Елена Полухина: «Сотрудники планомерно начнут возвращаться в офисы, и перед компаниями опять встанет вопрос офисных площадей»

Пандемию и самоизоляцию офисный рынок встретил с достаточным запасом прочности, и в целом динамика вакантности площадей оказалась лучше первоначальных прогнозов. В период неопределенности арендаторы пересматривали условия аренды, стремились оптимизировать площади, а в некоторых случаях досрочно прекращали договоры. При этом качественные помещения быстро находили новых арендаторов. О том, как менялись потребности арендаторов в карантинный и посткарантинный периоды, рассказывает руководитель отдела коммерческой недвижимости STONE HEDGE Елена Полухина.

3225
Изображение взято из источника: сайт Stone Hedge

По данным группы компаний STONE HEDGE, рост доли свободных площадей был зафиксирован в период первой волны, а потери составили не более 10%. Сегодня вакантность офисов в бизнес-центрах компании фиксируется на уровне не ниже показателей начала года.

Мы, в частности, не зафиксировали кардинальных изменений в составе арендаторов на объектах STONE HEDGE. Тем не менее в начале лета наблюдали стремление резидентов найти разумный баланс между объемом арендуемых площадей и реальной потребностью бизнеса. В первую очередь альтернативные стратегии внедряли те компании, которые не привязаны к рабочим местам и не требуют постоянного контакта с клиентами. По нашей статистике, на первом месте – торговые компании, исходя из того, что они могли безболезненно перевести часть сотрудников «на удаленку». Также IT-бизнес, где большинство сотрудников также могут быть эффективными вне офиса, и рекламные агентства. Отметим, что и до пандемии в IT-сфере удаленная работа считалась распространенной практикой.

Однако компании, которые зависят от клиентского трафика, не могли позволить себе отказаться от полноценных офисов. Фокус таких арендаторов был направлен на частичную оптимизацию площадей и анализ подхода к управлению пространством. Новые возможности компании искали в том числе в общественных зонах бизнес-центров. Для арендатора – это дополнительная функциональная площадь. Например, в нашем дизайнерском бизнес-центре класса В+ NEO GEO предусмотрены 8 атриумов с оборудованными местами для работы и отдыха, которые для многих резидентов стали местом для встреч с клиентами и проведения переговоров.

Оптимизация офисных площадей в период пандемии – это вынужденная мера. Уже сегодня активность на офисном рынке постепенно восстанавливается. Лишь часть компаний видит выгоду в удаленной работе, а часть – уже признает ее неэффективность. Однако стоит отметить, что подход к восприятию офиса изменился. Сегодня офисы рассматриваются в первую очередь как места для командной работы и встреч с клиентами. А это именно те бизнес-процессы, которые априори не могут проходить «на удаленке». Исследования McKinsey показывают, что работа из дома в ближайшей перспективе не превысит 27% рабочего времени. Сотрудники планомерно начнут возвращаться в офисы, и перед компаниями опять встанет вопрос офисных площадей. Спрос будет сконцентрирован в тех проектах, где представлены максимально мобильные и гибкие площади, а также передовое инженерное оснащение.

В ряде случаев крупные компании сейчас по-прежнему рассматривают варианты оптимизации офисных площадей. Фокус переместился и сконцентрировался в нарезке до 100 м2. Однако спрос на рынке быстро меняется, и те игроки, которые успеют адаптироваться к новой реальности, уже в ближайшей перспективе будут возвращаться в привычные для их штата офисы. Текущая конъюнктура, характеризующаяся дефицитом качественного предложения в сегменте премиальных офисов и ограниченным приростом новых бизнес-центров, делает рынок офисной недвижимости устойчивым и перспективным.



Материалы по теме

Источник: GPGroup
Точка зрения

Чем гибкий офис - не коворкинг?

Игорь Грецов, управляющий партнер, генеральный директор строительной компании GPGroup
 
16.11
Исследования рынка

Как пандемия влияет на гибкие офисы?

Усиленное восстановление спроса на европейские свободные пространства предсказуемо замедлилось после вспышки коронавирусной инфекции.
14.10

журнал CRE 9 (429)

Сентябрь 2
Свежий CRE №9 (429) вышел в PDF-формате. Прочитать его можно ЗДЕСЬ Читайте в номере: Инвестиции ЛОЖЕЧКУ ЗА МАМУ «Диванные инвесторы» несут деньги в недвижимость Девелопмент ЖЕСТКИЙ ДЕФИЦИТ Возможности спекулятивного строительства складов ограничивает загруженность мощностей ключевых девелоперов Консалтинг ОБРУСЕВШИЕ Консалтинг становится локальным и менее востребованным Актуально БРОНЯ КРЕПКА Почему в России не появляются качественные национальные сервисы бронирования ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (18-24 сентября)

Крупные открытия в знаковых ТРЦ Москвы, Петербурга и Новокузнецка, итоги премии CRE Federal Awards 2023, новости по проекту «Основы» в Большом Сити, крупный склад для Lazurit, реконцепция «Калейдоскопа комфорта и уюта», долгожданная продажа сети «Сибирский городок» и расширение офиса MR Group – в нашей традиционной подборке.
24.09
Источник: Ricci
Игроки рынка

Ricci отправляется на Бали

Компания Ricci запустила новое направление Ricci Capital, деятельность которого будет сосредоточена на инвестициях в девелопмент на развивающихся зарубежных рынках. 

29.09
Источник: CRE
Экспертный анализ

Серебряный век

Так называемое «серебряное потребление» будет занимать всё более значительную долю в мировом ритейле, e-commerce, индустрии развлечений и ресторанном сегменте. На тренд влияет как увеличение продолжительности жизни и среднего возраста клиентов в странах золотого миллиарда, так и внимание игроков в условиях продолжающегося сжатия доходов у других групп – к  покупателям с безусловным базовым доходом. В России тенденция усиливается, кроме того, на фоне оттока из страны части потенциальных посетителей магазинов и ресторанов, роста цен и кардинального изменения покупательского поведения. Однако пока эксперты настроены весьма сдержанно, утверждая, что до выхода на потребительскую авансцену этой аудитории всё-таки ещё очень далеко.

Текст: Иван Майоров. Журнал CRE Retail

26.09
Источник: IBC Real Estate
Сделка

Газпромбанк закрыл сделку по покупке сети ТРЦ «Мега»

Стоимость 14 торговых центров с учетом дисконта может составлять около 200 млрд рублей. 
29.09
Источник: CRE
Экспертный анализ

Нереальные инвестиции

Инвестиции на рынке коммерческой недвижимости продолжают бить рекорды, однако значительная часть вложений оценивается игроками как эрзац-инвестиции: речь идет преимущественно о выкупе активов уходящих иностранных компаний и самом масштабном с девяностых годов переделе рынка.
 
Текст: Иван Майоров. Журнал CRE
25.09
Источник: CRE
Проект

«Аскона» получит ПСК на 100 тыс. кв. м в «Доброграде-1»

Техническим заказчиком строительства производственно-складского комплекса в Ковровском районе Владимирской области назначена компания NF Property Management.
26.09
Источник: CRE
Экспертный анализ

Возрастной ценз

По данным Росстата, количество жителей России старше трудоспособного возраста в прежних возрастных границах растёт с 2004 года. Так называемые «сильверы» становятся всё более активными потребителями товаров и услуг, хотя, в отличие от стран Западной Европы, рост этой категории для бизнеса по-прежнему сдерживается более низкими доходами и отличиями в модели покупательского поведения. Эксперты CRE – о том, как российские торговые центры, ритейлеры и рестораторы работают с «возрастными» клиентами уже сегодня.
 
Текст: Иван Майоров. Журнал CRE Retail
27.09

подпишись НА эксклюзивные новости cre

Всегда будьте в курсе новостей CRE
Наш телеграм