Развитие комьюнити-центров – шанс на новую жизнь для забытых памятников архитектуры

Общественные пространства для досуга и отдыха во всем мире переживают новый этап развития. О выдающихся проектах редевелопмента в мире и перспективах развития комьюнити-центров в России рассказывает Антон Панарин, менеджер группы стратегического консультирования в сфере недвижимости PwC в России.
8100
Последние недели лишний раз доказали, что потребность людей в общении во всех сферах жизни естественная и не меняется во времени. Однако пространства для встреч и работы переживают трансформацию. Различные формы формального и неформального общения традиционно возникали на городских площадях, ярмарках и базарах, а спустя столетия перенеслись в уже привычные современному глазу офисы, коворкинги и фудхоллы.

Всего несколько лет назад появление качественной детской площадки или теплого подземного паркинга позволяли девелоперам жилья повышать класс дома, но сегодня современное общество и в первую очередь представители поколения Z формируют дополнительные требования к удобству, комфорту и наполнению окружающего пространства.

Сегодня конкуренция за человеческое время и потребность в качественном досуге способствуют возрождению привычных комьюнити-центров, появившихся в Англии и США в начале прошлого века и активно строившихся в СССР.

Комьюнити-центр. Что это такое?

Комьюнити-центр – это общественное пространство для досуга и отдыха, расположенное, как правило, в спальных районах города в пешеходной доступности от жилых массивов.

Наполнение основных зон зависит от расположения здания и целевой аудитории, однако чаще всего в качестве якорного профиля могут выступать объекты сферы:
  • Физкультуры и спорта (фитнес-залы, бассейн, скалодром)
  • Науки и образования (лектории, залы для проведения уроков)
  • Бизнеса (офисные помещения, переговорные комнаты, коворкинг)
  • Досуга для всей семьи (кинозалы, детские площадки, аниматоры, боулинг, квесты)
  • Поддержки пожилых и людей с ограниченными возможностями
Отдельное внимание уделяется зонированию и доле открытых зон – например, в просторном фойе можно выпить кофе или поработать за ноутбуком, а на эксплуатируемой крыше может размещаться бар или бассейн.

Прообразами современных досуговых форматов являлись рабочие клубы и дома культуры, создаваемые по территориальному или социальному принципу (например, ДК Железнодорожников, Офицеров и проч.) для проведения образовательных и досуговых мероприятий, и очевидно, что с годами потребности людей в проведении досуга не меняются.
 
Дом культуры им. Русакова (Москва)

Источник: Speech: Community center, №21, 2018

С советских времен до нашего времени сохранились многочисленные дома культуры, например, Дом культуры имени Русакова, созданный архитектором Константином Мельниковым для образования и досуга членов московского союза коммунальщиков.

Сегодня развитие комьюнити-центров в российских городах (и не только крупных) может способствовать гармонизации городского развития, формированию дополнительных точек роста в спальных районах, а также развитию досуга для различных возрастных и социальных групп населения.

Комьюнити-центры в мире

Опыт зарубежных стран иллюстрирует, что комьюнити-центры могут развиваться преимущественно на базе объектов образования, культуры и спорта. Согласно практике, комьюнити-центры могут появляться не только как объекты нового строительства, но и как проекты редевелопмента, что может не только внести дополнительный колорит в проект, но и спасти памятник архитектуры от сноса, а также вдохнуть новую жизнь в морально устаревший объект.
 
SEC 24 de Maio (Сан-Паулу)

Источник: archi.ru, Nelson Kon

Например, в бразильском Сан-Паулу бывшая офисная башня была приспособлена под вместительное многофункциональное общественное пространство. От штаб-квартиры сети супермаркетов остались каркас и открытые зоны на каждом из этажей, подземная парковка была приспособлена под театральный зал, на кровле появился бассейн. Всего в здании размещено около десятка функций, включая библиотеку, спортивные и танцевальные залы, рестораны, выставочные пространства и даже медицинская клиника.
 
Can Canaria (Барселона)

Источник: archdaily.com, Jordi Sánchez 

Небольшой театр в Барселоне был комплексно реконструирован и превратился в современный досуговый центр Can Clariana. Здание сохранило свое основное предназначение, однако существенно видоизменилось как внутри, так и снаружи. Помимо непосредственно зрительного зала здесь появились залы для проведения мероприятий, а также точки питания, что дало возможность использовать объект на ежедневной основе, а не только в дни театральных постановок.
 
Центр De Petrus (Вюгт, Голландия)

Источник: archdaily.com, Stijn Poelstra

Рассказ о редевелопменте пространств под комьюнити-центры был бы неполным без упоминания проектов, реализованных на базе бывших религиозных объектов. По мере потери подобными объектами ключевого статуса в формировании общественных пространств и падения посещаемости паломников, логично встает вопрос о современном использовании при непростой задаче поиска баланса между экономической целесообразностью и этическими нормами. Например, в голландском городе Вюгт бывшая церковь была приспособлена под вместительный книжный магазин с читальным клубом и кафе.

Комьюнити-центры в России

Дополнительным фактором развития этого формата может стать реальность сегодняшних дней, когда в силу развития сферы услуг и новых технологий целые категории объектов становятся неактуальными или мало востребованными. Например, прототипы российских коммьюнити-центров – библиотеки, кинотеатры и дома культуры советского времени теряют популярность с развитием интернета и новых форм досуга.
 
Районный центр «Ангара» (Москва)

Источник: ADG Group

Первопроходцем в комплексном подходе к развитию общественных центров стала компания ADG Group, выкупившая в 2014 г. на торгах 39 московских кинотеатра под реконструкцию с сохранением исторической функцией. По замыслу авторов, наполнение каждого районного центра будет ориентировано на потребности местных жителей и регулярное посещение.
 
