Cushman & Wakefield: Чистое поглощение вернется к положительным показателям только в 2024 году

По прогнозам компании, доля сотрудников в режиме полностью удаленной работы к 2023 году сократится с 7-8% до 5-6%. А вот доля сотрудников на гибридном графике достигнет 40-50%. Аналитики считают, что такая трансформация отношения к работе в офисе скажется на показателях чистого поглощения качественной офисной недвижимости Москвы. Так, в 2022 году поглощение составит -17 тыс. кв. м, в 2023 году - -63 тыс. кв. м и только в 2024 году вернется к положительным значениям, составляя около 186 тыс. кв. м.  

4288
Изображение взято из источника: РБК

К 2023 году в Москве доля сотрудников на гибридном графике (удаленная работа + офис) достигнет 40-50%, в странах Европы и США – 50-60%. Ожидается, что в 2021-2022 гг. она будет сохраняться на уровне 30-35%. Такой прогноз содержится в аналитическом отчете «Будущее офисного рынка. Глобальная трансформация» от Cushman & Wakefield.

По оценке Cushman & Wakefield, в Москве доля сотрудников, которые 100% времени проводят на удаленной работе, сократится с 7-8% в 2021 году до 5-6% в 2023-м (в 2022-м – 4-5%). Вакцинация, ослабление противовирусных мер и возвращение части сотрудников в офис будет способствовать снижению доли сотрудников, работающих удалённо 100% времени. Еще одним сдерживающим фактором выступит дефицит новых рабочих мест. Возможен рост в 2023 году, но он будет незначительным в силу консервативности ведения бизнеса в России.

До пандемии исключительно удаленно работали лишь единицы сотрудников (не более 1-2%). На рынке труда Европы и США, наоборот, ожидается рост этого показателя – с 5-6% в 2021 году до 10-11% в 2023 году. Это связано с тем, что следствием восстановления глобальной экономики станет рост офисных рабочих мест. По мере развития глобальной экономики прибыль компаний растет, штат расширяется. После пандемии у сотрудников появился опыт удаленной работы (при этом у западных компаний внедрение такого формата работы началось раньше, чем в России), соответственно, компании смогут нанимать часть новых сотрудников с учетом того, что их функции будут выполняться удаленно.

В России менее половины сотрудников (48%) ожидают увеличения доли удаленной работы после снятия всех эпидемиологических ограничений, следует из опроса Cushman & Wakefield, в котором приняли участие 50 000 человек (из 38 компаний в 99 странах мира). 48% – это один из самых низких показателей в регионе ЕМЕА (Европа, Ближний Восток и Африка), сопоставимый с позицией азиатских стран. Как и в России, в Азии доля удаленной работы традиционно невысокая, и стремительного роста в ближайшее время не ожидается. Самый низкий показатель – на Тайване (17%), в Индонезии (29%), Гонконге и Китае – 36 и 37% соответственно. Для сравнения: в Испании 82% респондентов ожидают роста популярности «удаленки», в США – 72%, Канаде – 67%.

В России феномен низкой популярности удаленной работы может быть связан с низкой обеспеченностью сотрудников жильём и, как следствие, отсутствием возможности организовать полноценное рабочее место. Другим интересным феноменом, отличающим Россию от западных стран, является отсутствие локальных комьюнити в жилых районах. Посещение офиса и общение с коллегами часто является основой социализации. В то время как на западных рынках бизнес общение носит более формальный характер.

Расширение практики удаленной работы и переход компаний на гибридный рабочий график в долгосрочной перспективе может отразиться на динамике индикаторов рынка офисной недвижимости.

По данным Cushman & Wakefield, объем чистого поглощения в Европе и США в 2021 году будет отрицательным – высвободится 9,5 млн кв. м офисных площадей. Однако негативное влияние пандемии на спрос на офисные площади будет «отыграно» к середине 2023 года – тогда объем чистого поглощения составит 15 млн кв. м.

Московский рынок ощутил негативное влияние пандемии уже в 2020 году. При дальнейшем распространении гибридного графика работы в ближайшие 2-3 года произойдет существенное сокращение занятых площадей. Начало 2021 года подтверждает этот вектор развития и тенденцию сохранения поглощения в отрицательной зоне (- 442 тыс. кв. м). Однако этот показатель будет ниже в последующие периоды: - 17 тыс. кв. м в 2022 году и -63 тыс. кв. м в 2023-м, прогнозируют аналитики компании. Ожидается, что поглощение вернется в положительную зону в 2024 году, составив 186,6 тыс. кв. м.

«Офис выполняет одну из ключевых функций в ведении бизнеса. Это и место для социализации сотрудников, и продуктивная среда для коллаборации. Наличие офиса необходимо для централизации управления бизнес процессами и трансляции корпоративной культуры компании. Этот фактор будет определять рост спроса на офисные помещения в Москве начиная с 2022 года», – отметила Татьяна Дивина, заместитель руководителя департамента исследований и аналитики Cushman & Wakefield.

«Гибкий график работы привел к появлению новых правил организации офисных пространств. Сейчас компании при желании переформатировать свой офис в гибкое рабочее пространство с коллаборационными зонами все чаще задумываются либо о самостоятельном переоборудовании офиса, либо о взаимодействии с игроками рынка гибких офисов. В последнем случае это может быть как аренда готового офиса, так и сделка в формате built-to-suit», – подчеркнула Наталья Никитина, партнер, руководитель департамента офисной недвижимости Cushman & Wakefield.



иГРОКИ РЫНКА

Commonwealth Partnership [CMWP™]

Никитина Наталья

Консалтинг и брокеридж

Commonwealth Partnership [CMWP™]

Материалы по теме

Источник: Knight Frank
Экспертный анализ

Knight Frank: средний размер арендованного офиса уменьшился на 20%

В рамках XII ежегодной офисной конференции Knight Frank «Неопасный офис» эксперты рассказали о ключевых и основополагающих тенденциях, которые формируют и продолжат формировать вектор развития офисного сегмента. Среди них – уменьшение среднего размера офиса (компании в среднем стали арендовать помещения площадью почти на 20% меньше, чем в 2019 году), рост популярности гибких офисов, сокращение объема строящихся офисов (за последние пять лет годовой объем ввода не превышал 500 тыс. кв. м). 
18.03
Источник: РБК
Исследования рынка

CBRE: Спрос на крупные офисные блоки оказался наиболее устойчивым

Самое большое падение аналитики CBRE зафиксировали в спросе на средние офисы от 3 000 до 5 000 кв. м. Он в 2020 году стал минимальным за почти 20 лет.
11.03
Источник: РБК
Экспертный анализ

JLL: 72% сотрудников не хотят сидеть 5 дней в офисе

Массовый переход на удаленную работу во время пандемии COVID-19 продемонстрировал, что при наличии технологической поддержки сотрудники способны эффективно работать в удаленном режиме без снижения продуктивности. Новые приоритеты баланса работы и личной жизни, которые появились в результате «новой нормы», повлияли на организацию рабочего пространства. В настоящее время акцент делается на качество жизни, эргономику и мотивацию, говорится в глобальном исследовании JLL «Переосмысление опыта сотрудников».  
15.02

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (9-15 декабря)

Первый арендатор в новом проекте Instone Development, ключевые назначения в IPG.Estate и Remain, новый регион для Azimut Hotels, продажа БЦ в «Московском шелке» и Art Plaza, а также ТЦ «Ярославский вернисаж», и новый материал из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю. 
15.12
Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre