Как ресторанный бизнес Петербурга пережил пандемию?

По данным компании Colliers International, с марта по август 2020 г. на четырех ресторанных улицах Санкт-Петербурга закрылось каждое десятое заведение общественного питания. Половина закрытий пришлась на бары. Однако первый месяц полноценной работы общепита показал: картина в целом недраматичная.
3094
Уровень закрытий оказался значительно ниже прогнозов, которые озвучивали эксперты и игроки рынка во время самоизоляции. Жители города соскучились по любимым барам и ресторанам и готовы поддержать индустрию спросом.

Colliers International проанализировала работу баров, ресторанов, кафе и кондитерских на четырех ресторанных улицах Санкт-Петербурга: Белинского, Некрасова, Жуковского и Рубинштейна.

С марта по август 2020 г. на этих улицах закрылось 15 заведений общественного питания (10% от общего объема арендаторов этого профиля). В антилидерах по числу закрытий оказались ул. Жуковского и ул. Некрасова, потерявшие за четыре месяца по шесть и пять кафе и баров соответственно. Например, на ул. Некрасова прекратили работу бары Hideout, «Угловой Некрасова», кафе Sunny Georgia, кофейня «420 страниц». На ул. Жуковского закрылись бары «Жуки», Raw Materials Bar, Bez Uma, кондитерская «Пончик-батончик» и др.

Половина из всех закрывшихся заведений на основных ресторанных улицах – бары. «Концепция классического бара не располагает достаточной вариативностью для удовлетворения всех потребностей окружающего покупательского трафика – от кофе с булочкой ранним утром до ужина с бокалом вина поздним вечером. Поскольку бар – это история про «выпить», возможности генерирования выручки таких заведений, в отличие от кафе и ресторанов, были ограничены, что привело к сложностям в оплате аренды и заработной платы, – комментирует Владимир Каличава, руководитель департамента услуг для ритейлеров Colliers International. – Чтобы выстоять в условиях высокой конкуренции, некоторые заведения (прежде всего успешные сетевые проекты) пришли к едва заметной трансформации, сочетая несколько форматов и отказываясь от четкого позиционирования «бар»/«ресторан». Это позволило заведению работать на конкретный портрет покупателя в конкретной локации, предложив выбрать окружающему трафику историю про «поесть/выпить/быстро/атмосферно».

Основными причинами закрытий заведений общепита стали необходимость выплачивать арендную плату в период простоя (некоторые арендаторы не смогли договориться о смягчении арендных условий), отсутствие резервного фонда и невозможность переориентироваться в формат доставки. Однако есть и другие причины. Например, тянувшийся с 2019 г. конфликт жителей улицы Рубинштейна с рядом заведений привел к закрытию бара Dovlatov.

Некоторые рестораторы настроены оптимистично и запускают новые проекты. Так, вместо рыбного ресторана Morskoj на ул. Жуковского та же команда открыла ресторан грузинской кухни Q’veli, а в помещении заведения «Фарш и Бочка» на ул. Белинского; ресторанная группа Dreamteam анонсировала открытие итальянского кафе «Форно Браво». В то же время ресторанные улицы пополняются и новыми арендаторами. Например, на месте бара Bez Uma на ул. Жуковского открылся бар «Пробка».

Оценивая итоги прошедшего карантина и месяца полноценной работы заведений, можно отметить, что в целом состояние рынка удовлетворительное. Несмотря на то, что закрылось каждое десятое заведение, цифра ненамного превышает средний полугодовой показатель ротации на ключевых торговых коридорах в 2019 г., составивший 6,5-9%.

«Наиболее устойчивыми в период кризиса оказались сетевые проекты, отвечавшие сразу нескольким требованиям: высокий уровень компетенций, низкая закредитованность, отсутствие авантюрной политики развития, наличие финансового запаса для сохранения профессиональной команды, а также налаженный процесс доставки», – отмечает Владимир Каличава.

В настоящий момент жители Петербурга поддерживают ресторанную индустрию спросом, сформировавшимся в период самоизоляции. Этот спрос позволит ресторанам покрыть убытки, накопившиеся во время кризиса, и выйти в прибыль. «В целом рестораторы оптимистично оценивают свои перспективы, если не будут введены новые ограничения. Заведения со «здоровым» климатом внутри компании, располагающие квалифицированным штатом, чувствуют себя вполне уверенно, – полагает Владимир Каличава. – К концу года ресторанный рынок продолжит переформатирование – компании, которые готовы вкладывать в профессиональные кадры, уйдут в еще больший отрыв от конкурентов и расширят свое присутствие на рынке».


Материалы по теме

Экспертный анализ

Более 400 ресторанов закрылось в Петербурге в 2019 году

Число закрытых ресторанов и кафе в Санкт-Петербурге по итогам 2019 года на 6,5% превысило количество открытых заведений, согласно исследованию ГК «БестЪ».
19.12
Экспертный анализ

Кафе и рестораны покидают стрит-ретейл Петербурга

По подсчетам компании JLL, за 1-й квартал 2019 г. на основных торговых улицах Петербурга закрылось 53 кафе и ресторана. Это является наибольшим квартальным значением за всю историю наблюдений. В результате превышение закрытых заведений общепита над открытыми достигло максимума.
15.04
Экспертный анализ

Количество новых кафе и ресторанов в Санкт-Петербурге бьет рекорды

По данным консалтинговой компании JLL, кафе и рестораны вытеснили с центральных улиц других ритейлеров и достигли максимальных квартальных показателей для этого сегмента во 2 квартале 2018 года.
17.07

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (9-15 декабря)

Первый арендатор в новом проекте Instone Development, ключевые назначения в IPG.Estate и Remain, новый регион для Azimut Hotels, продажа БЦ в «Московском шелке» и Art Plaza, а также ТЦ «Ярославский вернисаж», и новый материал из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю. 
15.12
Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre