Склады: новый год, новые вызовы

Исполнительный директор Radius Group Захар Вальков рассказывает о перспективах рынка складской недвижимости, опыте, который нужно извлечь из ситуации, сложившейся в 2020 году, и новых вызовах для девелоперов. 
4586
Изображение взято из источника: Radius Group
Когда эксперты говорят об итогах 2020 года, может сложиться впечатление, что пока все сегменты недвижимости терпели убытки и сводили концы с концами, склады снимали сливки и купались в роскоши. Действительно, то что мы наблюдали: рост востребованности онлайн-торговли и сервисов доставки, низкая вакантность и постепенный рост ставок, рекорды по спросу и объему инвестиционных сделок. Однако сейчас нужно говорить не о том, что год сложился в целом удачно, а о том, с какими препятствиями мы столкнулись, какие уроки извлекли и какие вызовы нам предстоят в 2021 году.
 
Напомним, первая половина 2020 года сильно подкосила непродуктовый ритейл, и было бы странно, если бы эта ситуация не отразилась на собственниках складов. В условиях снижения прибыли такие арендаторы испытывали проблемы и с арендой складских площадей. Ориентируясь в первую очередь на долгосрочное сотрудничество, мы шли на уступки, предоставляли отсрочки арендаторам из наиболее пострадавших отраслей. А самыми пострадавшими стали отрасли, завязанные на физическом контакте с клиентом – офлайн-ритейл, туризм и гостиничный бизнес.
 
Многие игроки рынка, такие как СДЭК и X5 Retail Group, взяли курс на наращивание логистических мощностей под онлайн-ритейл еще за год-два до пандемии. Но важно, что даже те ритейлеры, которые не занимались торговлей через интернет, стали активно инвестировать в развитие онлайн-продаж, логистику для E-commerce, становясь более технологичными компаниями. И тут мы сталкиваемся с тем, что изменился подход к организации складской логистики – недостаточно просто арендовать складскую коробку и нанять персонал. Практически каждый проект сейчас предполагает определённый уровень автоматизации, а крупные девелоперы и собственники на российском рынке в партнерстве с технологичными компаниям уже могут предлагать современные решения компаниям-арендаторам, удовлетворяя новым требованиям. Автоматизацию можно назвать вызовом и драйвером рынка на ближайшие 3-5, а может быть и 7 лет.
 
Вторым вызовом является экономическая эффективность строительства для девелопера. Ожидания арендаторов от ставок аренды невысоки, хотя дефицит готового продукта, казалось бы, очевиден. В то же время, мы наблюдаем рост себестоимости строительства за счет увеличения, как стоимости элементов конструкции, так и стоимости рабочей силы. Поэтому в 2021 году мы будем наблюдать продолжение поиска консенсуса, который позволит давать лучший продукт клиентам, сохраняя пусть небольшую, но положительную маржинальность.
 
За 10 лет рынок складской недвижимости уже сильно изменился. Те объекты, которые девелоперы рынка строили раньше, были иногда избыточными по своей спецификации и включали такие детали, которые непосредственным пользователям были не нужны. Сейчас, чтобы быть конкурентным по цене, но не остаться без прибыли, необходимо понимать потребности рынка и ценить их в большей степени, чем собственные представления об идеальном продукте.
 
Во втором квартале 2021 года мы вводим в эксплуатацию новое спекулятивное здание. Этот объект очень интересен с точки зрения себестоимости, так как мы избавились от тех решений, которые были не нужны и за которые клиент не готов был платить. Такой подход позволил нам реализовать практически весь объем площадей еще до окончания строительства.
 
Вообще, для того, чтобы принять решение по строительству объекта, нужно постоянно наблюдать за актуальными запросами, вести диалог с рынком, мониторить стоимость финансирования и отслеживать cap rate. Если посмотреть с этой точки зрения, то рынок становится только сложнее, и все большую роль начинают играть опыт девелопера и его профессионализм.


иГРОКИ РЫНКА

Radius Group / Радиус Групп

Вальков Захар

Девелопмент

Radius Group / Радиус Групп

Материалы по теме

Источник: СК «Перспектива»
Точка зрения

Складской рынок смотрит в будущее с оптимизмом

Об основных итогах 2020 года для ключевых сегментов коммерческой недвижимости рассуждает Михаил Иванов, генеральный директор СК «Перспектива».
 
16.02
Источник: РИА Недвижимость
Исследования рынка

Спрос на склады побил рекорд 2018 года

Компания CBRE подвела итоги 2020 года на рынке складской недвижимости Москвы. Аналитики отмечают рекордный спрос на уровне 1,9 млн кв. м, снижение вакансии до 2,9%, но при этом очень медленное увеличение средней ставки аренды — на 1,5% к предыдущему году.

27.01
Источник: РИА Недвижимость
Исследования рынка

Рекордный спрос на склады подтвердили JLL

Аналитики JLL оценивают спрос на склады в Московском регионе на 1,68 млн кв. м. По данным компании, это рекорд за всю историю наблюдений. При этом 36% сделок пришлось на сектор e-commerce.
 

 
04.02

журнал CRE 10 (444)

Ноябрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегические партнеры журнала: компания Pioneer  компания  ADG group  ИНТЕРВЬЮ Основатель и акционер ГК «Ориентир» Елена Бондарчук: мать, жена, инвестор, девелопер. Именно в таком порядке ТЕМА НОМЕРА Дорого и немило: Как инфляция влияет на рынок коммерческой недвижимости ОФИСЫ - Игра в классиков: первые итоги офисной классификации - Ландшафт как преимущество ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА - Курортный роман: появятся ли в России города-мега...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (25 ноября - 1 декабря)

Активное развитие оренбургского ТРЦ «Мармелад», новые лоты от московских властей, планы по экспансии Avdeev Crystal, сделка по продаже БЦ «Амальтея» и ТЦ «Петровский», назначения в ФСК и Самолете, а также новая статья из журнала CRE - в нашей традиционной подборке за неделю.
01.12
Источник: stroi.mos.ru
Аукцион

Москва предлагает крупные лоты в САО

Город выставил на торги три коммерческих помещения в Бескудниковском районе.
 
29.11
Источник: cre
Открытие

Avdeev Crystal расширяет сеть бутиков в Москве

До конца года компания Avdeev Crystal откроет два магазина в самых люксовых ТЦ Москвы. Таким образом, торговая сеть бренда вырастет на 40%. Сейчас в Москве работает 5 бутиков Avdeev Crystal.
29.11
Источник: Инпром Эстейт
Открытие

В Оренбург привезли Idol

Первый в городе магазин премиального бренда Melon Fashion Group занял 350 кв. м в ТРЦ «Мармелад».
28.11
Источник: CRE
События

Retail & Development Brunch 2024: Любовь и боль

Рынок торговой недвижимости и ритейла с успехом прошел возможно самый сложный период в своей истории. Однако вызовы остаются. Меняется же эмоциональный окрас этого слова: вызовы сегодня - это уже не столько про боль управляющих компаний от ухода якорных арендаторов и потери трафика, сколько про любовь к своему клиенту, своему продукту, про внимание к деталям и создание новых концепций. На ежегодном мероприятии Retail & Development Brunch эксперты рынка обсудили основные тренды в ритейле и торговой недвижимости на текущий момент.
28.11
Источник: Пресс-служба Aspace
Проект

Aspace масштабируется

Aspace анонсирует запуск двух проектов в формате BTS.

27.11
Источник: cre.ru
Сделка

Selgros все продал

Selgros продал свой российский бизнес группе «Ароса».
 
29.11

подпишись НА эксклюзивные новости cre