Knight Frank: средний размер арендованного офиса уменьшился на 20%

В рамках XII ежегодной офисной конференции Knight Frank «Неопасный офис» эксперты рассказали о ключевых и основополагающих тенденциях, которые формируют и продолжат формировать вектор развития офисного сегмента. Среди них – уменьшение среднего размера офиса (компании в среднем стали арендовать помещения площадью почти на 20% меньше, чем в 2019 году), рост популярности гибких офисов, сокращение объема строящихся офисов (за последние пять лет годовой объем ввода не превышал 500 тыс. кв. м). 
4267
Изображение взято из источника: Knight Frank
Среди трендов рынка офисной недвижимости Москвы эксперты выделили уменьшение среднего размера офиса. В настоящее время потребности арендаторов в занимаемых офисных пространствах снижаются. Так, средний размер сделки аренды составил 1 757 кв. м по сравнению с 2 169 кв. м в 2019 году. В постпандемийной реальности меняется и сам формат офисного пространства – теперь оно воспринимается как площадка для встреч и совместной работы, а не только как оборудованное рабочее место. Арендаторы заинтересованы в гибких и трансформируемых пространствах, лаунж-зонах, иными словами, в постепенном снижении количества рабочих мест. При этом отмечается растущая потребность в качественных офисах и инфраструктуре.
 
Мария Зимина, директор департамента офисной недвижимости Knight Frank, отмечает: «На фоне пандемии мы наблюдаем, что многие компании более активно пересматривают свои потребности в офисном пространстве. Это явление прослеживалось и ранее в связи с улучшением качества и распространения технологий, позволяющих сотрудникам работать удаленно. Что касается среднего количества квадратных метров на одно рабочее место, после периода сокращения этого показателя мы видим, что он снова увеличивается, поскольку теперь это является вопросом безопасности и здоровья сотрудников».
 
 
 
Гибкие офисы, стремительно развивающиеся последние несколько лет, постепенно становятся действительно серьезным и логичным вариантом для размещения крупных корпоративных арендаторов, например, банковских структур, телекоммуникационных компаний, игроков IT-сектора. Ограничения 2020 года в большей степени повлияли на операторов гибких пространств в отличие от классических арендодателей из-за более простых условий выхода из проекта арендаторов и отсутствия штрафов и пеней за это. Тем не менее, крупные сделки все же продолжали заключаться. Одной из таких сделок стала аренда «Сбербанком» около 4 700 кв. м (789 рабочих мест) в MANUFAQTURY Poklonka Place, или аренда группой компаний ФСК порядка 3 200 кв. м в пространстве «Space 1 Арбат».
 


 
Кроме того, одной из важных тенденций является изменение привычного подхода к посещению офиса. После первой и второй волны COVID-19 весной и осенью 2020 года, большинство работодателей отметили, что дистанционный формат работы является вполне эффективным. В январе 2021 года, по данным исследовательского центра портала Superjob.ru, 32% респондентов среди московских работодателей заявили, что на текущий момент на удаленке остаются свыше 30% их работников, несмотря на снятие ограничений со стороны московских властей. Гибридный формат работы, когда часть работников находится дома, а часть – в офисе или когда сотрудники проводят рабочее время в офисе несколько дней в неделю, сегодня набирает популярность в большинстве компаний и становится очевидным трендом.
 



 
Никола Обайдин, директор по офисной недвижимости PPF Real Estate Russia: «Девелоперам офисных пространств сейчас особенно важно уметь выстраивать отношения с резидентами и их сотрудниками, а также поддерживать изменение их потребностей и адаптироваться к новым условиям. В офисном парке Comcity мы особое внимание уделяем принципам, позволяющим успешно привлекать резидентов в офисы и делать их пребывание там комфортным и безопасным – налаживание постоянной обратной связи, полное обеспечение необходимыми сервисами и услугами в пределах бизнес-центра, забота об их здоровье и соблюдение всех мер безопасности».
 
Отдельно стоит отметить долгосрочную тенденцию к сокращению объема строящихся офисов. За последние пять лет годовой объем ввода не превышал 500 тыс. кв. м. В 2020 году объем ввода офисов составил 224,4 тыс. кв. м, что на 41% меньше, чем в 2019 году. При этом до пандемии предполагалось появление на рынке более 500 тыс. кв. м новых качественных офисных площадей, но из-за кризиса девелоперы замедлили динамику выхода проектов, присматриваясь к поведению арендаторов и вектору развития рынка. Небольшой объем ввода помешал такому же резкому росту доли вакантных площадей и росту арендных ставок, как это было во время кризиса 2014 года, когда объем офисов, вышедших на рынок, составлял чуть более 1,4 млн кв. м.
 

 
Также по вопросу офисного девелопмента стоит сказать о превалировании в структуре нового строительства более качественных и децентрализованных офисов. На фоне снижения доли вакантных площадей в развитых деловых локациях столицы – центральном округе и ММДЦ «Москва-Сити», – девелоперы обратили внимание на площадки, расположенные за ТТК и МКАД. Так, наибольший прирост объема предложения с 2017 по 2020 год произошел в зонах ТТК-МКАД и за пределами МКАД с показателями роста на 6% и 13% соответственно. Данный тренд подтверждают быстро развивающиеся деловые кластеры, такие как Химки, Новая Москва и Сколково. Также в 2021 году из общего прогнозируемого объема ввода офисных площадей на московском рынке практически две трети будут составлять новые офисы класса А, по сравнению с 58% в 2020 году. Аналитики Knight Frank ожидают, что и далее в новом объеме ввода будут превалировать площади класса А.


 


иГРОКИ РЫНКА

NF Group

Зимина Мария

Консалтинг и брокеридж

NF Group

PPF Real Estate Russia

Обайдин Никола

Управление и эксплуатация недвижимости

PPF Real Estate Russia

Материалы по теме

Источник: РБК
Исследования рынка

CBRE: Спрос на крупные офисные блоки оказался наиболее устойчивым

Самое большое падение аналитики CBRE зафиксировали в спросе на средние офисы от 3 000 до 5 000 кв. м. Он в 2020 году стал минимальным за почти 20 лет.
11.03
Источник: РБК
Экспертный анализ

JLL: 72% сотрудников не хотят сидеть 5 дней в офисе

Массовый переход на удаленную работу во время пандемии COVID-19 продемонстрировал, что при наличии технологической поддержки сотрудники способны эффективно работать в удаленном режиме без снижения продуктивности. Новые приоритеты баланса работы и личной жизни, которые появились в результате «новой нормы», повлияли на организацию рабочего пространства. В настоящее время акцент делается на качество жизни, эргономику и мотивацию, говорится в глобальном исследовании JLL «Переосмысление опыта сотрудников».  
15.02
Источник: РБК
Исследования рынка

Knight Frank: Поглощение офисов снизилось на 61%

Специалисты подвели итоги 2020 года на рынке офисной недвижимости Москвы. В течение отчетного периода наблюдалось постепенное замедление основных показателей. По итогам рекордно низкого показателя достигло поглощение. Ставки аренды остались на прежнем уровне.
15.02

журнал CRE 7(441)

Июль
Вышел из печати CRE №7 (441) Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Читайте в номере: АКТУАЛЬНО Ушли в коммерцию: перейдут ли инвесторы из жилой недвижимости в коммерческую? Эксперты журнала ожидают возвращения интереса к коммерческой недвижимости у игроков рынка, однако подчеркивают, что процесс этот не будет слишком активным. ТЕМА НОМЕРА Это моя поляна: как укрупнение сегмента девелопмента влияет на отрасль и отдельные ее направления. УПРАВЛЕНИЕ ...

Популярное

Источник: Kanzler
Экспертный анализ

Кодовое слово: как менялся дресс-код на рынке недвижимости

Лето-2024 стало одним из самых жарких в истории наблюдений, и семь из десяти компаний Москвы и Подмосковья, по данным SuperJob, смягчили дресс-код. При этом, многие сотрудники российских бизнесов поддерживают соблюдение стандартов даже летом: 36% опрошенных «Авито» считают, что носить прозрачную одежду на работе категорически нельзя, 31% против ношения маек, кроп-топов и «вещей с оголённой талией», 29% — шорт, но только на мужчинах. Ещё 26% не радуют тапочки или сланцы коллег, 22% респондентов-женщин – глубокие декольте, и только 31% респондентов не раздражает ничего. Ведущие эксперты российского рынка недвижимости, ритейла, логистики и индустрии гостеприимства вспомнили для CRE, как менялся дресс-код в отрасли за тридцать лет, и поделились, что можно, а что нельзя в их офисах и вне офисов (но в рабочее время) сегодня.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
22.07
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (15-21 июля)

Готовящаяся сделка Radius Group и Ozon, новый крупный склад под Уфой, новости Accent Capital, O1 Properties и У Aspace, блины в красноярской «Планете», крупные складские сделки в Петербурге и Москве, ход работ в Stone Ленинский, а также новая статья из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке. 
21.07
Источник: SOK
Экспертный анализ

Наденьте это немедленно

38% сотрудников российских компаний всегда придерживаются правил дресс-кода, хотя он их и раздражает. 35% нарушали их, но очень редко, а 40% считают важным соблюдение дресс-кода в офисах в принципе. CRE продолжает серию летних публикаций о том, как менялся дресс-код на рынке недвижимости, в ритейле, логистике, индустрии гостеприимства и смежных сегментах.

Продолжение. Начало - здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
23.07
Источник: cre.ru
Проект

«Гранель» построит склад для Ozon

Ozon займет склад, который построит «Гранель» в Новой Москве.
 
22.07
Источник: Пресс-служба Business Club
Игроки рынка

Business Club построит премиальный БЦ на Ходынке

Business Club презентовал бизнес-центр нового формата.

24.07
Источник: Pridex
Открытие

Штаб-квартира «Уральской Стали» переехала на Пресню

Головной офис одного из лидеров металлургического рынка площадью 4 тыс. кв. м реализован компанией Pridex на территории бывшего лакокрасочного завода братьев Мамонтовых.
23.07
Источник: CRE
Открытие

YoBody Fitness пришел на ЗИЛ

Фитнес займет свыше 1 900 кв. м в ТРЦ ЗУМ. 
22.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre