Москвичи сокращают траты, стрит-ритейл страдает

Аналитики CBRE провели с 6 по 15 мая опрос около 250 потребителей Москвы. 63% опрошенных планируют сократить расходы, более чем у половины снизился доход. В компании отмечают, что около 5% заведений в центральных торговых коридорах уже закрылись, а еще большее количество находится в состоянии неопределенности.

4594

Аналитики CBRE провели с 6 по 15 мая опрос около 250 потребителей Москвы. 63% опрошенных планируют сократить расходы, более чем у половины снизился доход. В компании отмечают, что около 5% заведений в центральных торговых коридорах уже закрылись, а еще большее количество находится в состоянии неопределенности.

Восстановление экономики. Ожидания респондентов и оценка экономистов

Пандемия оказала колоссальное влияние на мировую экономику и российскую в частности. Во время самоизоляции респонденты перешли на кризисную модель поведения и, адаптируясь к новым экономическим условиям, отказались от дорогих и импульсных покупок, переориентировались на товары более доступной ценовой категории. Не удивительно, что в этот период возрос спрос на товары со скидками. Значимость осознанного потребления в нынешней ситуации, несомненно, возросла.

Около половины респондентов считают, что экономика восстановится не раньше 2022 года, а 65% респондентов уверены, что в течение 2020 г. ситуация будет усугубляться. Быстрое возвращение к докризисному уровню в ближайшие шесть месяцев участники опроса считают маловероятным сценарием. Ожидания респондентов совпадают с макроэкономическими прогнозами. По различным оценкам экономистов, снижение ВВП в этом году составит от 5 до 7,3%, однако в следующем году экономисты прогнозируют рост экономики. Тем не менее, в абсолютном выражении реальный объем ВВП вернется к предкризисному уровню не раньше 2022 года.

Темпы восстановления потребительской активности

Стремление к экономии и осознанному потреблению уже присутствовали среди потребительских паттернов россиян, ввиду предыдущих экономических потрясений. Их значимость в нынешней ситуации, безусловно, возросла и останется таковой в ближайшие пару лет. 57% респондентов отметили сокращение своего дохода и 63% планируют сократить свои расходы в течение 12 месяцев.

Предпочтения потребителей до пандемии, во время и после

Результаты опроса подтвердили некоторые сформировавшиеся потребительские тренды - популярность магазинов у дома, особое внимание к скидкам, но также опровергли некоторые распространенные заблуждения, такие как, угроза со стороны онлайн-торговли для торговых центров или снижение интереса населения к ресторанам и кафе в условиях стремительного роста сервисов доставки готовой еды. Цифровая трансформация бизнеса началась задолго до событий 2020 года. Пандемия лишь ускорила этот процесс и увеличила масштаб его охвата.

Торговые центры по-прежнему остаются основным каналом для покупки одежды и обуви. Их популярность связана с тем, что они предоставляют уникальный клиентский опыт, в том числе благодаря усилению развлекательной составляющей в последнее время, а также высокой долей товаров со скидками и широким ассортиментом. Наиболее популярными местами покупки продуктов являются магазины у дома (75 % опрошенных посещают их несколько раз в неделю).


Онлайн или оффлайн

Онлайн-канал для покупки продуктов и товаров первой необходимости в Москве не был широко востребованным, 49% наших респондентов относятся к данной категории. Несмотря на ограничения режима самоизоляции, большинство респондентов не решилось перейти в онлайн –57% продолжили покупать продукты в магазине у дома. Респонденты, приобретавшие продукты онлайн во время самоизоляции впервые (40%), остались довольны новым опытом с точки зрения условий доставки, интерфейса и скорости оформления.

Для респондентов возможности онлайн-шоппинга имеют значение при покупке бытовой техники и электроники, товаров для дома и ремонта, а также косметики, парфюмерии. Онлайн-шоппинг играет роль дополнительного канала для совершения покупки и не стал основным, даже в период пандемии, однако усилил свою позиции за счет роста лояльности покупателей к данному виду шопинга.

Около 40% участников исследования продолжат посещать кафе и рестораны с той же регулярностью после возобновления их работы. Четверть респондентов готовы вернуться в рестораны только при условии соблюдения усиленных мер безопасности. Готовы отказаться от посещения общепита всего 10% опрошенных.


