Московских шопоголиков не напугать коронавирусом

Пандемия не изменила отношение москвичей к торговым центрам. Они продолжают посещать ТЦ, рестораны и фитнес-центры с прежней частотой.
3642
По данным JLL, 78% москвичей продолжат посещать торговые центры с той же регулярностью, как и до карантина, либо планируют ходить в молы чаще. При этом 85% горожан не будут увеличивать частоту онлайн-покупок, отдавая предпочтение традиционным офлайн-каналам. Таким образом, прогнозы о значительном влиянии пандемии на модель поведения потребителя и эффективность работы ТЦ не подтверждаются. По мнению аналитиков JLL, результаты операционной деятельности ТЦ Москвы ухудшились задолго до карантина, что обусловлено целым рядом факторов. Пандемия лишь заставила обратить более пристальное внимание на данный тренд.

В результате карантина и временных ограничений работы торговых центров появилось множество теорий о глобальной трансформации рынков и масштабном переключении с офлайн розницы на онлайн-каналы покупок. Такие прогнозы не основаны на данных комплексных исследований, в связи с чем JLL и агентство «СканМаркет» провели первый опрос москвичей с целью выявить реальное влияние пандемии на потребление товаров и услуг.

Около 32% москвичей заявили об ухудшении условий работы, однако две трети (68%) горожан остались на прежнем месте и еще 8% улучшили свое положение. Наиболее пострадавшими от коронавируса оказались сотрудники сферы обслуживания, т. к. деятельность этих заведений была приостановлена на несколько месяцев (конец марта – середина июня), а также временно неработающие. Специалисты и менеджеры в меньшей степени ухудшили условия работы по сравнению с этими категориями жителей.

Таким образом, карантин затронул подавляющее большинство жителей Москвы. Но на прямой вопрос о посещении ТРЦ в будущем 68% респондентов ответили, что будут посещать точно так же, как и до карантина, еще 10% рассчитывают ходить чаще. Покупатели, планирующие увеличение частоты посещений, указали следующие причины изменения поведения: надоело сидеть дома (19%), надо делать покупки (19%), отмена ограничений (12%), нравится посещать ТРЦ (9%).

Около 18% москвичей полагают, что будут посещать ТРЦ реже. Основной причиной возможного снижения частоты визитов является опасение заразиться коронавирусом – 41% респондентов. Следовательно, после окончания пандемии или появления вакцины/иммунитета эта причина потеряет свое значение. Еще 21% опрошенных, планирующих ходить на шопинг реже, ссылаются на снижение уровня доходов.

Согласно данным опроса, после карантина средняя частота посещения торговых центров может снизиться, но незначительно - с 4,9 до 4,5 раз в месяц. Основная доля респондентов планирует продолжать ходить в моллы 2-3 раза в неделю либо чаще. Если до пандемии с указанной регулярностью посещали торговые центры 30% горожан, то после – 26%.

Мнение о частоте посещения фитнес-центров, кафе/ресторанов, кинотеатров у большинства опрошенных (68-70%) не изменилось по сравнению с поведением до карантина. Среди тех, кто предполагает изменения в регулярности, несколько больше людей склонны сократить частоту пользования услугами. Основной причиной представляется снижение уровня доходов и планы экономии, а не изменения в моделях потребления жителей Москвы.
«Москвичи не изменили свое отношение к торговым центрам и возвращаются к привычному образу жизни. Но это не означает, что торговым центрам гарантированы стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Множество объектов фиксируют снижение трафика, товарооборота, рост вакантности и уже давно нуждаются в реконцепции. Это объективная ситуация, сложившаяся задолго до пандемии и с ней никак не связанная. Причина – конкурентные условия московского рынка – около 450 кв. м на тысячу жителей; неэффективное управление объектом и маркетинг, несбалансированный tenant-mix и устаревшие форматы арендаторов», - комментирует Полина Жилкина, руководитель отдела торговых помещений компании JLL.

Наиболее популярными услугами в торговых центрах, исходя из ответа респондентов, являются фитнес-центр (23%) и МФЦ (22%). Менее востребованы музеи, галереи (13%) и концертный зал (12%). Еще меньше респондентов указали образовательный центр (9%) и коммерческий медцентр (7%). Возможно, структура спроса в конкретных ТРЦ будет отличаться от «общей ситуации по Москве» из-за конкурентного окружения в зоне охвата объектов. При этом необходимо учитывать, что ответы в большей степени отражают желания москвичей, чем реальные потребности. Так, приобретение абонемента в фитнес не означает, что покупатель будет ходить в фитнес-зал; посетители ТЦ не захотят посещать один и тот же музей часто; постоянные концерты отпугивают покупателей шумом и прямо не влияют на продажи.

До карантина 26% респондентов не делали покупок в интернет-магазинах, а онлайн- покупатели, в среднем, совершали покупки с частотой 2,5 раза в месяц. Две трети онлайн-покупателей указали российских агрегаторов (65%), около четверти – зарубежные интернет-магазины (23%), каждый пятый – площадки конкретных брендов/операторов (22%). Возможно, не все респонденты точно знают характеристики своего места онлайн-покупок, и на эти результаты может влиять их информированность о бренде.

После отмены карантина большинство онлайн-покупателей не планируют изменение частоты таких покупок – 68%, предполагают делать онлайн покупки реже - 17%, чаще – 12% опрошенных онлайн-покупателей. Таким образом, средняя частота онлайн-покупок в ближайшем будущем не изменится.
«Онлайн не является основной угрозой для торговых центров, так как молл – это гораздо больше, чем просто место для совершения покупок. Девелоперы должны обеспечить своим клиентам те преимущества, которых просто нет и не может быть в e-commerce. Это и возможности для интересного времяпрепровождения, эмоции от покупок, качественный набор услуг и сервисов, маркетинговые активности и прочее. При этом девелоперам необходимо тщательно просчитывать спрос на те или иные опции и учитывать, что сегодняшний покупателей зачастую не знает, в чем он будет нуждаться завтра. Например, среди работающих москвичей около 37% в принципе не знают, что такое коворкинг. Значит, нет смысла замерять, хочет ли потребитель видеть в составе ТЦ коворкинги, ему необходимо для начала объяснить, что это за формат, и далее просчитать спрос», - отмечает Полина Жилкина.


иГРОКИ РЫНКА

RETEX

Жилкина Полина

Консалтинг и брокеридж

IBC Real Estate

Материалы по теме

Советы юристов

Изменения в регулировании отношений в области недвижимости в связи с коронавирусом

Подзаконные акты, принятые в апреле на территории РФ, внесли изменения в регулирование отношений в области аренды, градостроительных отношений, отношений недропользования и эксплуатации опасных производственных объектов, а также строительных работ.

23.04
Точка зрения

Эволюция офиса: что ждет рабочие пространства после коронавируса?

Евгения Лучицкая, официальный представитель A-Store Estates, девелопера проекта Neopolis, рассуждает о том, как меры, принятые в связи с распространением коронавируса, повлияют на офисные пространства.
10.04
Советы юристов

Коронавирус и договоры аренды: последствия для арендаторов и арендодателей

Как распространение коронавирусной инфекции может повлиять на отношения арендодателей и арендаторов коммерческой недвижимости, рассказали эксперты юридической компании CMS.
23.03

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №11 (445). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (16-22 декабря)

«Риотэкс» досдал очередной БЦ и приобрел новый - уже 16-й, в Москве подвели итоги года для разных сегментов коммерческой недвижимости, Accent Capital завершила инвестиционный цикл СК «А-Терминал», MR Group достраивает штаб-квартиру Яндекса, новый «Термолэнд» открылся в Москве, розничной торговле подвели итоги в материале CRE Retail, Pridex Spaces усилила команду, X5 Group может заключить крупнейшую сделку по аренде офисов, а Дом.РФ выставил на продажу землю под склады.
22.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12
Источник: ГК «Риотэкс»
Сделка

ГК «Риотэкс» купила два бизнес-центра Capital Group

Общая площадь БЦ «Авиньон 1»  и «Авиньон 2» составляет 17 000 кв. м. После реновации объект войдет в сеть РТС и получит название «РТС «Чертановская».
18.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre