К 2023 году в Москве доля сотрудников на гибридном графике (удаленная работа + офис) достигнет 40-50%, в странах Европы и США – 50-60%. Ожидается, что в 2021-2022 гг. она будет сохраняться на уровне 30-35%. Такой прогноз содержится в аналитическом отчете «Будущее офисного рынка. Глобальная трансформация» от Cushman & Wakefield.
По оценке Cushman & Wakefield, в Москве доля сотрудников, которые 100% времени проводят на удаленной работе, сократится с 7-8% в 2021 году до 5-6% в 2023-м (в 2022-м – 4-5%). Вакцинация, ослабление противовирусных мер и возвращение части сотрудников в офис будет способствовать снижению доли сотрудников, работающих удалённо 100% времени. Еще одним сдерживающим фактором выступит дефицит новых рабочих мест. Возможен рост в 2023 году, но он будет незначительным в силу консервативности ведения бизнеса в России.
До пандемии исключительно удаленно работали лишь единицы сотрудников (не более 1-2%). На рынке труда Европы и США, наоборот, ожидается рост этого показателя – с 5-6% в 2021 году до 10-11% в 2023 году. Это связано с тем, что следствием восстановления глобальной экономики станет рост офисных рабочих мест. По мере развития глобальной экономики прибыль компаний растет, штат расширяется. После пандемии у сотрудников появился опыт удаленной работы (при этом у западных компаний внедрение такого формата работы началось раньше, чем в России), соответственно, компании смогут нанимать часть новых сотрудников с учетом того, что их функции будут выполняться удаленно.
В России менее половины сотрудников (48%) ожидают увеличения доли удаленной работы после снятия всех эпидемиологических ограничений, следует из опроса Cushman & Wakefield, в котором приняли участие 50 000 человек (из 38 компаний в 99 странах мира). 48% – это один из самых низких показателей в регионе ЕМЕА (Европа, Ближний Восток и Африка), сопоставимый с позицией азиатских стран. Как и в России, в Азии доля удаленной работы традиционно невысокая, и стремительного роста в ближайшее время не ожидается. Самый низкий показатель – на Тайване (17%), в Индонезии (29%), Гонконге и Китае – 36 и 37% соответственно. Для сравнения: в Испании 82% респондентов ожидают роста популярности «удаленки», в США – 72%, Канаде – 67%.
В России феномен низкой популярности удаленной работы может быть связан с низкой обеспеченностью сотрудников жильём и, как следствие, отсутствием возможности организовать полноценное рабочее место. Другим интересным феноменом, отличающим Россию от западных стран, является отсутствие локальных комьюнити в жилых районах. Посещение офиса и общение с коллегами часто является основой социализации. В то время как на западных рынках бизнес общение носит более формальный характер.
Расширение практики удаленной работы и переход компаний на гибридный рабочий график в долгосрочной перспективе может отразиться на динамике индикаторов рынка офисной недвижимости.
По данным Cushman & Wakefield, объем чистого поглощения в Европе и США в 2021 году будет отрицательным – высвободится 9,5 млн кв. м офисных площадей. Однако негативное влияние пандемии на спрос на офисные площади будет «отыграно» к середине 2023 года – тогда объем чистого поглощения составит 15 млн кв. м.
Московский рынок ощутил негативное влияние пандемии уже в 2020 году. При дальнейшем распространении гибридного графика работы в ближайшие 2-3 года произойдет существенное сокращение занятых площадей. Начало 2021 года подтверждает этот вектор развития и тенденцию сохранения поглощения в отрицательной зоне (- 442 тыс. кв. м). Однако этот показатель будет ниже в последующие периоды: - 17 тыс. кв. м в 2022 году и -63 тыс. кв. м в 2023-м, прогнозируют аналитики компании. Ожидается, что поглощение вернется в положительную зону в 2024 году, составив 186,6 тыс. кв. м.
«Офис выполняет одну из ключевых функций в ведении бизнеса. Это и место для социализации сотрудников, и продуктивная среда для коллаборации. Наличие офиса необходимо для централизации управления бизнес процессами и трансляции корпоративной культуры компании. Этот фактор будет определять рост спроса на офисные помещения в Москве начиная с 2022 года», – отметила Татьяна Дивина, заместитель руководителя департамента исследований и аналитики Cushman & Wakefield.
«Гибкий график работы привел к появлению новых правил организации офисных пространств. Сейчас компании при желании переформатировать свой офис в гибкое рабочее пространство с коллаборационными зонами все чаще задумываются либо о самостоятельном переоборудовании офиса, либо о взаимодействии с игроками рынка гибких офисов. В последнем случае это может быть как аренда готового офиса, так и сделка в формате built-to-suit», – подчеркнула Наталья Никитина, партнер, руководитель департамента офисной недвижимости Cushman & Wakefield.