Кафе и рестораны занимают основную долю среди арендаторов в центральных торговых коридорах (36%), и именно они долгие годы формировали основной спрос на помещения. Во время самоизоляции доставка не смогла покрыть расходы заведений, даже с учетом скидок по арендной плате вплоть до полного освобождения. Есть исключения, но большая часть заведений фиксировала снижение прибыли более чем на 90%. Наше исследование также показало, что более половины опрошенных или не использовали доставку, или стали заказывать реже/перестали ей пользоваться.


Юлия Назарова, руководитель направления стрит-ритейла СBRE в Москвы, комментирует: «На сегодняшний день большинство заведений общепита в центральных торговых коридорах открылись. Около 5% заведений прекратили деятельность, а статус еще большего числа заведений до сих пор не определен. Большая часть закрытий ресторанов и кафе была связана с проблемами с концепцией и локацией, которые были раньше. Сегодня рестораны работают в условиях ограничительных мер и сокращают количество посадочных мест. Стоит отметить, что не все офисные сотрудники вернулись на работу в бизнес-центры, а данная аудитория составляла значительную долю трафика. Для некоторых арендаторов и улиц критически важен туристический трафик, который сейчас полностью отсутствует».

 



иГРОКИ РЫНКА

IPG.Estate

Назарова Юлия

Консалтинг и брокеридж

CORE.XP

Материалы по теме

Исследования рынка

CBRE настаивают на вакантности 11,6% в стрит-ритейле

По данным аналитиков компании, показатель является максимальным за четыре года. До конца года прогнозируется незначительное снижение ставки, а восстановления спроса в CBRE ожидают к 2021 году.

23.07
Исследования рынка

Colliers оценили вакантность в стрит-ритейле на 7,5%

По данным аналитиков компании, вакантность за год увеличилась на 2,2 п.п. При этом ставки на помещения в основных торговых коридорах демонстрируют разнонаправленный тренд.

23.07

журнал CRE 5(450)

Вышел в свет июньский номер журнала Commercial Real Estate № 450 Читайте в номере:  «Лёгкие штрихи»: в апреле правительство Москвы исключило классические склады из списка объектов, строительство которых давало право получать льготы на перевод участков под жильё. Кроме того, чиновники повысили коэффициент для объектов промышленного назначения. Теперь девелоперам будет намного интереснее строить промышленные технопарки, заводы, фабрики,  light industrial. «Лайтами» на этом фоне могут с...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (30 июня - 6 июля)

CORE.XP отправляется на курорт, «Магнит» наращивает логистику и производство, IBC Real Estate развивает офисное направление, а «Золотое яблоко» и «Дом.РФ» ищут новые офисы. Эти и другие новости, а также свежие материалы из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
06.07
Источник: KravtGroup
Игроки рынка

KravtGroup проводит ребрендинг при участии Студии Артемия Лебедева

Отельер и девелопер получит название Kravt Hotels & Homes. Кроме того, компания запускает новый флагманский бренд Muse. Полностью завершить ребрендинг сети планируется до конца 2025 года.
07.07
Источник: Пресс-служба «Магнит»
Открытие

Флагманский «Магнит Косметик» открывается в Хамовниках

«Магнит» откроет флагманский магазин «Магнит Косметик» новой концепции на 250 кв. м в ЖК «Садовые кварталы» в Хамовниках. В торговом пространстве реализованы AR-решения и бьюти-сервисы.
04.07
Источник: Blank
Назначения

Петр Фонфара - управляющий партнер Blank

В новой роли Фонфара сосредоточится на стратегическом управлении международной командой бюро, развитии направлений компании и укреплении проектного портфеля.
07.07
Источник: Manufaqtury
Назначения

Андрей Хаев присоединился к Manufaqtury

Он занял должность директора департамента управления и эксплуатации коммерческой недвижимости. Андрей обладает более чем 10-летним опытом в области управления и эксплуатации объектов коммерческой недвижимости, занимал руководящие позиции в таких компаниях, как Sawatzky, Standard Property & Facility Management (бывший O1 Standard) и RD Management Services. 

 
07.07
Источник: МЕГА
Игроки рынка

Более 80 магазинов открылось в МЕГАХ в первом полугодии 2025

Это на 12,5% больше, чем в прошлом году. Общая площадь новых магазинов - более 22 тыс. кв. м. Модный сегмент лидирует по количеству открытий – более 11 тыс. кв. м.
07.07
Источник: CRE
Сделка

«Магнит» заключил офисную сделку года

Ритейлер «Магнит» арендовал 10,9 тыс. кв. м в офисном здании у Савеловского вокзала, что стало одной из крупнейших офисных сделок в Москве с начала 2025 года.
10.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre