Knight Frank: средний размер арендованного офиса уменьшился на 20%

В рамках XII ежегодной офисной конференции Knight Frank «Неопасный офис» эксперты рассказали о ключевых и основополагающих тенденциях, которые формируют и продолжат формировать вектор развития офисного сегмента. Среди них – уменьшение среднего размера офиса (компании в среднем стали арендовать помещения площадью почти на 20% меньше, чем в 2019 году), рост популярности гибких офисов, сокращение объема строящихся офисов (за последние пять лет годовой объем ввода не превышал 500 тыс. кв. м). 
3047
Изображение взято из источника: Knight Frank
Среди трендов рынка офисной недвижимости Москвы эксперты выделили уменьшение среднего размера офиса. В настоящее время потребности арендаторов в занимаемых офисных пространствах снижаются. Так, средний размер сделки аренды составил 1 757 кв. м по сравнению с 2 169 кв. м в 2019 году. В постпандемийной реальности меняется и сам формат офисного пространства – теперь оно воспринимается как площадка для встреч и совместной работы, а не только как оборудованное рабочее место. Арендаторы заинтересованы в гибких и трансформируемых пространствах, лаунж-зонах, иными словами, в постепенном снижении количества рабочих мест. При этом отмечается растущая потребность в качественных офисах и инфраструктуре.
 
Мария Зимина, директор департамента офисной недвижимости Knight Frank, отмечает: «На фоне пандемии мы наблюдаем, что многие компании более активно пересматривают свои потребности в офисном пространстве. Это явление прослеживалось и ранее в связи с улучшением качества и распространения технологий, позволяющих сотрудникам работать удаленно. Что касается среднего количества квадратных метров на одно рабочее место, после периода сокращения этого показателя мы видим, что он снова увеличивается, поскольку теперь это является вопросом безопасности и здоровья сотрудников».
 
 
 
Гибкие офисы, стремительно развивающиеся последние несколько лет, постепенно становятся действительно серьезным и логичным вариантом для размещения крупных корпоративных арендаторов, например, банковских структур, телекоммуникационных компаний, игроков IT-сектора. Ограничения 2020 года в большей степени повлияли на операторов гибких пространств в отличие от классических арендодателей из-за более простых условий выхода из проекта арендаторов и отсутствия штрафов и пеней за это. Тем не менее, крупные сделки все же продолжали заключаться. Одной из таких сделок стала аренда «Сбербанком» около 4 700 кв. м (789 рабочих мест) в MANUFAQTURY Poklonka Place, или аренда группой компаний ФСК порядка 3 200 кв. м в пространстве «Space 1 Арбат».
 


 
Кроме того, одной из важных тенденций является изменение привычного подхода к посещению офиса. После первой и второй волны COVID-19 весной и осенью 2020 года, большинство работодателей отметили, что дистанционный формат работы является вполне эффективным. В январе 2021 года, по данным исследовательского центра портала Superjob.ru, 32% респондентов среди московских работодателей заявили, что на текущий момент на удаленке остаются свыше 30% их работников, несмотря на снятие ограничений со стороны московских властей. Гибридный формат работы, когда часть работников находится дома, а часть – в офисе или когда сотрудники проводят рабочее время в офисе несколько дней в неделю, сегодня набирает популярность в большинстве компаний и становится очевидным трендом.
 



 
Никола Обайдин, директор по офисной недвижимости PPF Real Estate Russia: «Девелоперам офисных пространств сейчас особенно важно уметь выстраивать отношения с резидентами и их сотрудниками, а также поддерживать изменение их потребностей и адаптироваться к новым условиям. В офисном парке Comcity мы особое внимание уделяем принципам, позволяющим успешно привлекать резидентов в офисы и делать их пребывание там комфортным и безопасным – налаживание постоянной обратной связи, полное обеспечение необходимыми сервисами и услугами в пределах бизнес-центра, забота об их здоровье и соблюдение всех мер безопасности».
 
Отдельно стоит отметить долгосрочную тенденцию к сокращению объема строящихся офисов. За последние пять лет годовой объем ввода не превышал 500 тыс. кв. м. В 2020 году объем ввода офисов составил 224,4 тыс. кв. м, что на 41% меньше, чем в 2019 году. При этом до пандемии предполагалось появление на рынке более 500 тыс. кв. м новых качественных офисных площадей, но из-за кризиса девелоперы замедлили динамику выхода проектов, присматриваясь к поведению арендаторов и вектору развития рынка. Небольшой объем ввода помешал такому же резкому росту доли вакантных площадей и росту арендных ставок, как это было во время кризиса 2014 года, когда объем офисов, вышедших на рынок, составлял чуть более 1,4 млн кв. м.
 

 
Также по вопросу офисного девелопмента стоит сказать о превалировании в структуре нового строительства более качественных и децентрализованных офисов. На фоне снижения доли вакантных площадей в развитых деловых локациях столицы – центральном округе и ММДЦ «Москва-Сити», – девелоперы обратили внимание на площадки, расположенные за ТТК и МКАД. Так, наибольший прирост объема предложения с 2017 по 2020 год произошел в зонах ТТК-МКАД и за пределами МКАД с показателями роста на 6% и 13% соответственно. Данный тренд подтверждают быстро развивающиеся деловые кластеры, такие как Химки, Новая Москва и Сколково. Также в 2021 году из общего прогнозируемого объема ввода офисных площадей на московском рынке практически две трети будут составлять новые офисы класса А, по сравнению с 58% в 2020 году. Аналитики Knight Frank ожидают, что и далее в новом объеме ввода будут превалировать площади класса А.


 


иГРОКИ РЫНКА

NF Group

Зимина Мария

PPF Real Estate Russia

Обайдин Никола

Консалтинг и брокеридж

NF Group

Управление и эксплуатация недвижимости

PPF Real Estate Russia

Материалы по теме

Источник: РБК
Исследования рынка

CBRE: Спрос на крупные офисные блоки оказался наиболее устойчивым

Самое большое падение аналитики CBRE зафиксировали в спросе на средние офисы от 3 000 до 5 000 кв. м. Он в 2020 году стал минимальным за почти 20 лет.
11.03
Источник: РБК
Экспертный анализ

JLL: 72% сотрудников не хотят сидеть 5 дней в офисе

Массовый переход на удаленную работу во время пандемии COVID-19 продемонстрировал, что при наличии технологической поддержки сотрудники способны эффективно работать в удаленном режиме без снижения продуктивности. Новые приоритеты баланса работы и личной жизни, которые появились в результате «новой нормы», повлияли на организацию рабочего пространства. В настоящее время акцент делается на качество жизни, эргономику и мотивацию, говорится в глобальном исследовании JLL «Переосмысление опыта сотрудников».  
15.02
Источник: РБК
Исследования рынка

Knight Frank: Поглощение офисов снизилось на 61%

Специалисты подвели итоги 2020 года на рынке офисной недвижимости Москвы. В течение отчетного периода наблюдалось постепенное замедление основных показателей. По итогам рекордно низкого показателя достигло поглощение. Ставки аренды остались на прежнем уровне.
15.02

журнал CRE 20 (419)

Ноябрь 2
CRE №20 (419) вышел из печати. Номер выпущен при поддержке: Apollax Spacе   KR Properties   Группа компаний «Пионер» PDF-версия журнала доступна ЗДЕСЬ В НОМЕРЕ: Актуально РЕДКИЕ КАДРЫ Рынок труда - под влиянием разнонаправленных тенденций Тема номера ОFFICE VIVENDI Останется ли офис HR-брендом? Репортаж А МЫ КРЕПЧАЕМ Ведущие игроки обсудили перспективы рынка FM- и PM-услуг Тренды СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ СКЛАДОВ Эксперты ожидают бума складов и логистических п...

Популярное

Источник: Malltech
Открытие

В пермской «Планете» открылся MOVE

Мультибрендовый магазин с товарами таких брендов, как Adidas, Reebok и Puma, занял 158 кв. м на втором этаже ТРЦ. Напомним, ранее MOVE также начал работу в ТРЦ «Планета» в Красноярске.
29.11
Источник: CRE
Экспертный анализ

На смену якорю

Уход брендов, сокращение и переформатирование контента в кинотеатрах, спад доходов и кардинальное изменение потребительского поведения продолжают влиять на торговые центры. Очевидно уже и то, что «батутные парки», «веревочные пространства» и «студии танца» точно не приведут трафик такого же уровня и качества, как некогда кинотеатры и знаковые бренды, и игрокам все-таки придется и искать новые «якоря», и – де-факто – работать с покупателями с чистого листа.

Текст: Иван Майоров. CRE Retail, ноябрь 2022г.

30.11
Источник: KR Properties
Проект

KR Properties откроет БЦ на 17 тыс. кв. м в «Рассвете»

Компания вывела на продажу помещения под офисы и стрит-ритейл в бизнес-центре «Королев». Сроки реконструкции исторического здания не уточняются.
29.11
Источник: Ghelamco
Переговоры

Ghelamco продает свой логопарк на Дмитровском шоссе

Претендентами на складской комплекс площадью 243 тыс. кв. м и 30 га земли на севере Подмосковья в пределах ЦКАД называют Central Properties, «Венталл», Vesper и PLT. Консультантом сделки выступает CORE.XP. Стоимость оценивается в сумму около 11 млрд рублей. Инвестиции в складской сектор в этом году могут поставить новый рекорд с большим отрывом от предыдущих.
01.12
Источник: Пресс-служба группы RBI
Проект

На бывшем питерском хлебозаводе приобщат к культуре

RBI ввела в эксплуатацию реконструированный Левашовский хлебозавод.
 
29.11
Источник: cre.ru
Назначения

«Самолет» займется гостеприимством

Экс-глава Cosmos Hotel Group и ТРЦ «Метрополис» перешел на работу в «Самолет».
 
30.11
Источник: CRE
Экспертный анализ

Будут столоваться

Москве и Петербургу по-прежнему не хватает доступных форматов общепита: столовых, чайных, пельменных, чебуречных, блинных, пирожковых, закусочных и кафе с низким чеком, а тот, кто сейчас запустит хорошую сеть столовых — озолотится, убеждены эксперты. Однако против формата могут сыграть именно продолжающие снижаться доходы населения и переход на сберегательную модель поведения: клиенты будут искать не недорогие заведения, но просто перестанут есть не дома.
 
Текст: Евгений Арсенин, CRE Retail, ноябрь 2022г.
29.11

подпишись НА эксклюзивные новости cre