Ввод откладывается – ТЦ Москвы встали на паузу

Ввод половины торговых центров Москвы перенесен на 2021 год.
 
5665
Аналитики Knight Frank проанализировали состояние торговых центров по итогам III квартала 2020 г. На этот год был заявлен рекордный за последние пять лет ввод торговых центров (около 950 тыс. кв. м), однако порядка половины из них (49%) уже перенесено на следующий. Показатель вакантных площадей в ТЦ столицы, работающих более двух лет, увеличился на 1,8% (относительно 2019 г.) и составил 5,3%. Уровень вакансии в новых объектах – 11%, по прогнозу аналитиков, он сохранится до конца года. Общий уровень вакансии достиг 9,5%, что на 2,9 п.п. больше значения III квартала 2019 г.

Предложение и вакансия 

По итогам III квартала 2020 г. предложение торговых площадей по сравнению с I полугодием 2020 г. увеличилось на 14,4 тыс. кв. м: были открыты два районных торговых центра ADG Group – «Эльбрус» (GLA 4,7 тыс. кв. м) и «Будапешт» (GLA 9,7 тыс. кв. м). Таким образом, общий объем предложения рынка торговой недвижимости Москвы по итогам III квартала составляет 13,58 млн кв. м (GLA – 6,75 млн кв. м).

Всего за 2020 год было введено 166,9 тыс. кв. м арендопригодных площадей, что на 12% больше, чем за аналогичный период 2019 г., когда было введено 149 тыс. кв. м. Прирост нового предложения состоялся за счет открытия в первом полугодии ТЦ в составе МФК «Квартал West», ТЦ «Остров Мечты», аутлет-центра The Outlet Moscow и ТЦ «Столица». Однако за первые три квартала 2020 г. на следующий год было перенесено 49% от заявленного годового ввода, что составляет 467,7 тыс. кв. м арендуемых торговых площадей.

Анонсированные ранее открытия текущего года – Vnukovo Premium Outlet и объекты редевелопмента сети кинотеатров ADG Group – перенесены на IV квартал 2020 г.

С учетом нового объема ввода показатель обеспеченности жителей Москвы качественными торговыми площадями составил 532,2 кв. м на 1 000 человек. По сравнению со II кварталом 2020 г. показатель увеличился на 0,2%, относительно сопоставимого периода прошлого года рост составил 3,7%.

По итогам III квартала 2020 г. уровень вакансии в торговых центрах Москвы, введенных в эксплуатацию более двух лет назад, увеличился на 1,8% (относительно 2019 г.) и составил 5,3%. По сравнению со II кварталом 2020 г. изменений не зафиксировано. В новых объектах уровень вакансии снизился на 3 п.п. по сравнению с предыдущим периодом и составил 11%. Общий уровень вакансии достиг 9,5%, что на 2,9 п.п. больше показателя за III квартал 2019 г. В сравнении со II кварталом 2020 г. общий уровень вакансии снизился на 0,5 п.п.

Уровень вакансии в объектах, открытых в июле-сентябре 2020 г., находится на уровне до 50%, что соответствует тренду последних лет – ввод торговых центров с большой долей свободных площадей и активное заполнение в течение первых лет работы.

Коммерческие условия

В III квартале 2020 г. уровень арендных ставок на торговые помещения в ТЦ остался в прежнем ценовом диапазоне. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года ставки аренды снизились под влиянием мер по предотвращению пандемии и экономического кризиса. Во II квартале 2020 г. они сократились на 25% (по сравнению с I кварталом 2020 г. и показателем 2019 г.) относительно границ диапазонов базовой арендной ставки для якорных арендаторов и операторов торговой галереи с небольшой площадью помещений. Максимальные базовые ставки аренды, несмотря на снижение от 5% до 20%, также приходятся на помещения в зоне фуд-корта и для «островной» торговли в действующих проектах с высоким трафиком и могут достигать 120 тыс. руб./кв. м/год. Минимальные ставки аренды устанавливаются на помещения площадью более 2 000 кв. м для якорных арендаторов. 

Прогноз 

Согласно заявленным планам девелоперов, объем нового ввода в Москве до конца 2020 г. составит 313,4 тыс. кв. м торговых площадей. Таким образом, годовой объем нового предложения торговых центров достигнет 480,3 тыс. кв. м, что в два раза больше прошлогоднего показателя. На 2020 год был заявлен рекордный за последние пять лет ввод торговых центров (около 950 тыс. кв. м), однако часть из них (49%) уже перенесена на следующий год. До конца 2020 года к открытию были заявлены такие крупные торговые объекты, как ТЦ в ТПУ «Селигерская» (GLA 145 тыс. кв. м), ТРЦ в Мытищах (GLA 144 тыс. кв. м) и ТЦ на месте рынка «Садовод» (GLA 50 тыс. кв. м). Однако по состоянию на конец III квартала 2020 г. работы по строительству в этих проектах приостановлены.

Анонсированы следующие проекты торговых центров – ТРЦ «Павелецкая Плаза» (GLA/GBA – 33 000 кв. м/73 000 кв. м), сроки реализации – III квартал 2021 г., Estate Mall (GBA 10 400 кв.м.) на Новорижском шоссе, выдано разрешение на строительство ТРЦ «Город Косино» (GLA/GBA – 72 000 кв. м/127 000 кв. м), анонсировано начало строительства в 2020 г. МФК «Прокшино» группы «Сафмар» (GBA – 332 000 кв. м). В Коммунарке построят торговый центр площадью порядка 13 тыс. кв. м с паркингом на эксплуатируемой кровле.

Новое предложение столицы в ближайшие годы будет сформировано в том числе за счет торговых площадей, реализуемых на базе ТПУ. В настоящее время инвесторы вошли в проекты 15 транспортно-пересадочных узлов, в большинстве которых заложена торговая функция. Анонсировано строительство торговых центров в составе проектов ТПУ «Выхино» (GLA – 70 тыс. кв. м), «Селигерская» (GBA – 145 тыс. кв. м) и «Парк Победы» (GBA – 237 тыс. кв. м) девелопером «Ташир», ТПУ «Щелковская» девелопером «Киевская площадь», ТЦ «Ботаника Молл» в ТПУ «Ботанический сад» (GLA – 27 тыс. кв. м), ТЦ «Дискавери» в ТПУ «Ховрино» (GBA 25 тыс. кв. м). Также аффилированной структурой компании «Киевская площадь» подана заявка на инвестиционный пакет по ТПУ «Нагатинская», компания 3S Development приобрела права на 99% ТПУ «Некрасовка», ТПУ «Кленовый бульвар», в составе которых планируется строительство МФК. Сроки реализации заявленных проектов намечены на 2021–2024 гг.

В условиях ограниченного спроса и сниженной покупательской способности районный формат ТЦ будет далее набирать популярность как у девелоперов, так и у потребителей. Концепция небольшого торгового центра, ориентированная на удовлетворение потребностей аудитории пешеходной доступности, способна предложить многопрофильную комфортную среду для проведения досуга, шопинга и развлечений. В 2020–2021 гг. запланированы к вводу районные центры ADG Group, ТЦ на ул. Авиаконструктора Миля общей площадью 11 000 кв. м и торговый центр в ЖК «Ленинский, 38» арендуемой площадью 10 000 кв. м.

Существует вероятность корректировки даты ввода 30-40% новых торговых центров, анонсированных к открытию в 2020-2021 гг. Однако сокращение объемов ввода не будет существенным, т.к. часть объектов уже находится в высокой степени готовности, и девелоперам невыгодно переносить дату ввода на финальной стадии реализации проекта. В любом случае, в ближайшие пять лет все заявленные торговые центры выйдут на рынок.

Восстановления трафика ТЦ в России до докризисного уровня можно ожидать не ранее середины 2021 г., а по некоторым сегментам, например, развлекательным центрам и кинотеатрам, – не ранее конца 2021 г. Во-первых, определенные ограничения, связанные со сдерживанием распространения вируса, физически уменьшат «пропускную» способность объектов, во-вторых, покупательское поведение претерпит изменения: это и естественная осторожность после прошедших месяцев, и снижение покупательских возможностей, и переориентация на онлайн-шопинг.
 
На фоне текущей эпидемиологической и экономической ситуации прогнозируется рост вакансии до 11% по итогам года при сохранении текущих противоэпидемиологических мер.

Зафиксированное в I полугодии 2020 г. снижение арендных ставок является временным, и с восстановлением рынка торговой недвижимости в ближайшие 1,5–2 года вернется на прежний уровень.

Евгения Хакбердиева, директор департамента торговой недвижимости Knight Frank, отмечает, что 2020 год стал временем антирекордов относительно заявленных объемов ввода торговых центров и того фактического объема, который уже реализован и еще может быть реализован в IV квартале.
«Мы наблюдаем резкое снижение девелоперской активности на фоне пандемии и экономического кризиса, а также тех ограничительных мер, которые безусловно влияют на бизнес не только ретейлеров, но и собственников торговых центров. В текущих условиях сложно давать какой-либо прогноз по темпам восстановления рынка, но мы уверены, что если в период второй волны роста заболеваний коронавирусом в Москве и регионах не будут введены строгие карантинные меры, наши оценки по вводу объектов в будущие периоды не будут сильно корректироваться, а в 2021 г. основной объем торговых центров, которые были заявлены, но не открылись в этом году, будет реализован», – считает эксперт.
 
 
 
 
 
 
 
 
 


иГРОКИ РЫНКА

NF Group

Хакбердиева Евгения

Консалтинг и брокеридж

NF Group

Материалы по теме

Точка зрения

Здесь и сейчас: новая реальность торговых центров

Наталия Кермедчиева, управляющий партнер U:consultancy, организатор интерактивных выставок «Первые дети на Марсе», «Здоровая еда для супергероев»

09.09
Исследования рынка

Торговый рынок Москвы: итоги II квартала от CBRE

Аналитики CBRE подвели итоги II квартала 2020 г. на рынке торговой недвижимости Москвы.
 
03.08
Точка зрения

Торговые центры одолеют кризис только при условии господдержки

Акоп Сейсян, исполнительный директор сети районных ТЦ «Ареал», о том, что сегодня происходит на рынке торговых центров и как собственники договариваются с арендаторами, мерах поддержки, которые необходимы отрасли, и сценариях развития ситуации.
22.04

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (9-15 декабря)

Первый арендатор в новом проекте Instone Development, ключевые назначения в IPG.Estate и Remain, новый регион для Azimut Hotels, продажа БЦ в «Московском шелке» и Art Plaza, а также ТЦ «Ярославский вернисаж», и новый материал из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю. 
15.12
Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre