Несмотря на снижение деловой активности на рынке офисной недвижимости в 2020 году, в сегменте отделки офисных интерьеров отмечалась череда интересных изменений, предпосылки которых формировались последние 3-4 года, но катализатором их динамичного внедрения стала пандемия коронавируса.
Основным драйвером развития офисных интерьеров в 2020 году выступили банки, проходящие через процесс цифровизации бизнеса и реализовавшие в этот период ряд масштабных проектов. Интересно, что благодаря реструктуризации бизнеса, формированию новых fintech направлений и найму it-персонала, банкам, располагающим имиджем консервативных работодателей, удалось выработать новую модель офисных пространств.
Вместе с тем необходимость регулировать рассадку сотрудников в соответствии с требованиями Роспотребнадзора по соблюдению мер социального дистанцирования значительно повысили интерес компаний-арендаторов к программному обеспечению, позволяющему реализовать решения по навигации в интерьере, контролю доступа в офис и учету рабочего времени, бронированию рабочих мест и переговорных, диспетчеризации различных сервисов и т.д.
Основные тенденции:
-
Multi-space заменяет open-space
Основные изменения в структуре распределения площадей касаются увеличения доли открытых рабочих пространств с 47% до 51% при сохранении доли площадей, выделяемых под переговорные и рекреацию. Интересна причина данной коррекции – точечная интеграция в open-space многофункциональных помещений для повышения продуктивности сотрудников, а не уплотнение рассадки.
Структура распределения площадей между различными офисными зонами:
|
Кабинеты |
Открытые рабочие зоны |
Переговорные |
Рекреация |
Рецепции |
Технические помещения |
Неэффект. помещения |
2019 |
9% |
47% |
13% |
7% |
5% |
11% |
8% |
2020 |
6% |
51% |
12% |
7% |
4% |
11% |
9% |
На практике около 15-20% открытых рабочих зон приходится на многофункциональные помещения, как правило, зоны отдыха и разноформатные площадки для коммуникаций. Это небольшие локации, которые занимают неудачные с точки зрения естественного освещения или соседства с маршрутами оживленного трафика места, которые сложно учесть в статистике.
Новые планировочные решения меняют концепцию open-space, наделяя этот тип офисного помещения дополнительным функционалом. Учитывая, что такие нововведения внедряются в банковском секторе, известном своим консервативным подходом к организации бизнеса, окончательная трансформация open-space в multi-space, скорее всего, является вопросом времени.
Изменился и сам принцип проектирования рабочих мест: единый подход постепенно сменяется широкой вариативностью. Как правило, в отрытых рабочих зонах присутствуют три типа рабочих мест: компактные, предназначенные для непродолжительной или командной работы, стандартные, то есть обычные рабочие места, и обособленные места большей площади для работы, требующей сосредоточенности. Соотношение типов рабочих станций может варьироваться, тем самым формируя оптимальную рабочую среду для бизнеса конкретной компании.
Показатели средней площади рабочих мест и кабинетов:
|
Рабочее место в open-space |
Кабинет линейного менеджера |
Кабинет топ-менеджера |
2019 |
6,09 |
21,99 |
60,24 |
2020 |
5,45 |
17,37 |
49,4 |
Пример организации открытой рабочей зоны с несколькими типами рабочих станций:
|
Компактные рабочие места (hot-desk) |
Стандартные рабочие места |
Рабочие места для сосредоточенной работы |
Площадь рабочих мест |
2 - 2,5 кв. м |
5 – 6 кв. м |
6 – 8 кв. м. |
Доля от площади открытых рабочих зон |
30% |
50% |
20% |
Доля от количества рабочих мест в открытых рабочих зонах |
50% |
35% |
15% |
Александр Алейников, коммерческий директор PRIDEX: "Во многом эволюция open-space в multi-space обусловлена цифровизацией банков, активно нанимающих it-персонал, для которого в свою очередь адаптировалась часть существующих офисов или строились новые. Создавая комфортный интерьер с учетом фактора обновления, представители банковской среды со свойственным им рационализмом пересмотрели привычный рынку формат помещений, что в результате привело интересному симбиозу open-space, переговорных и рекреации".
-
IT-инфраструктура офисов требует специализированный софт
Значительные ограничения, связанные с необходимостью соблюдения мер социальной изоляции и дистанцирования, с которыми бизнес столкнулся в 2020 году, значительно повысили востребованность it-инфраструктуры офисов.
Интересно, что крупные проекты, подготовка которых началась в 2018 и 2019 года и находящиеся в течение 2020 года в стадии реализации, ограничились лишь отдельными коррекциями в части it-инфраструктуры. Это объясняется тем, что на рынке сформировалось оптимальное сочетание компонентов цифровой инфраструктуры, состоящего из следующих решений: переговорных, адаптированных для использования видео-конференц-связи, систем доступа в офис с помощью технологии распознавания лиц, систем бронирования рабочих мест, переговорных и локеров.
Фактор «2020» обозначил существенный интерес со стороны клиентов к специализированному софту, функционал которого обеспечивает полноценное управление интерьером, повышение эффективности работы сотрудников и оптимизацию использования помещений.
Изначально спрос был нацелен на несложные решения, позволявшие пользователям бронировать рабочие места, что делало возможным соблюдение мер социального дистанцирования в условиях обычных офисов. Довольно быстро спрос переориентировался на сложный комплекс программного обеспечения, включающий веб-интерфейс и мобильные приложения, рассчитанный на эффективный и понятный sharing рабочих мест, планирование визитов в офис, бронирования переговорных и локеров, заказ гостевых пропусков, доступ к сервисам секретариата, it-поддержки, клининга и т.д.
Несмотря на отсутствие сейчас на рынке на 100% готовых решений, эффект от внедрения подобного софта может быть сопоставим с появлением на рынке агрегаторов услуг такси и каршеринга, то есть полностью изменить его ландшафт.
Александр Алейников: "Офисный сегмент очень долго оставался в консервативной гавани, находящейся вне динамичной цифровизации многих сфер экономики. Спрос на простые программные решения по регулированию рассадки в офисах в соответствии с требованиями соблюдения социальной дистанции привлек внимание к комплексным решениям, позволяющим реализовать концепцию офиса, как эффективного коммуникационного хаба, обеспечивающего высокую автономность сотрудников и надежность дистанционных коммуникаций. Например, именно по такому принципу построен офис «Росбанка» в БЦ «ОКО2»: в нем отсутствуют закрепленные рабочие места, контроль доступа осуществляется с помощью технологий распознавания лиц, система безопасности построена на базе технологии видеоаналитики, системы хранения личных вещей обеспечивается около 2000 локерами".
Выводы
Несмотря на то, что анализ уникального опыта организации работы сотрудников в удаленном режиме займет у компаний, конечных потребителей офисных интерьеров, от нескольких месяцев до нескольких лет, направление воздействия эффекта «2020» можно проследить уже сейчас:
-
Построение основной рабочей зоны на базе концепции multi-space, то есть открытого рабочего пространства с интегрированными элементами инфраструктуры для коммуникации и отдыха и широкой вариативностью рабочих мест.
-
«Уберизация» офисной средой – появление цифровых платформ, обеспечивающих эффективное и бесперебойное функционирование офисов, управление рассадкой, доступ к сервисам, а также сбор и анализ статистики активности пользователей.
-
Принцип совместного использования всех рабочих мест и других пространств постепенно вытеснит принцип закреплённых рабочих мест по следующим причинам: во-первых, такой подход обеспечивает доступ к рабочим местам, максимально соответствующим работе, выполняемой сотрудником в конкретный отрезок времени, во-вторых, прививает персоналу более дальний горизонт планирования своих деловых активностей, в-третьих, позволяет компании оптимизировать расходы.
-
Вытеснение персональных рабочих мест и кабинетов в сегмент нерациональных планировочных решений или роскоши.