Библиотека им. Достоевского (Москва)

Источник: mos.ru

Другим примером обновления стала библиотека им. Достоевского на Чистых прудах – первый шаг в направлении переосмысления библиотек в Москве в наши дни. Руководствуясь принципами открытости, многофункциональности и комфортности, авторы смогли создать современное яркое пространство для чтения за чашкой кофе, проведения мероприятий и неформальных встреч.

Еще одна большая группа объектов, возможных для переосмысления, – дома культуры, многие из которых не имеют обременений, и могут быть реконструированы с сохранением исторического назначения в современной концепции. Несмотря на попытки сохранить и обновить сохранившееся наследие (например, ДК ЗИЛ), в Москве и других городах огромное число памятников архитектуры и просто прекрасных зданий простаивают за ненадобностью и ветшают.
 
Клуб завода «Каучук» (Москва)

Источник: archi.ru, Денис Есаков

Например, признанный памятник авангарда, здание клуба культуры завода Каучук в московских Хамовниках сегодня переживает не лучшие времена.
 
ДК Невского машиностроительного завода (Санкт-Петербург)
Источник: pikabu.ru

Печально состояние дворца культуры Невского машиностроительного завода им. Ленина в Петербурге. Сегодня здание, бывшее одним из мест зарождения ленинградского рок-клуба, не эксплуатируется, жители выступают за реконструкцию здания, однако инвестор до сих пор не найден.

Список забытых домов культуры можно дополнить не одним десятком объектов.

Перспективы развития

В крупных городах также актуален редевелопмент объектов под комьюнити-центры в рамках реализации проектов комплексного освоения территорий, предполагающих, как правило, основной упор на возведение жилья и офисов различных классов. На территориях бывших промышленных территорий до сих пор сохранилось большое число объектов, планировки и архитектура которых позволяют реализовать интересные форматы для досуга и отдыха.

Равно как теряют актуальность кинотеатры, библиотеки и дома культуры старых форматов, изменение производственных технологий снизило востребованность крупных предприятий. Например, десятки массивных хлебозаводов вековой давности уже не востребованы в таком количестве из-за развития небольших частных производителей, а также собственных производств супермаркетов из-за чего появилась возможность купить свежеиспеченный хлеб в соседнем доме.

Из почти трех десятков московских хлебозаводов яркой современной судьбой могут похвастаться лишь два из них: хлебозавод Зотова на Пресне и хлебозавод №9 на Дмитровской. Здания недавно прошли комплексную реконструкцию и будут развиваться как креативно-музейные пространства.

Судьба остальных не столь радужна.
 
Хлебозавод «Золоторожский хлеб» (Москва)

Источник: pastvu.com

Хлебозавод «Золоторожский хлеб» в Москве проектировался на территории завода «Серп и Молот» как самый мощный комбинат своей отрасли в мире. Сегодня объект не используется по прямому назначению, а само здание находится на территории активно застраиваемого района и могло бы стать уникальной точкой притяжения для местных жителей.

Комплексная схема реализации единым лотом, примененная к реновации кинотеатров, также может быть тиражирована и на объекты описанных выше форматов. Подобный подход позволит сэкономить время на организацию множества конкурсных процедур и обеспечить реализацию единого, в том числе и архитектурного, подхода к исполнению проектов. Однако важно и соблюсти интересы собственника, поскольку при реализации пула объектов единому покупателю сумма сделки может быть далека от максимальной.

Помимо зданий, переживающих непростые времена, комьюнити-центры в российских городах могут развиваться не только за счет нового строительства, но и появляться путем трансформации существующих зданий, в том числе и построенных относительно недавно.

Развитие и насыщение рынка объектами сферы ритейла, а также кризисные явления будут способствовать трансформации концепции традиционных торговых центров (особенно районных) в сторону комьюнити-объектов за счет сокращения доли привычных арендаторов в сторону досуговых и развлекательных, от чего выиграют в конечном счете простые горожане.


Материалы по теме

KnowHow

«Русский Burning Man»: как создается временная архитектура на фестивалях

Летом в Крыму состоялся молодежный фестиваль «Таврида-Арт». Участники мероприятия присвоили ему второе негласное название - «русский Burning Man», сравнив с американским фестивалем в пустыне Блэк-Рок в Неваде. О том, что такое временный редевелопмент территории и как на подобных площадках создаются гигантские инсталляции и инфраструктура, рассказал Михаил Беляков, руководитель мастерской Noor Architects.
03.12
Точка зрения

Эволюция офиса: что ждет рабочие пространства после коронавируса?

Евгения Лучицкая, официальный представитель A-Store Estates, девелопера проекта Neopolis, рассуждает о том, как меры, принятые в связи с распространением коронавируса, повлияют на офисные пространства.
10.04
Точка зрения

Золотой возраст: почему современной России нужны качественные коммерческие дома для престарелых

В странах западной Европы и США дома для престарелых – это крупный сетевой бизнес, но в России рынок недвижимости для людей старшего поколения только зарождается. Михаил Беляков, глава архитектурного бюро Noor Architects, рассказывает о том, почему сейчас стала еще более очевидна необходимость в безопасном и комфортном жилье для пожилых и что необходимо для развития качественных геронтологических услуг в России.
28.04

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (9-15 декабря)

Первый арендатор в новом проекте Instone Development, ключевые назначения в IPG.Estate и Remain, новый регион для Azimut Hotels, продажа БЦ в «Московском шелке» и Art Plaza, а также ТЦ «Ярославский вернисаж», и новый материал из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю. 
15.12
Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre