Московских шопоголиков не напугать коронавирусом

Пандемия не изменила отношение москвичей к торговым центрам. Они продолжают посещать ТЦ, рестораны и фитнес-центры с прежней частотой.
2810

По данным JLL, 78% москвичей продолжат посещать торговые центры с той же регулярностью, как и до карантина, либо планируют ходить в молы чаще. При этом 85% горожан не будут увеличивать частоту онлайн-покупок, отдавая предпочтение традиционным офлайн-каналам. Таким образом, прогнозы о значительном влиянии пандемии на модель поведения потребителя и эффективность работы ТЦ не подтверждаются. По мнению аналитиков JLL, результаты операционной деятельности ТЦ Москвы ухудшились задолго до карантина, что обусловлено целым рядом факторов. Пандемия лишь заставила обратить более пристальное внимание на данный тренд.

В результате карантина и временных ограничений работы торговых центров появилось множество теорий о глобальной трансформации рынков и масштабном переключении с офлайн розницы на онлайн-каналы покупок. Такие прогнозы не основаны на данных комплексных исследований, в связи с чем JLL и агентство «СканМаркет» провели первый опрос москвичей с целью выявить реальное влияние пандемии на потребление товаров и услуг.

Около 32% москвичей заявили об ухудшении условий работы, однако две трети (68%) горожан остались на прежнем месте и еще 8% улучшили свое положение. Наиболее пострадавшими от коронавируса оказались сотрудники сферы обслуживания, т. к. деятельность этих заведений была приостановлена на несколько месяцев (конец марта – середина июня), а также временно неработающие. Специалисты и менеджеры в меньшей степени ухудшили условия работы по сравнению с этими категориями жителей.

Таким образом, карантин затронул подавляющее большинство жителей Москвы. Но на прямой вопрос о посещении ТРЦ в будущем 68% респондентов ответили, что будут посещать точно так же, как и до карантина, еще 10% рассчитывают ходить чаще. Покупатели, планирующие увеличение частоты посещений, указали следующие причины изменения поведения: надоело сидеть дома (19%), надо делать покупки (19%), отмена ограничений (12%), нравится посещать ТРЦ (9%).

Около 18% москвичей полагают, что будут посещать ТРЦ реже. Основной причиной возможного снижения частоты визитов является опасение заразиться коронавирусом – 41% респондентов. Следовательно, после окончания пандемии или появления вакцины/иммунитета эта причина потеряет свое значение. Еще 21% опрошенных, планирующих ходить на шопинг реже, ссылаются на снижение уровня доходов.

Согласно данным опроса, после карантина средняя частота посещения торговых центров может снизиться, но незначительно - с 4,9 до 4,5 раз в месяц. Основная доля респондентов планирует продолжать ходить в моллы 2-3 раза в неделю либо чаще. Если до пандемии с указанной регулярностью посещали торговые центры 30% горожан, то после – 26%.

Мнение о частоте посещения фитнес-центров, кафе/ресторанов, кинотеатров у большинства опрошенных (68-70%) не изменилось по сравнению с поведением до карантина. Среди тех, кто предполагает изменения в регулярности, несколько больше людей склонны сократить частоту пользования услугами. Основной причиной представляется снижение уровня доходов и планы экономии, а не изменения в моделях потребления жителей Москвы.
«Москвичи не изменили свое отношение к торговым центрам и возвращаются к привычному образу жизни. Но это не означает, что торговым центрам гарантированы стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Множество объектов фиксируют снижение трафика, товарооборота, рост вакантности и уже давно нуждаются в реконцепции. Это объективная ситуация, сложившаяся задолго до пандемии и с ней никак не связанная. Причина – конкурентные условия московского рынка – около 450 кв. м на тысячу жителей; неэффективное управление объектом и маркетинг, несбалансированный tenant-mix и устаревшие форматы арендаторов», - комментирует Полина Жилкина, руководитель отдела торговых помещений компании JLL.

Наиболее популярными услугами в торговых центрах, исходя из ответа респондентов, являются фитнес-центр (23%) и МФЦ (22%). Менее востребованы музеи, галереи (13%) и концертный зал (12%). Еще меньше респондентов указали образовательный центр (9%) и коммерческий медцентр (7%). Возможно, структура спроса в конкретных ТРЦ будет отличаться от «общей ситуации по Москве» из-за конкурентного окружения в зоне охвата объектов. При этом необходимо учитывать, что ответы в большей степени отражают желания москвичей, чем реальные потребности. Так, приобретение абонемента в фитнес не означает, что покупатель будет ходить в фитнес-зал; посетители ТЦ не захотят посещать один и тот же музей часто; постоянные концерты отпугивают покупателей шумом и прямо не влияют на продажи.

До карантина 26% респондентов не делали покупок в интернет-магазинах, а онлайн- покупатели, в среднем, совершали покупки с частотой 2,5 раза в месяц. Две трети онлайн-покупателей указали российских агрегаторов (65%), около четверти – зарубежные интернет-магазины (23%), каждый пятый – площадки конкретных брендов/операторов (22%). Возможно, не все респонденты точно знают характеристики своего места онлайн-покупок, и на эти результаты может влиять их информированность о бренде.

После отмены карантина большинство онлайн-покупателей не планируют изменение частоты таких покупок – 68%, предполагают делать онлайн покупки реже - 17%, чаще – 12% опрошенных онлайн-покупателей. Таким образом, средняя частота онлайн-покупок в ближайшем будущем не изменится.
«Онлайн не является основной угрозой для торговых центров, так как молл – это гораздо больше, чем просто место для совершения покупок. Девелоперы должны обеспечить своим клиентам те преимущества, которых просто нет и не может быть в e-commerce. Это и возможности для интересного времяпрепровождения, эмоции от покупок, качественный набор услуг и сервисов, маркетинговые активности и прочее. При этом девелоперам необходимо тщательно просчитывать спрос на те или иные опции и учитывать, что сегодняшний покупателей зачастую не знает, в чем он будет нуждаться завтра. Например, среди работающих москвичей около 37% в принципе не знают, что такое коворкинг. Значит, нет смысла замерять, хочет ли потребитель видеть в составе ТЦ коворкинги, ему необходимо для начала объяснить, что это за формат, и далее просчитать спрос», - отмечает Полина Жилкина.


иГРОКИ РЫНКА

JLL

Жилкина Полина

Консалтинг и брокеридж

JLL

Материалы по теме

Советы юристов

Изменения в регулировании отношений в области недвижимости в связи с коронавирусом

Подзаконные акты, принятые в апреле на территории РФ, внесли изменения в регулирование отношений в области аренды, градостроительных отношений, отношений недропользования и эксплуатации опасных производственных объектов, а также строительных работ.

23.04
Точка зрения

Эволюция офиса: что ждет рабочие пространства после коронавируса?

Евгения Лучицкая, официальный представитель A-Store Estates, девелопера проекта Neopolis, рассуждает о том, как меры, принятые в связи с распространением коронавируса, повлияют на офисные пространства.
10.04
Советы юристов

Коронавирус и договоры аренды: последствия для арендаторов и арендодателей

Как распространение коронавирусной инфекции может повлиять на отношения арендодателей и арендаторов коммерческой недвижимости, рассказали эксперты юридической компании CMS.
23.03

журнал CRE 8 (407)

Апрель 2
Очередной номер журнала CRE вышел в PDF-формате. Прочитать его можно ЗДЕСЬ Создан при поддержке Raven Russia www.rrpa.ru Читайте в журнале: Актуально РУБЛЁВАЯ СТАТЬЯ Тема номера ПРИНИМАТЬ ВНУТРЬ Интервью Сергей СУХАНОВ, генеральный директор АО "Корпорация "Туризм.РФ": ОГРАНИЧЕНИЯ И ВЫЗОВЫ ПОШЛИ ТОЛЬКО НА ПОЛЬЗУ ВНУТРЕННЕМУ ТУРИЗМУ" Тренды  ДАЙ МИЛЛИОН, ДАЙ МИЛЛИОН Тенденции ОТДАТЬ "ЯКОРЯ" Опрос Московские окна Тренды ЦЕНЫ КОРРЕКТИРУЮТ ПЛАНЫ  ...

Популярное

Источник: «Киевская Площадь»
События

«Киевская Площадь» встретилась с представителями ритейла Турции

В организованном компанией проперти-туре приняли участие председатель Турецко-Российского делового совета DEIK Иззет Экмекчибаши и члены правления турецкого объединения ритейлеров United Brands Association (BMD) Синан Онджель, Мустафа Камар и Исмаил Кутлу.
13.05
Источник: Union Brokers
Назначения

Наталья Бонд присоединилась к Union Brokers

В новой для себя компании Наталья займет должность директора по продажам складской и индустриальной недвижимости.
12.05
Источник: РИА Недвижимость
Игроки рынка

ПИК запустил мебельный маркетплейс

На старте ПИК-Маркетом смогут пользоваться клиенты застройщика в Москве и Подмосковье.
11.05
Источник: ЦИАН
Сделка

«Сибур» приобрел МФК «Негоциант» на Якиманке

После реконструкции компания будет его использовать в качестве офиса. Сумма сделки составила около 4,5 млрд рублей.
13.05
Источник: ЦИАН
Аукцион

«Траст» продает ТРЦ «Премьера»

Начальная цена торгового центра площадью 13 тыс. кв. м, расположенного на проспекте Вернадского, установлена на уровне 1,3 млрд рублей.
11.05
Источник: rg-dev.ru
Проект

«РГ-Девелопмент» построит технопарк на «Октябрьском поле»

Бизнес-центр площадью около 12 тыс. кв. м на территории бывшей промзоны начнут возводить летом 2022 года.

13.05
Источник: Bright Rich
Сделка

В Петербурге сдали склад под упаковку

«ВакумПак-М» арендовала последнее свободное помещение в комплексе «Химиков 10».
11.05

подпишись НА эксклюзивные новости cre