Офисы оцифровываются, а multi-space заменяет open-space

Специалисты компании PRIDEX представили исследование, охватывающее свыше 70 офисных интерьеров общей площадью 294 000 кв. м, построенных в 2019-2020 годах. Аналитики оценивали структуру распределения площадей между основными функциональными зонами, анализировали средние показатели площади рабочего места в open-space, кабинетах линейного и топ-менеджмента, обеспеченность интерьеров переговорными и рекреационной инфраструктурой, а также определяли причины, из-за которых происходили те или иные изменения.

5045
Изображение взято из источника: РБК

Несмотря на снижение деловой активности на рынке офисной недвижимости в 2020 году, в сегменте отделки офисных интерьеров отмечалась череда интересных изменений, предпосылки которых формировались последние 3-4 года, но катализатором их динамичного внедрения стала пандемия коронавируса.

Основным драйвером развития офисных интерьеров в 2020 году выступили банки, проходящие через процесс цифровизации бизнеса и реализовавшие в этот период ряд масштабных проектов. Интересно, что благодаря реструктуризации бизнеса, формированию новых fintech направлений и найму it-персонала, банкам, располагающим имиджем консервативных работодателей, удалось выработать новую модель офисных пространств.

Вместе с тем необходимость регулировать рассадку сотрудников в соответствии с требованиями Роспотребнадзора по соблюдению мер социального дистанцирования значительно повысили интерес компаний-арендаторов к программному обеспечению, позволяющему реализовать решения по навигации в интерьере, контролю доступа в офис и учету рабочего времени, бронированию рабочих мест и переговорных, диспетчеризации различных сервисов и т.д.


Основные тенденции:

  1. Multi-space заменяет open-space

Основные изменения в структуре распределения площадей касаются увеличения доли открытых рабочих пространств с 47% до 51% при сохранении доли площадей, выделяемых под переговорные и рекреацию. Интересна причина данной коррекции – точечная интеграция в open-space многофункциональных помещений для повышения продуктивности сотрудников, а не уплотнение рассадки.
 

Структура распределения площадей между различными офисными зонами:

 

Кабинеты

Открытые рабочие зоны

Переговорные

Рекреация

Рецепции

Технические помещения

Неэффект. помещения

2019

9%

47%

13%

7%

5%

11%

8%

2020

6%

51%

12%

7%

4%

11%

9%

 

На практике около 15-20% открытых рабочих зон приходится на многофункциональные помещения, как правило, зоны отдыха и разноформатные площадки для коммуникаций. Это небольшие локации, которые занимают неудачные с точки зрения естественного освещения или соседства с маршрутами оживленного трафика места, которые сложно учесть в статистике.

Новые планировочные решения меняют концепцию open-space, наделяя этот тип офисного помещения дополнительным функционалом. Учитывая, что такие нововведения внедряются в банковском секторе, известном своим консервативным подходом к организации бизнеса, окончательная трансформация open-space в multi-space, скорее всего, является вопросом времени.

Изменился и сам принцип проектирования рабочих мест: единый подход постепенно сменяется широкой вариативностью. Как правило, в отрытых рабочих зонах присутствуют три типа рабочих мест: компактные, предназначенные для непродолжительной или командной работы, стандартные, то есть обычные рабочие места, и обособленные места большей площади для работы, требующей сосредоточенности. Соотношение типов рабочих станций может варьироваться, тем самым формируя оптимальную рабочую среду для бизнеса конкретной компании.


Показатели средней площади рабочих мест и кабинетов:

 

Рабочее место в open-space

Кабинет линейного менеджера

Кабинет топ-менеджера

2019

6,09

21,99

60,24

2020

5,45

17,37

49,4


 

Пример организации открытой рабочей зоны с несколькими типами рабочих станций:

 

Компактные рабочие места (hot-desk)

Стандартные рабочие места

Рабочие места для сосредоточенной работы

Площадь рабочих мест

2 - 2,5 кв. м

5 – 6 кв. м

6 – 8 кв. м.

Доля от площади открытых рабочих зон

30%

50%

20%

Доля от количества рабочих мест в открытых рабочих зонах

50%

35%

15%

 

Александр Алейников, коммерческий директор PRIDEX: "Во многом эволюция open-space в multi-space обусловлена цифровизацией банков, активно нанимающих it-персонал, для которого в свою очередь адаптировалась часть существующих офисов или строились новые. Создавая комфортный интерьер с учетом фактора обновления, представители банковской среды со свойственным им рационализмом пересмотрели привычный рынку формат помещений, что в результате привело интересному симбиозу open-space, переговорных и рекреации".

 

  1. IT-инфраструктура офисов требует специализированный софт

Значительные ограничения, связанные с необходимостью соблюдения мер социальной изоляции и дистанцирования, с которыми бизнес столкнулся в 2020 году, значительно повысили востребованность it-инфраструктуры офисов.

Интересно, что крупные проекты, подготовка которых началась в 2018 и 2019 года и находящиеся в течение 2020 года в стадии реализации, ограничились лишь отдельными коррекциями в части it-инфраструктуры. Это объясняется тем, что на рынке сформировалось оптимальное сочетание компонентов цифровой инфраструктуры, состоящего из следующих решений: переговорных, адаптированных для использования видео-конференц-связи, систем доступа в офис с помощью технологии распознавания лиц, систем бронирования рабочих мест, переговорных и локеров.

Фактор «2020» обозначил существенный интерес со стороны клиентов к специализированному софту, функционал которого обеспечивает полноценное управление интерьером, повышение эффективности работы сотрудников и оптимизацию использования помещений.

Изначально спрос был нацелен на несложные решения, позволявшие пользователям бронировать рабочие места, что делало возможным соблюдение мер социального дистанцирования в условиях обычных офисов. Довольно быстро спрос переориентировался на сложный комплекс программного обеспечения, включающий веб-интерфейс и мобильные приложения, рассчитанный на эффективный и понятный sharing рабочих мест, планирование визитов в офис, бронирования переговорных и локеров, заказ гостевых пропусков, доступ к сервисам секретариата, it-поддержки, клининга и т.д.

Несмотря на отсутствие сейчас на рынке на 100% готовых решений, эффект от внедрения подобного софта может быть сопоставим с появлением на рынке агрегаторов услуг такси и каршеринга, то есть полностью изменить его ландшафт.

Александр Алейников: "Офисный сегмент очень долго оставался в консервативной гавани, находящейся вне динамичной цифровизации многих сфер экономики. Спрос на простые программные решения по регулированию рассадки в офисах в соответствии с требованиями соблюдения социальной дистанции привлек внимание к комплексным решениям, позволяющим реализовать концепцию офиса, как эффективного коммуникационного хаба, обеспечивающего высокую автономность сотрудников и надежность дистанционных коммуникаций. Например, именно по такому принципу построен офис «Росбанка» в БЦ «ОКО2»: в нем отсутствуют закрепленные рабочие места, контроль доступа осуществляется с помощью технологий распознавания лиц, система безопасности построена на базе технологии видеоаналитики, системы хранения личных вещей обеспечивается около 2000 локерами".


 

Выводы

Несмотря на то, что анализ уникального опыта организации работы сотрудников в удаленном режиме займет у компаний, конечных потребителей офисных интерьеров, от нескольких месяцев до нескольких лет, направление воздействия эффекта «2020» можно проследить уже сейчас:

  • Построение основной рабочей зоны на базе концепции multi-space, то есть открытого рабочего пространства с интегрированными элементами инфраструктуры для коммуникации и отдыха и широкой вариативностью рабочих мест.

  • «Уберизация» офисной средой – появление цифровых платформ, обеспечивающих эффективное и бесперебойное функционирование офисов, управление рассадкой, доступ к сервисам, а также сбор и анализ статистики активности пользователей.

  • Принцип совместного использования всех рабочих мест и других пространств постепенно вытеснит принцип закреплённых рабочих мест по следующим причинам: во-первых, такой подход обеспечивает доступ к рабочим местам, максимально соответствующим работе, выполняемой сотрудником в конкретный отрезок времени, во-вторых, прививает персоналу более дальний горизонт планирования своих деловых активностей, в-третьих, позволяет компании оптимизировать расходы.

  • Вытеснение персональных рабочих мест и кабинетов в сегмент нерациональных планировочных решений или роскоши.



Материалы по теме

Источник: РБК Недвижимость
Исследования рынка

За 2020 год в Москве высвободилось более 100 тыс. кв. м офисов

Аналитики CBRE подсчитали объем предложения по субаренде и переуступке прав аренды офисных помещений на начало 2021 года. За год рынок субаренды в офисах класса А вырос более чем в два раза в сравнении с предыдущим кризисом, однако общее предложение на уровне 56 тыс. кв. м нельзя назвать ощутимым для офисного рынка в целом.

13.01
Источник: Arendator.ru
Исследования рынка

Инвестиции в офисы и склады: предварительные итоги 2020 г.

Компания Bright Rich | CORFAC International подвела предварительные итоги года по инвестициям в офисную и складскую недвижимость Москвы.
 
11.12
Точка зрения

Шесть актуальных трендов для офисных переговорных комнат

Дмитрий Шабанов, руководитель направления мультимедийных систем ИТ-компании КРОК, рассказывает о настоящем и будущем переговорных комнат.

30.11

журнал CRE 2(447)

Март
Пакуют все: какие новые продукты выйдут на рынок коллективных инвестиций? Доходность депозитов в России всё ещё высока, конкуренция между управляющими ЗПИФ компаниями – всё жёстче. Удастся ли убедить «частников» в них вкладываться, и вообще изменить отношение к исторически непонятной и сложной для них commercial real estate? Высокие отношения: насколько вероятна так называемая деградация девелопмента?    За МКАДом жизнь есть: «великий офисный исход» за МКАД прогнозировался ещё двадца...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (24-30 марта)

Об упаковке квартир в ЗПИФы, новом ТЦ в Восточном Бирюлеве, офисах Аэрофлота и Лукойла, гибких проектах Aspace и AFI, крупной складской сделке в Татарстане, масштабном проекте в Анапе и новых офисах от А101, а также о том, что обсуждалось на Office & Development Brunch 2025 - в нашей традиционной подборке.
30.03
Источник: CRE
События

Office & Development Brunch 2025: "Конечникам" везде у нас дорога, инвесторам всегда у нас доход!

20 марта в Москве состоялась ежегодная встреча, посвященная офисному рынку. Ведущие девелоперы, консультанты и эксперты затронули общие тренды рынка, дали аналитику и порассуждали о портрете покупателя. Мы, журналисты, всегда любим говорить о новой реальности или нормальности, но дискуссия показала, что рынок действительно поменялся, и даже глубже, чем мы себе представляли. И в то же время есть маркеры, которые говорят о движении в обратную сторону - сторону аренды этажами и блоками (то, как всегда представляли профессиональный рынок). Причем это даже без учета возможного возвращения международных компаний. Просто в мелкую нарезку с высокими доходами уже поиграли, а клиенту теперь снова нужно, как было, только современнее, сервиснее и зеленее. Девелопмент, фокус на который казался определяющим (КРТ, МПТ и прочее), на самом деле тоже зависим от человека и от "Рынка" (именно так, с большой буквы и в несколько мистическом понимании), поэтому тезис "всё не будет как прежде уже никогда" конечно же имеет место быть, но ни отдельные проекты, ни компании, ни десятки девелоперов жилья для этого рынка уже не становятся определяющими.  
 
Полное видео ТУТ. Фотоотчет ЗДЕСЬ.
26.03
Источник: Union Brokers
Сделка

Union Brokers сдала склад в Татарстане

«Биек Тау» - складской парк в Татарстане – принял нового арендатора.
 
27.03
Источник: CRE
Аукцион

БЦ Pulkovo Sky готовы отдать за 4 млрд рублей

Торги по продаже бизнес-центра класса А площадью 50 тыс. кв. м пройдут 28 мая в форме голландского аукциона (на понижение). Начальная цена - 5,56 млрд, минимальная - 4,06 млрд рублей.
28.03
Источник: cre.ru
Проект

Южный порт прирастет офисами

Более 350 тыс. кв. м офисной недвижимости будет построено в Южном порту.
 
27.03
Источник: «А101»
Проект

«А101» начала продавать офисы в третьей очереди «Прокшино»

На рынок выведена следующая очередь бизнес-квартала «Прокшино». 
 
26.03
Источник: CRE
Проект

Hutton получил площадку под Light Industrial

Девелопер планирует построить промышленный технопарк на участке площадью 0,86га в Новокосине.
27.03

подпишись НА эксклюзивные новости cre