношению к элементам фасада. Это дает большую вариативность в применяемых эффектах, которые раскрывают детали архитектуры в ночное время.  Известный пример – светильники с тороидальной оптикой, которые часто устанавливаются для выделения оконных проемов здания.  В интерьере он способен дать графичный акцент, внести геометричность, чем мы часто пользуемся. 

Тренд 5. Влияние технологии интернета вещей на освещение 

Сейчас активно внедряется технология интернета вещей, улицы городов заполняются датчиками, WI-FI-модулями, видеокамерами и прочими компонентами этой системы, каждый из которых имеет свою форму, габариты и место установки. Все они разные и их становится все больше, что приводит к визуальному загрязнению.
 
Современные мульти-опоры освещения способны включать в себя не только модуль освещения, но и умные модули-компоненты. В этой системе светильник тоже становится умным модулем, который программируется алгоритмом сбора данных и является уже не просто источником света, а элементом умного города. В умных городах освещение способно изменить взаимодействие человека и города. Становясь ориентированным на человеческую активность, освещение может менять интенсивность, типы засветки в течении суток без дополнительных энергетических затрат. Такие установки освещения – хороший пример, как все вещи в концепции интернета вещей взаимосвязаны и работают на своем максимуме. Это абсолютно незнакомый тренд для Москвы, однако мировых концептуальных наработок уже много. Распространение этой технологии требует времени и переосмысления процессов.
 
Новые технологии должны быть направлены не только на форму прибора, на его вид, но и на общее улучшение среды, и на развитие города.
 
 


Материалы по теме

Источник: QPRO
Точка зрения

Как освещение влияет на работоспособность сотрудников

Алексей Бурыкин, предприниматель, основатель компании QPRO, о том, как бизнес зарабатывает больше, инвестируя в правильное освещение.
21.01
KnowHow

Развитие комьюнити-центров – шанс на новую жизнь для забытых памятников архитектуры

Общественные пространства для досуга и отдыха во всем мире переживают новый этап развития. О выдающихся проектах редевелопмента в мире и перспективах развития комьюнити-центров в России рассказывает Антон Панарин, менеджер группы стратегического консультирования в сфере недвижимости PwC в России.
29.04
KnowHow

Proptech: развитие в мире и в России

В условиях ограничений и самоизоляции proptech может получить дополнительный импульс к развитию. О том, как технологии в коммерческой недвижимости развиваются в мире и в России, проанализировали эксперты компании IPG.Estate.
14.04

журнал CRE 7(441)

Июль
Вышел из печати CRE №7 (441) Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Читайте в номере: АКТУАЛЬНО Ушли в коммерцию: перейдут ли инвесторы из жилой недвижимости в коммерческую? Эксперты журнала ожидают возвращения интереса к коммерческой недвижимости у игроков рынка, однако подчеркивают, что процесс этот не будет слишком активным. ТЕМА НОМЕРА Это моя поляна: как укрупнение сегмента девелопмента влияет на отрасль и отдельные ее направления. УПРАВЛЕНИЕ ...

Популярное

Источник: Kanzler
Экспертный анализ

Кодовое слово: как менялся дресс-код на рынке недвижимости

Лето-2024 стало одним из самых жарких в истории наблюдений, и семь из десяти компаний Москвы и Подмосковья, по данным SuperJob, смягчили дресс-код. При этом, многие сотрудники российских бизнесов поддерживают соблюдение стандартов даже летом: 36% опрошенных «Авито» считают, что носить прозрачную одежду на работе категорически нельзя, 31% против ношения маек, кроп-топов и «вещей с оголённой талией», 29% — шорт, но только на мужчинах. Ещё 26% не радуют тапочки или сланцы коллег, 22% респондентов-женщин – глубокие декольте, и только 31% респондентов не раздражает ничего. Ведущие эксперты российского рынка недвижимости, ритейла, логистики и индустрии гостеприимства вспомнили для CRE, как менялся дресс-код в отрасли за тридцать лет, и поделились, что можно, а что нельзя в их офисах и вне офисов (но в рабочее время) сегодня.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
22.07
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (15-21 июля)

Готовящаяся сделка Radius Group и Ozon, новый крупный склад под Уфой, новости Accent Capital, O1 Properties и У Aspace, блины в красноярской «Планете», крупные складские сделки в Петербурге и Москве, ход работ в Stone Ленинский, а также новая статья из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке. 
21.07
Источник: SOK
Экспертный анализ

Наденьте это немедленно

38% сотрудников российских компаний всегда придерживаются правил дресс-кода, хотя он их и раздражает. 35% нарушали их, но очень редко, а 40% считают важным соблюдение дресс-кода в офисах в принципе. CRE продолжает серию летних публикаций о том, как менялся дресс-код на рынке недвижимости, в ритейле, логистике, индустрии гостеприимства и смежных сегментах.

Продолжение. Начало - здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
23.07
Источник: cre.ru
Проект

«Гранель» построит склад для Ozon

Ozon займет склад, который построит «Гранель» в Новой Москве.
 
22.07
Источник: Пресс-служба Business Club
Игроки рынка

Business Club построит премиальный БЦ на Ходынке

Business Club презентовал бизнес-центр нового формата.

24.07
Источник: Пресс-служба «Мантера»
Открытие

В Олимпийском парке открывается премиальный отель

В Сочи откроется отель Mantera Supreme Seaside.  
 
26.07
Источник: Pridex
Открытие

Штаб-квартира «Уральской Стали» переехала на Пресню

Головной офис одного из лидеров металлургического рынка площадью 4 тыс. кв. м реализован компанией Pridex на территории бывшего лакокрасочного завода братьев Мамонтовых.
23.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre