Елена Полухина: «Сотрудники планомерно начнут возвращаться в офисы, и перед компаниями опять встанет вопрос офисных площадей»

Пандемию и самоизоляцию офисный рынок встретил с достаточным запасом прочности, и в целом динамика вакантности площадей оказалась лучше первоначальных прогнозов. В период неопределенности арендаторы пересматривали условия аренды, стремились оптимизировать площади, а в некоторых случаях досрочно прекращали договоры. При этом качественные помещения быстро находили новых арендаторов. О том, как менялись потребности арендаторов в карантинный и посткарантинный периоды, рассказывает руководитель отдела коммерческой недвижимости STONE HEDGE Елена Полухина.

По данным группы компаний STONE HEDGE, рост доли свободных площадей был зафиксирован в период первой волны, а потери составили не более 10%. Сегодня вакантность офисов в бизнес-центрах компании фиксируется на уровне не ниже показателей начала года.

Мы, в частности, не зафиксировали кардинальных изменений в составе арендаторов на объектах STONE HEDGE. Тем не менее в начале лета наблюдали стремление резидентов найти разумный баланс между объемом арендуемых площадей и реальной потребностью бизнеса. В первую очередь альтернативные стратегии внедряли те компании, которые не привязаны к рабочим местам и не требуют постоянного контакта с клиентами. По нашей статистике, на первом месте – торговые компании, исходя из того, что они могли безболезненно перевести часть сотрудников «на удаленку». Также IT-бизнес, где большинство сотрудников также могут быть эффективными вне офиса, и рекламные агентства. Отметим, что и до пандемии в IT-сфере удаленная работа считалась распространенной практикой.

Однако компании, которые зависят от клиентского трафика, не могли позволить себе отказаться от полноценных офисов. Фокус таких арендаторов был направлен на частичную оптимизацию площадей и анализ подхода к управлению пространством. Новые возможности компании искали в том числе в общественных зонах бизнес-центров. Для арендатора – это дополнительная функциональная площадь. Например, в нашем дизайнерском бизнес-центре класса В+ NEO GEO предусмотрены 8 атриумов с оборудованными местами для работы и отдыха, которые для многих резидентов стали местом для встреч с клиентами и проведения переговоров.

Оптимизация офисных площадей в период пандемии – это вынужденная мера. Уже сегодня активность на офисном рынке постепенно восстанавливается. Лишь часть компаний видит выгоду в удаленной работе, а часть – уже признает ее неэффективность. Однако стоит отметить, что подход к восприятию офиса изменился. Сегодня офисы рассматриваются в первую очередь как места для командной работы и встреч с клиентами. А это именно те бизнес-процессы, которые априори не могут проходить «на удаленке». Исследования McKinsey показывают, что работа из дома в ближайшей перспективе не превысит 27% рабочего времени. Сотрудники планомерно начнут возвращаться в офисы, и перед компаниями опять встанет вопрос офисных площадей. Спрос будет сконцентрирован в тех проектах, где представлены максимально мобильные и гибкие площади, а также передовое инженерное оснащение.

В ряде случаев крупные компании сейчас по-прежнему рассматривают варианты оптимизации офисных площадей. Фокус переместился и сконцентрировался в нарезке до 100 м2. Однако спрос на рынке быстро меняется, и те игроки, которые успеют адаптироваться к новой реальности, уже в ближайшей перспективе будут возвращаться в привычные для их штата офисы. Текущая конъюнктура, характеризующаяся дефицитом качественного предложения в сегменте премиальных офисов и ограниченным приростом новых бизнес-центров, делает рынок офисной недвижимости устойчивым и перспективным.



иГРОКИ РЫНКА

Строительство

STONE HEDGE

Материалы по теме

Точка зрения

Чем гибкий офис - не коворкинг?

Игорь Грецов, управляющий партнер, генеральный директор строительной компании GPGroup
 
16.11
Исследования рынка

Как пандемия влияет на гибкие офисы?

Усиленное восстановление спроса на европейские свободные пространства предсказуемо замедлилось после вспышки коронавирусной инфекции.
14.10

журнал CRE 3-4 (381-382)

Февраль 1-2
Вышел в свет свежий номер журнала CRE №3-4 (381-382). Ознакомиться с PDF-версией можно ЗДЕСЬ Выпущен при поддержке  MD Facility Management www.mdpm.ru    RD Management www.rdms.ru В НОМЕРЕ: Девелопмент Осторожно, деньги закрываются   Консалтинг Клиент всегда прав. Равнение на клиента   УК В центре – управление   Инвестиции Своё карман не тянет     Интервью Андерс Лильенстольпе, генеральный директор JLL, Россия и СНГ: «В России застройщику легче, чем на Западе...

Популярное

Технологии будущего

Коммерческую недвижимость Москвы оцифруют

Компания Coolershare объявила о запуске в столице России цифровой платформы для быстрого обновления информации по объектам коммерческой недвижимости. К сервису уже подключился крупнейший собственник офисов класса А компания O1 Properties. А со-основателем Coolershare является небезызвестный в России бизнесмен Билл Лэйн, ранее входивший в состав совета директоров CBRE Russia.
03.03
Проект

В Петербурге построят БЦ на 43 тыс. кв. м

Первая очередь делового комплекса «Феррум» площадью 9,9 тыс. кв. м будет введена в эксплуатацию уже в 2021 году.

02.03
Инвестиции

Arrow Capital вошли активом в новый ЖК группы ПИК

Жилой комплекс расположится вблизи от железнодорожной станции на улице Колонцова. ГК Arrow Capital участвует в проекте активами закрытого паевого инвестиционного фонда (ЗПИФ) под управлением Arrow Asset Management.

02.03
Сделка

Safebox зашла в «Сколково»

Компания Safebox стала резидентом «Сколково».
 
 
02.03
Аукцион

Банк «Открытие» хочет получить миллиард

Кредитная организация рассчитывает получить более 1 млрд рублей от реализации имущества признанных банкротами ООО «РГС Недвижимость» и ООО «РГСН». Крупнейшим объектом, выставленным на торги, является офис на 2 тыс. кв. м в Перми.
01.03
Сделка

«Красная нить» приняла арендатора

Компания-производитель спортивной женской одежды арендовала производственно-складское помещение в Выборгском районе Санкт-Петербурга.
02.03
Назначения

Stone Hedge рассказал о назначениях

Занимавшая должность заместителя генерального директора компании по оценке и инвестициям Виктория Васильева назначена на позицию заместителя генерального директора по продукту и инвестициям.  Оценка инвестиционной привлекательности проектов и ценообразование на продукты компании будут полностью находиться в компетенции отдела оценки под руководством Кристины Недря.
03.03

подпишись НА эксклюзивные новости cre