Аналитики CBRE провели с 6 по 15 мая опрос около 250 потребителей Москвы. 63% опрошенных планируют сократить расходы, более чем у половины снизился доход. В компании отмечают, что около 5% заведений в центральных торговых коридорах уже закрылись, а еще большее количество находится в состоянии неопределенности.
Восстановление экономики. Ожидания респондентов и оценка экономистов
Пандемия оказала колоссальное влияние на мировую экономику и российскую в частности. Во время самоизоляции респонденты перешли на кризисную модель поведения и, адаптируясь к новым экономическим условиям, отказались от дорогих и импульсных покупок, переориентировались на товары более доступной ценовой категории. Не удивительно, что в этот период возрос спрос на товары со скидками. Значимость осознанного потребления в нынешней ситуации, несомненно, возросла.
Около половины респондентов считают, что экономика восстановится не раньше 2022 года, а 65% респондентов уверены, что в течение 2020 г. ситуация будет усугубляться. Быстрое возвращение к докризисному уровню в ближайшие шесть месяцев участники опроса считают маловероятным сценарием. Ожидания респондентов совпадают с макроэкономическими прогнозами. По различным оценкам экономистов, снижение ВВП в этом году составит от 5 до 7,3%, однако в следующем году экономисты прогнозируют рост экономики. Тем не менее, в абсолютном выражении реальный объем ВВП вернется к предкризисному уровню не раньше 2022 года.
Темпы восстановления потребительской активности
Стремление к экономии и осознанному потреблению уже присутствовали среди потребительских паттернов россиян, ввиду предыдущих экономических потрясений. Их значимость в нынешней ситуации, безусловно, возросла и останется таковой в ближайшие пару лет. 57% респондентов отметили сокращение своего дохода и 63% планируют сократить свои расходы в течение 12 месяцев.
Предпочтения потребителей до пандемии, во время и после
Результаты опроса подтвердили некоторые сформировавшиеся потребительские тренды - популярность магазинов у дома, особое внимание к скидкам, но также опровергли некоторые распространенные заблуждения, такие как, угроза со стороны онлайн-торговли для торговых центров или снижение интереса населения к ресторанам и кафе в условиях стремительного роста сервисов доставки готовой еды. Цифровая трансформация бизнеса началась задолго до событий 2020 года. Пандемия лишь ускорила этот процесс и увеличила масштаб его охвата.
Торговые центры по-прежнему остаются основным каналом для покупки одежды и обуви. Их популярность связана с тем, что они предоставляют уникальный клиентский опыт, в том числе благодаря усилению развлекательной составляющей в последнее время, а также высокой долей товаров со скидками и широким ассортиментом. Наиболее популярными местами покупки продуктов являются магазины у дома (75 % опрошенных посещают их несколько раз в неделю).
Онлайн или оффлайн
Онлайн-канал для покупки продуктов и товаров первой необходимости в Москве не был широко востребованным, 49% наших респондентов относятся к данной категории. Несмотря на ограничения режима самоизоляции, большинство респондентов не решилось перейти в онлайн –57% продолжили покупать продукты в магазине у дома. Респонденты, приобретавшие продукты онлайн во время самоизоляции впервые (40%), остались довольны новым опытом с точки зрения условий доставки, интерфейса и скорости оформления.
Для респондентов возможности онлайн-шоппинга имеют значение при покупке бытовой техники и электроники, товаров для дома и ремонта, а также косметики, парфюмерии. Онлайн-шоппинг играет роль дополнительного канала для совершения покупки и не стал основным, даже в период пандемии, однако усилил свою позиции за счет роста лояльности покупателей к данному виду шопинга.
Около 40% участников исследования продолжат посещать кафе и рестораны с той же регулярностью после возобновления их работы. Четверть респондентов готовы вернуться в рестораны только при условии соблюдения усиленных мер безопасности. Готовы отказаться от посещения общепита всего 10% опрошенных.
Кафе и рестораны занимают основную долю среди арендаторов в центральных торговых коридорах (36%), и именно они долгие годы формировали основной спрос на помещения. Во время самоизоляции доставка не смогла покрыть расходы заведений, даже с учетом скидок по арендной плате вплоть до полного освобождения. Есть исключения, но большая часть заведений фиксировала снижение прибыли более чем на 90%. Наше исследование также показало, что более половины опрошенных или не использовали доставку, или стали заказывать реже/перестали ей пользоваться.
Юлия Назарова, руководитель направления стрит-ритейла СBRE в Москвы, комментирует: «На сегодняшний день большинство заведений общепита в центральных торговых коридорах открылись. Около 5% заведений прекратили деятельность, а статус еще большего числа заведений до сих пор не определен. Большая часть закрытий ресторанов и кафе была связана с проблемами с концепцией и локацией, которые были раньше. Сегодня рестораны работают в условиях ограничительных мер и сокращают количество посадочных мест. Стоит отметить, что не все офисные сотрудники вернулись на работу в бизнес-центры, а данная аудитория составляла значительную долю трафика. Для некоторых арендаторов и улиц критически важен туристический трафик, который сейчас полностью отсутствует».